Общественный Центр Содействия Реформе Уголовного Правосудия

Центр содействия реформе уголовного правосудия

 

На главную

 

О Центре :: Новости :: Проекты :: Пишите! :: Вопрос - Ответ

Карта сайта :: На главную

 
 

>>> Радиопередача "Облака"

 
 

Передача N 521

07.06.2002

  • О Евгении Эммануиловне Печуро вспоминают участники правозащитного движения с начала 70-х годов - Борис Альтшуллер, Елена Санникова, Илья Бурмистрович.

 

Ушла из жизни активная участница демократического движения в России Евгения Эммануиловна Печуро. Многие годы своей жизни она отдала делам милосердным, помогая пострадавшим от политических репрессий и их семьям.

Рассказывает Борис Альтшуллер, участник правозащитного движения с начала 70-х годов, сейчас он возглавляет общественную организацию "Право ребенка".

- 20 мая ушла из жизни Евгения Эммануиловна Печуро в возрасте 88 лет. Вспоминается лермонтовское: "Да, были люди в наше время". Когда живы такие люди, знаешь, что они существуют, ощущаешь себя как за каменной стеной. Когда они уходят, стена рушится.

Чтобы понять о каком человеке идет речь - один небольшой пример: обстрел во время войны, гвардии старший лейтенант - молодая девочка Женя Печуро, единственная среди всех мужиков идет под обстрел отнести нужное донесение. Все боялись, и она не должна была идти. Она пошла. Спокойно.

После войны. Белоруссия. По доносу преподавателя университета ее останавливает на улице КГБ. Допросы, обвинение в сотрудничестве с немцами во время войны, когда она, якобы, ходила в разведку. А в разведку она, как еврейка, никогда не ходила, потому что не посылали евреев. На КГБ произвел впечатление ее абсолютно спокойный, холодный внутренний стержень во время этих смертных бесед. Их потрясло ее полное спокойствие.

Елена Санникова работала вместе с Евгенией Эммануиловной Печуро в фонде помощи политзаключенным, созданном Александром Соженициныным.

Елена Санникова:

- Евгения Эммануиловна не любила, чтобы ей помогали, но очень любила сама помогать людям. Всем людям, которые ее окружали. Когда я в первый раз ее увидела, меня поразила какая-то внутренняя просветленность этого человека. Пожилой человек, от которого исходит мягкий, теплый свет. Мы часто виделись с ней на квартире, где собирались люди, занимающиеся Солженицынским фондом. Собирались для того, чтобы оказать помощь политзаключенным, ссыльным. А по ходу дела шли очень интересные разговоры за столом. Евгению Эммануиловну всегда было очень интересно слушать. А когда сама я оказалась в ссылке, мне регулярно приходили посылки от нее. И письма. Она очень часто мне писала. Каждое письмо очень радовало. А в посылках было содержимое ее пайков, которые она получала как ветеран войны. И все, что она получала, она раскладывала по посылкам и рассылала ссыльным и политическим заключенным. Это был человек удивительной энергии, энергии добра, заботы и внимания. Заботы о людях и внимания к людям. И назвать это можно одним словом: деятельная любовь к окружающим людям.

Борис Альтшуллер:

- Зримые результаты того, что она делала, - это участие, составление сборника "Памяти Сахарова". Потом мы вместе с ней осуществили издание этого сборника в издательстве "Книга", сделали послесловие "Последние 10 лет жизни" в 1991 году, уже здесь в России, и конечно, она составила книгу "Заступница" памяти Софьи Васильевны Калистратовой, вышедшей в 1997 году с замечательным предисловием Евгении Эммануиловны "Реквием по ушедшей эпохе" и эпиграфом Нины Григорьевой:

«Сказали мне: согрей пустыню,
Используй жар своей души,
Дыши!
И я дышу и стыну».

О своих встречах с Евгенией Эммануиловной Печуро рассказывает сотрудник архива Андрея Сахарова Илья Бурмистрович:

- Я несколько раз слышал, как она рассказывала всевозможные случаи, которым была свидетелем, а она была знакома с очень многими интересными людьми и очень много помнила всяких забавных, поучительных и трагических эпизодов из их жизни. И я ее неоднократно уговаривал, чтобы она написала свои воспоминания. Или записала на диктофон. Она категорически отказывалась. И отказывалась потому, что считала воспоминания неточными, и поэтому если она сама оставит какие-то воспоминания, то те неточности, которые она допустит, тоже останутся, и потом эти ошибки останутся в истории. Но это не мешало ей собирать воспоминания, например, о Софье Васильевне Калистратовой. Вот такая несколько парадоксальная позиция.

Борис Альтшуллер:

- Она пишет в статье: "Все, кто пытаются создать из человека монумент, наносят ему оскорбление. Если этому человеку есть, что сказать другим, и это масштабно, то есть его мысли прорастают в будущее, а из них делают догму, тем больше это оскорбляет. Особенно память ушедших. Непреднамеренное оскорбление умерших любившими и любящими подлежит суду совести самого любящего". Стольким людям она помогла! Очень не любила гласности, понимая, что это суета сует.

О смерти Евгении Эммануиловны Печуро не писали газеты. Она ушла от нас жизни незаметно, незаметно прошла и вся ее подвижническая жизнь. И в этом есть свой смысл, и своя правда: истинно милосердные дела чураются шума и суеты.

 

Вы слушали программу "Облака".

Всем привет!

Copyright © Центр содействия реформе уголовного правосудия. All rights reserved.
Использование материалов сайта без согласования с нами запрещено.
Комментарии и предложения по оформлению и содержанию сайта: sodeistvie08@gmail.com

  Rambler's Top100      

  Яндекс цитирования