Онлайн-интервью с Валерием Абрамкиным (продолжение)
(Фрагменты интервью «Эксперт Online». 2 ноября 2007)
Может быть, дурацкий вопрос: есть ли где-либо в зоне доступ в интернет? Если не у сидящих, то хотя бы у охраняющих? Есть ли у них шанс прочитать на сайте «Эксперта» Ваше интервью?
Говорить о российских тюрьмах вообще так же некорректно, как, скажем, о тюрьмах американских. Мне приходилось бывать в американских тюрьмах: там переезжаешь границу штата и попадаешь просто в другое государство. В каждом штате своя уголовная политика, в штате Миннесота, например, где-то 120 заключенных на 100 тысяч общего населения, а не 700, как в среднем по США. В штате Техас этот показатель в два с половиной раза выше национального. Тюрьмы Миннеаполиса гораздо человечнее, чем тюрьмы округа Колумбия или Нью-Йорка.
И у нас в разных регионах зоны сильно разнятся. Более человечными я бы назвал пенитенциарные учреждения Красноярского и Краснодарского края, Орловской и Иркутской области, — там зоны совершенно открытые. И, естественно, — нет никаких массовых акций протеста заключенных. Конфликтные ситуации и там, конечно, бывают, но руководство этих регионального ФСИН , немедленно выезжает в конфликтную колонию в сопровождении местных правозащитников и разбирается в причинах конфликта: если претензии арестантов справедливы, наказывает, скажем, провинившихся сотрудников и т.п.
По закону электронная почта и мобильники в зоне запрещены. Да и обычная связь есть не везде. Но в тех колониях, где она работает нормально, заключенные имеют возможность позвонить домой один раз в месяц (или в полгода, это зависит от типа учреждения). Мобильники попадают в зону через охранников, за деньги или за другой «товар», который в цене на черном рынке «нового ГУЛАГа».
Практически во всех колониях есть компьютер, есть даже компьютерные классы (в основном в детских колониях). Но в Интернет напрямую не пускают. Заключенный, скажем, набирает текст сообщения, его смотрит цензор, и только после этого его могут отправить адресату. Но у «криминальных лидеров» и у богатых людей, конечно, есть возможность обойтись без цензора. Я, например, получал по электронной почте письма от Ходорковского из Матросской Тишины.
Лично я считаю, что мобильник и доступ к электронной почте должны быть в каждой зоне, и любой арестант должен иметь реальную, круглосуточную возможность этими средствами связи воспользоваться. Мобильник или компьютер должны стоять в доступном для всех заключенных помещении. Там же должен висеть на стене список телефонов и электронных адресов государственных (уполномоченные, члены советов по правам человека) и независимых правозащитников. В этой комнате скорой правовой помощи должен сидеть независимый от администрации человек. Это может быть сотрудник штата регионального уполномоченного по правам человека, член региональной наблюдательной комиссии (3) или волонтер НПО. Я не представляю, какую бы такую государственную тайну мог передать по сотовому телефону прибежавший среди ночи арестант. Номер телефона, по которому он звонил, «тачкуется», и арестант (если он не сумасшедший) должен это понимать. Мейловские сообщения также остаются в памяти компьютера. Ну, а дальше, если арестант, предположим, сообщил что-то о своих преступных замыслах, пусть этим «замыслом» занимаются местные «опера».
Вот тогда мы сможем реально предотвращать массовые акции протеста и бунты. Я думаю, что деньги, которые потребуются на эту инновацию, будут меньше сумм ущерба от сегодняшних и грядущих лагерных бунтов.
-----------------------------------------
1 ФСИН — Федеральная служба наказаний России. Официальный сайт ФСИН — http://www.fsin.su. Гораздо более интересен неофициальный сайт сотрудников ФСИН (www.fsin.ru): там, похоже, устроен «ежедневный плебисцит», который, возможно, приведет к становлению культурного профессионального сообщества тюремщиков (жалко было бы ошибиться). Посетителям сайта «Эксперта», у которых родственники уже в тюрьме, или, не приведи Господи, им самим светит зона, я бы рекомендовал зайти и на сайт http://arestant.msk.ru, и на другие источники информации в Интернете, которые можно найти в «полезных ссылках» на сайте «Тюрьма и воля».
2 СИЗО № 4 УФСИН по городу Москве.
3 Эти комиссии предусмотрены законопроектом об «Общественном контроле…» (за закрытыми учреждениями), который принят в первом чтении еще два года назад, но пока застрял в обсуждении деталей.
Продолжение следует
Источник: http://www.expert.ru/interview/2007/11/02/abramkin_v/
|