Ю. В. Чижов, Центр содействия реформе уголовного правосудия (из выступления в ходе дискуссии на тему «Роль понятий в возникновении конфликтов в подростково-молодежной среде»)

Уму непостижимо: как в стране, где уже второй подряд президент ходит в церковь и осеняет себя крестным знамением, малолетних преступников заваливают «материальной помощью», которую проверяющие инстанции смогут потрогать руками, но при этом не желают тратить деньги на работу психологов?
Я читал некоторые из сочинений, написанных воспитанниками Можайской ВК. И меня буквально потрясли два из них. Оба их автора оказались в тюрьме за убийства прохожих – якутского шахматиста и дворника-таджика. Сидят они первый год. Ни следствия, ни суда, ни первого года колонии им не оказалось достаточно для того, чтобы осмыслить свои поступки.
В сочинениях они пишут о необходимости борьбы с «воровским законом». Понятно, что ребята пытаются заработать хорошие характеристики – вот и повторяют то, что в их умы внедряют воспитатели. Но «воровской закон», при всей своей безнравственности в прочих вопросах, как раз запрещает преследование людей по расовому признаку. В этом можно убедиться хотя бы по тем главарям преступного мира, которые изредка предстают перед судом и телекамерами. Получается, что сначала эти подростки убили на почве расовой ненависти, а теперь уже в тюрьме им не дают покаяться, но косвенным образом укрепляют их в прежних человеконенавистнических убеждениях.
Парадоксальная ситуация. Потому что парадоксальна любая идеология, а особенно бесчеловечная. Нацистская идеология считала ценностью любовь к своему народу. А коммунистическая - братство всех народов. Юные фашисты и коммунисты тоже сидели в тюрьмах за убийства из идейных соображений, и освобождались досрочно за примерное поведение. А потом сами становились начальниками концлагерей и убивали уже целые народы – как раз потому, что стали послушными. Только идеология в стране поменялась.
Судя по упомянутым сочинениям, преодолеть такие парадоксы невозможно силами одних только воспитателей, по должности отлучающих подростков от преступного мира, но не способных превзойти их в умении решать более сложные задачи, чем замена одной демагогии на другую. И вся материальная помощь мира не способна их переделать.
Прояснить их сознание может общение с хорошо подготовленными, а главное, добросовестными специалистами. В том числе и с психологами. Подросткам, воспитание которых запущено до того, что они сбиваются в стаи и убивают ни в чем не повинных прохожих, недостаточно лекций в общем зале. Работать с каждым из этих начинающих народоубийц надо отдельно. И раз сейчас они уже не смогут избежать такой работы, переубеждать их надо качественно, другой возможности может не оказаться.
Прекрасно, что сейчас в колониях существуют храмы, что туда ходят священники. Но Россия в течение почти ста последних лет была атеистической страной. И во всем мире социальный прогресс, в том числе и снижение уровня преступности, сопровождается постепенным уходом от религии. В наше время у человека, в том числе и у заключенного, оказавшегося в духовном тупике, должна оставаться возможность выбора между священником и психологом, выбора между хорошим психологом и плохим, между тюремным психологом, если он хороший, и приглашенным со стороны, если он плохой, или наоборот. Иначе и психологическая помощь тоже не будет иметь смысла.