СМИ. Избранное

 
 

Подготовлена концепция поправок в УПК об альтернативных видах наказания

На свободу могут выйти 280 тысяч человек

Ольга Павликова

 

 

Новая концепция поправок к Уголовно-процессуальному кодексу (УПК) предполагает, что, если они будут приняты, то позволят резко расширить в России применение альтернативных видов наказания и разгрузить российские тюрьмы примерно на треть.

Концепция законопроектов, подготовленная в комитете Госдумы по безопасности, будет представлена завтра в парламенте на круглом столе, посвященном расширению практики видов наказания, не связанных с лишением свободы. Инициатор поправок, первый зампред комитета Госдумы по безопасности единоросс Михаил Гришанков предлагает, в частности, упростить порядок внесения денежного залога. К примеру, подсудимым могут дать право в качестве залога внести не только деньги, но и ювелирные украшения, драгметаллы, недвижимость и другое имущество. Кроме того, осужденным будет предоставлено право обжаловать отказ применить к ним альтернативные формы наказания.

Сейчас в УПК механизм исчисления размера залога не зафиксирован, поэтому следователи и дознаватели нередко назначают такую сумму залога, что для обвиняемых она оказывается неподъемной. В результате такая мера, хотя она и указана в статье 108 УПК ("Заключение под стражу"), на практике применяется редко. Нижняя планка залога в законопроекте зафиксирована не будет. Гришанков считает, что на размер залога должны влиять имущественное положение подсудимого и сумма ущерба, в нанесении которого он обвиняется. «Мы также собираемся обязать суд проводить своего рода мини-процесс по избранию меры наказания. Сегодня обвинитель не объясняет судьям, почему он предлагает применить к преступнику, например, заключение под стражу. Эта практика должна быть изменена, выбор меры наказания должен быть обоснован», - заявил корреспонденту "Газеты» первый зампред комитета Госдумы по безопасности.

По статистике, лишь 8% осужденных, отбывающих альтернативные виды наказания, например условные, вновь идут на преступления. В то же время из тех, кто получил реальный, пусть и недолгий срок, 43% снова совершают правонарушения. В документах, подготовленных к круглому столу, особо подчеркивается, что введение практики домашнего ареста и электронного слежения за осужденными потребует дополнительных финансовых затрат, однако их значительно перекрывают те экономические издержки, которые государство несет при содержании заключенных.

В справочно-аналитических материалах МВД, подготовленных специально к заседанию в Госдуме, подчеркивается, что в настоящее время применение домашнего ареста невозможно из-за отсутствия достаточного количества сотрудников, специального оборудования и законодательно закрепленной за милицией обязанности наблюдения за «квартирными» арестантами. Депутаты предлагают возложить контроль за применением альтернативных форм наказания, в том числе учет арестованных и установку в местах домашнего ареста комплекса индивидуального электронного наблюдения, на уголовно-исполнительную инспекцию Федеральной службы исполнения наказаний. «Вероятно, в этом ведомстве с принятием закона придется существенно увеличить штат. Но уж лучше мы наймем 10 инспекторов, чем посадим в тюрьму 100 граждан», - отметил Гришанков.

Поддерживают в Госдуме и идею об электронном браслете. Проект закона о его введении находится пока на согласовании в правительстве. Для того чтобы можно было использовать электронные браслеты, потребуется не только снабдить подсудимого или осужденного техническими новинками, но и создать диспетчерские, контролирующие его местонахождение, и способы реагирования, если будет получен сигнал о нарушении режима. По расчетам Минюста, на реализацию законодательных инициатив, связанных с электронными браслетами и домашним арестом, может понадобиться более 34 млрд рублей.

Альтернативные виды наказания, по мнению законодателей, должны применяться на срок от двух месяцев до четырех лет за преступления небольшой и средней тяжести или в качестве дополнительного наказания к лишению свободы на срок от шести месяцев до двух лет. Таким образом, этот закон, в случае вступления в силу, позволит разгрузить российские тюрьмы и колонии сразу на треть и выпустить примерно 280 тысяч человек. Гришанков отмечает, что сразу после проведения круглого стола комитет Госдумы по безопасности приступит к подготовке пакета поправок к УПК. Их планируют внести в нижнюю палату парламента уже в весеннюю сессию.

 

Источник: газета «Газета». 12.11.2008.