Передача N 540

01.11.02

  • Новая Комиссия по правам человека. Цели, задачи. Элла Памфилова, Олег Зыков, Валерий Абрамкин

 

В эфире программа "Облака"...

Это передача о заключенных, для заключенных и для всех тех, кому не безразлична их судьба.

29 октября состоялось первое заседание нового состава Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации.

Напомним, что еще 12 июля этого года Владимир Путин подписал Указ о назначении председателем Комиссии по правам человека Эллы Александровны Памфиловой, одновременно от обязанностей председателя комиссии был освобожден Владимир Карташкин.

Политическая карьера Эллы Памфиловой началась в 1989 году, когда она стала народным депутатом СССР и приобрела известность своей деятельностью в Комиссиях Верховного Совета по вопросам привилегий и льгот, а также по борьбе с коррупцией. Позже, в 1991 году Элла Александровна стала министром социальной защиты населения России. Этот пост она покинула добровольно, подав в отставку в знак протеста против антисоциальной политики государства. В 1993 году избрана депутатом Государственной Думы, участвовала в последних выборах Президента, создав в России прецедент участия женщины в борьбе за высший государственный пост. Элла Памфилова возглавляет Общероссийское общественное движение за "Гражданское достоинство", является председателем союза общественных объединений "Гражданское общество - детям России". Аналитики считают, что человек с такой политической биографией, хорошо знающий проблемы общества и государства изнутри, станет важным каналом связи между Президентом и гражданами избравшей его страны.

19 октября Владимир Путин подписал Указ об утверждении нового положения Комиссии по правам человека при Президенте России и ее состава. В Комиссию вошли 30 человек. Это известные правозащитники, лидеры неправительственных организаций (председатель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева, Светлана Ганнушкина, возглавляющая организацию "Гражданское содействие", которая оказывает помощь беженцам и вынужденным переселенцам, председатель Российского благотворительного фонда "Нет алкоголизму и наркомании" Олег Зыков), видные общественные деятели (писатель Борис Васильев, актер Георгий Жженов, президент "Международного общественного фонда помощи детям при катастрофах и войнах" Леонид Рошаль), известные журналисты, ученые, юристы.

29 октября, сразу после окончания заседания Комиссии по правам человека, в агентстве РИА Новости состоялась пресс-конференция, на которой Элла Памфилова рассказала журналистам о первом рабочем заседании Комиссии:

Одна из проблем, которую мы обсуждали: сотрудничество Комиссии с общественными организациями, в первую очередь, региональными, по всем направлениям защиты прав человека. Обсуждались также вопросы взаимодействия общественных организаций с властью. В заседании Комиссии участвовал глава администрации Президента Волошин.

Задача Комиссии - донести общественную волю по ключевым проблемам защиты прав человека, профессионально оформив конкретные предложения, до высшей власти. Не только представить конкретные предложения - что надо делать, но и как делать. И, если мы сумеем профессионально отстаивать свои позиции по обеспечению прав человека в той или иной области на самом высшем уровне, значит, создание Комиссии было оправданным.

Как отметила в своем выступлении перед журналистами Элла Памфилова, Комиссия не будет подменять работу многочисленных министерств, ведомств, судов, правоохранительных служб, региональной власти и аппарата Уполномоченного по правам человека в РФ. Прежде всего необходимо разработать и предложить Президенту целостную систему мер по качественному изменению ситуации с обеспечением основных прав людей в масштабах страны. Как разорвать порочный круг, когда жалоба в конце концов приходит к тому, на кого жалуются, и заявитель вместо помощи подвергается настоящей травле? Начинать эту работу, - считает Элла Александровна, - надо с ужесточения ответственности государственных чиновников за исполнение своих прямых обязанностей по обеспечению тех или иных прав граждан.

Судебная реформа, развитие местного самоуправления, четкое разделение полномочий, в том числе и финансовых, между разными уровнями власти, административная реформа - вот только несколько необходимых условий для коренного изменения ситуации с обеспечением прав человека. Но это вопросы общей политики государства, что же касается работы с гражданами, Комиссия будет способствовать созданию широкой сети служб, оказывающих юридическую помощь. Такого рода услуги должны быть доступны для неимущего населения. Еще одно направление - правовое просвещение. Люди должны знать свои основные права и уметь их грамотно отстаивать. Знать, куда с какой проблемой обращаться.

При Комиссии будет создан Экспертный Совет, общественная приемная. По сути, она уже работает: за время, прошедшее с момента назначения Памфиловой председателем Комиссии, принято 300 человек, получено три с половиной тысяч писем. В основном, люди жалуются на суды, незаконные аресты и задержания, проблемы медицинского и пенсионного обеспечения, нарушения в предоставлении тех или иных социальных льгот, на нарушения прав беженцев и вынужденных переселенцев... Немало писем о произволе самих правоохранительных органов?

Конечно Комиссии, все члены которой работают на общественных началах, не под силу справиться с каждой жалобой или просьбой, поэтому председатель Комиссии рассчитывает на помощь неправительственных организаций, которые ведут общественный прием и работают с письмами по отдельным направлениям, связанным с правами человека.

Каковы планы работы Комиссии по правам человека на ближайшее время? На этот вопрос журналистов отвечает Элла Памфилова:

Первое направление можно назвать стратегическим. Это разработка программы мер по созданию целостной системы защиты прав человека. Второе направление: выявление самых больных, горячих, проблемных зон, где существует наибольший произвол, происходят массовые нарушения прав человека. Для выявлении таких зон надо работать и с прецедентными обращениями граждан, т.е. такими, которые затрагивают проблемы, касающиеся многих людей. На ближайшее время мы выбрали две проблемы. Первая связана с вопросами гражданства и миграции. Вторую можно условно назвать - дети и тюрьма. Для ее решения необходимо ввести ювенальную юстицию, разработать программу мер по спасению наших детей, особенно тех, кто оказался в опасной ситуации, в условиях, в которых ребенку для выживания не хватает иммунитета, не только физического, но и психического, социального, нравственного. Мы должны дать им возможность иметь будущее, оградить их от агрессивной среды обитания, в которую многие из них попадают.

Как считает член Комиссии по правам человека, председатель Российского благотворительного фонда "Нет алкоголизму и наркомании" Олег Зыков, государственные органы работают сами по себе, прежде всего защищая свои ведомственные интересы. Повернуть их лицом к важнейшим социальным проблемам, заставить услышать голос гражданского общества - одна из главных задач Комиссии. В своем выступлении на заседании Комиссии по правам человека Олег Зыков сказал:

Я думаю, что одна из главных задач нашей Комиссии, это проведение экспертизы программ и проектов, в том числе и законопроектов, безусловно. Я считаю, что большинство государственных программ в отношении детей несостоятельно, а, зачастую, просто порочно, из-за ведомственного, бессистемного подхода, отсутствия стратегии. Общественные организации свои идеи, свои наработки, практический опыт не могут донести до органов власти. Поэтому взаимная экспертиза идей власти и идей общества - это, наверное, самая главная задача, которую мы должны решать.

Меня больше всего интересует тема защиты прав детей. Это вопрос не только законодательства, но и правовых, социальных технологий. Ювенальную юстицию следует рассматривать не как способ преобразования собственно судебной системы, а как развитие профилактической функции судебной системы. В конечном итоге, как развитие досудебных и внесудебных процедур, таких как примирительные процедуры и т.п. И судебной системе, и обществу в целом надо прежде всего отказаться от репрессивного мышления при решении вопросов детской преступности, правонарушений несовершеннолетних.

 

Заседание Комиссии по правам человека проходило сразу после трагических событий в Москве. Члены Комиссии минутой молчания почтили память заложников, погибших в Московском театральном Центре. Было также принято Заявление, с которым Элла Памфилова ознакомила журналистов, собравшихся в информационном агентстве РИА Новости. В заявлении в частности говорится:

Захват заложников в Москве явился чудовищным злодеянием, которому нет оправдания. Комиссия безоговорочно осуждает этот бесчеловечный акт. В дальнейшем Комиссия будет внимательно следить за обеспечением прав пострадавших, их родных и близких, а также за обеспечение права людей на объективную информацию о происшедшей трагедии, в том числе, и в ходе проводимого расследования.

Вызывает опасения, что одним из последствий захвата заложников в Москве может стать эскалация нарушений прав человека на почве межнациональной и межконфессиональной розни. Комиссия будет внимательно следить за соблюдением прав человека сотрудниками правоохранительных органов, местного самоуправления, других органов государственной власти. Комиссия призывает всех граждан не допускать нарушений прав человека на национальной или религиозной почве.

Комиссия подчеркивает важность продолжения конституционного процесса в Чеченской республики в направлении мирного урегулирования.

Выражая чувство глубокой скорби о погибших заложниках и соболезнуя их родным и близким, Комиссия призывает органы государственной власти России оказать всю необходимую помощь пострадавшим.

Люди, часто бывавшие в Чечне в последние 10 лет, отмечают, что к самым страшным последствиям военных действий относится проблема детей, выросших в условиях насилия, неустроенности, постоянной идеологической обработки. Рассказывает журналист Игорь Демин.

Я посещал Чечню с 1991-го года. Они сначала смеялись тому, что шло по радио - регулярно каждый час: какие-то молитвы, призывы к намазу, еще там что-то такое. Но года через два они уже это воспринимали как необходимую вещь. А через 5 лет во время войны - это была уже их идеология. Десять лет дети жили в этой идеологии. Сейчас это дети, для которых умереть, убив несколько крестоносцев-христиан, это значит - попасть в рай. Боевики, с которыми мы имеем дело молодеют прямо на глазах. Старшее поколение (это те, кому за 25, за 30 лет) устало от этой войны. И те, к кем мы начинаем иметь дело, это подростки 15-17 лет. А недавно поймали 12-летноего подрывника. Что с этими детьми делать?

В некоторых западных странах сейчас появился новый институт - Уполномоченный по правам будущих поколений. Директор Центра содействия реформы уголовного правосудия, член Комиссии по правам человека Валерий Абрамкин считает, что одна из главных задач Комиссии это создать условия для реабилитации, для спасения детей, ставших жертвами Чеченской войны, детей, брошенных обществом, детей, которых мы отправляем за решетку. Без этого не будет у нас будущего, без этого наши дети обречены жить в атмосфере ненависти, вражды, насилия. Одна из первых проблем, которой будет заниматься Комиссия по правам человека в самое ближайшее время, это вопросы создания специального правосудия для детей - ювенальной юстиции, вопросы изменения социальной и уголовной политики в отношении несовершеннолетних, создание целостной общественной и государственной системы защиты прав детей. Вот что рассказал журналистам на пресс-конференции, прошедшей в агентстве РИА Новости, Валерий Арамкин.

Из тюремных проблем одна из самых страшных это, конечно, проблема детей. И сегодня мы очень много времени посвятили тому, как мы будем работать над этой проблемой. Комиссией будут созданы рабочие группы по отдельным направлениям. Одно из таких направлений - права детей. Для их обеспечения и необходимо создать ювенальную юстицию. Создание ювенальной юстиции связано не только с вопросами правосудия и законодательства. Нам нужна программы мер по спасению детей, которые должны приниматься на федеральном, региональном и местном уровне. У нас есть такой термин - группы тюремного риск. Одна из самых многочисленных групп тюремного риска - дети.

Когда передавали репортажи из театрального Центра, я смотрел на террористов и у меня все больше возникало ощущение, что они очень похожи на наших малолеток, которые выходят из воспитательных колоний. Мы их иногда называем "дети без позвоночника", то есть они как бы закованы от всех внешних угроз в "панцирь", у них повышенное чувство опасности, но основы социальной, культурной у них нет. Опасность не в том даже, что они выходят на волю криминальными, а в том, что они становятся разрушителями жизни. Мы должны создать такую общественную и государственную структуру, которая занимается не только реабилитацией тех, кто уже отсидел, но и тем, чтобы дети не попадали за решетку. Исправить человека, который прошел тюрьму в юном возрасте, практически невозможно, и помочь ему чрезвычайно сложно. Это дорого. Не только в экономическом плане, но и в духовном. И конечно, подобную структуру надо, может быть, в первую очередь создавать в Чеченской республике. Там дети выпали не только из мирной жизни, но и просто из культурного пространства, из своей собственной культуры. С таким человеком очень трудно вести переговоры. И если мы сейчас проблему детей, переживших войну и выпавших из своей собственной культуры, не решим, мы оставим ее нашим детям. Им придется думать как жить на одной земле в мире и согласии.

По оценке МВД и Генеральной прокуратуры, в России более миллиона беспризорников. Сотрудники фонда "Нет алкоголизму и наркомании", работающие с этими детьми, называют их уличными.
Улица - это место, где брошенный ребенок работает, питается, общается, учится, иногда спит. Его повседневные заботы продиктованы потребностью выжить, поэтому все его устремления (как и любого живого существа) прежде всего направлены на удовлетворение чувства голода, жажды, тепла, безопасности.
Чаще всего уличных детей можно встретить в оживленных местах, где можно достать еду или заработать деньги: базары, рынки, площади, супермаркеты… Их день обычно начинается ближе к обеду, а заканчивается далеко заполночь.

 

Вот как выглядит портрет типичного уличного ребенка в описании социальных работников фонда "Нет алкоголизму и наркомании"

"Чаще всего, это мальчик 12-14 лет из неблагополучной или малообеспеченной семьи, где один или оба родителя - алкоголики. Как правило, уличный ребенок бросил школу или посещает ее нерегулярно, является заядлым курильщиком и систематически употребляет спиртные напитки. Большую часть времени он проводит в кругу себе подобных - в теплое время года на улице, в холодное - в подвалах или на чердаках. Высокая способность к адаптации в среде позволяет ему неплохо ориентироваться в возникающих проблемах и быстро находить их решение.

Внешний вид уличного ребенка: грязные руки и чумазое лицо с явными признаками раздражения вокруг рта, вызванного частым употреблением паров клея. На уличном ребенке потрепанная грязная одежда со следами того же клея, неприятный запах немытого тела, короткие грязные волосы, пустой безразличный взгляд. У него бедный словарный запас, с обилием ненормативной лексики. Речь несвязна и состоит из коротких фраз. Общение сводится к выражению сиюминутных желаний и чувств, ближайшей временной перспективы, не выходящей за рамки ближайших 2-3 часов. Уличный ребенок инфантилен, имеет задержку как интеллектуального, так и общего физического развития.

В недалеком будущем, скорее всего, таких детей ждет, или полная деградация, или роль исполнителей в криминальной среде с последующим попаданием в "места не столь отдаленные", или преждевременная смерть от отравления, болезней, передозировки наркотиков и других опасностей, которые окружают его со всех сторон."

Так заканчивают портрет уличного ребенка социальные работники фонда "Нет алкоголизму и наркомании". Напомним, что таких детей в России не менее одного миллиона.

 

Вы слушали программу "Облака"

Всем привет.