Передача N 804
12 февраля 2008
15.10
|
|
- 10 февраля день Собора Новомучеников и исповедников Российских;
- Бутовский полигон – «Русская Голгофа»;
- Новомученики и исповедники Российские – бывшие узники Бутырки;
- 12 февраля 2008 года исполняется 171 год со дня гибели Александра Пушкина.
|
В эфире программа "Облака"...
Это передача о заключенных, для заключенных и для всех
тех, кому небезразлична их судьба.
Здравствуйте. У микрофона Ирина Новожилова.
10 февраля в день Собора Новомучеников и исповедников Российских прошли праздничные богослужения в Успенском соборе Кремля и в храме Новомучеников и исповедников Российских, возведенном на Бутовском полигоне.
Для большинства москвичей Бутово – это, прежде всего, огромный жилой район, вынесенный за пределы московской кольцевой автодороги. Мало кто знает, что это слово стоит в одном ряду с такими словами, как Соловки, Колыма, Бухенвальд, Освенцим…
В полукилометре от московских новостроек находится бывший полигон НКВД, где были казнены и погребены десятки тысяч наших соотечественников.
В начале 90-х годов прошлого века на южной окраине Москвы в районе станции Бутово было обнаружено одно из крупнейших в Европе мест массовых расстрелов и захоронений жертв политических репрессий. По спискам расстрелянных, чудом дошедшим до наших дней, известно, что только в период с августа 1937 года по октябрь 1938-го на бывшем полигоне НКВД было казнено 20 тысяч 765 человек.
Приговоренных к смертной казни привозили в закрытых автозаках, проводили в огороженный колючей проволокой барак. Здесь проводилась сверка документов, проверка наличия фотографий, затем людей передавали сотрудникам специальной расстрельной команды.
В расстрельных списках краткие сведения: имена, национальность, даты рождения и смерти... Самым юным убиенным было по четырнадцать лет. Есть в списках и люди старше восьмидесяти, среди них – священномученник митрополит Санкт-Петербургский Серафим (Чичагов), воин и писатель, медик и живописец, монах и композитор.
По рассказам свидетелей, доживших до перестройки, вначале общие ямы для трупов расстрелянных рыли местные жители, мобилизованные в войска НКВД, а с августа 1937 года рвы для погребений копал бульдозер «Комсомолец».
Судя по останкам, обнаруженным в общих ямах и рвах, на Бутовском полигоне с середины 30-х и до начала 50-х годов было захоронено более ста тысяч человек.
Патриарх Московский и всея Руси Алексий II назвал Бутовский полигон «Русской Голгофой».
Как показало изучение дошедших до нас документов о расстрелянных на Бутовском полигоне, более тысячи из них пострадали за Христа и верность Его Церкви. Русской Православной Церковью прославлены в лике святых уже более 300 бутовских новомучеников.
В основном, на Бутовском полигоне расстреливали жителей Москвы и Московской области. Но рядом с ними покоятся останки людей шестидесяти национальностей, со всего света: немцы, поляки, литовцы, латыши… Есть и китайцы, индусы, уроженцы Америки, Южной Африки, некоторые из них приехали в Россию строить коммунизм….
В «братской могиле» лежат и святые, праведники, и… палачи – офицеры НКВД, которые принимали участие в казнях. Их тоже здесь расстреливали и скидывали в те же самые рвы.
У Господа, перед лицом смерти, все они оказались едины.
* * *
На стене Бутырского Покровского храма, который находится на территории одной из старейших московских тюрем, установлены мемориальная доска в память о новомучеников и исповедников Российских и иконы причисленных к лику святых бывших узников Бутырки.
Рассказывает настоятель Бутырского Покровского храма иерей отец Константин (Кобелев):
«Мы сейчас живем в уникальное время. Может быть, когда-нибудь в истории церкви эти годы будут обозначены так: время канонизации новомучеников – исповедников российских. До 2000-го года мы могли об этом только мечтать, а в годы советской власти об этом нельзя было и говорить.
В настоящий момент уже канонизировано поименно 1720 человек из тех, которые пострадали во время страшных гонений 20-го века. Бывали случаи, когда человека убили просто на улице, или какая-то разъяренная революционная толпа. Но большинство из них прошло все ту же самую советскую систему: арест, камера предварительного заключения, следственный изолятор, допросы, пытки, осуждение. Кто сразу получил смертный приговор, кто был отправлен в зоны, в лагеря, там был труд непосильный, тяжелые условия. После освобождения люди попадали в ссылку. Это все продолжалось, начиная с 1918-го года и до 1936-го. В 1937-м году всех, кто сидел раньше по какой бы то ни было статье, как правило арестовывали еще раз. Многих из этих «повторников» расстреляли.
Если говорить о нашей Бутырской тюрьме, на сегодняшний день нам известны имена более двухсот человек, которые сидели у нас, а теперь они причислены к лику святых. Т. е. более десяти процентов всех святых русских новомучеников прошли через Бутырку.
На стене нашего храма установлена мемориальная доска, где указано, что здесь находились новомученики. Если взять икону всех новомучеников российских, то на этой иконе одна треть всех святых – это бутырские».
Возможно, именно молитвы новомучеников и исповедников российских помогают сохранить традицию милосердного отношение к узникам, которая десятилетиям вытравливалась из жизни народа. Говорит отец Константин:
«Действительно, в нашем народе отношение к преступникам не столь уж плохое. Когда человек действительно совершает грех и вредит себе и другим людям, в этот момент его необходимо остановить. Но после того как человек уже перешел через порог тюрьмы, когда он оказался в следственном изоляторе, когда прошел через суд и находится в местах лишения свободы, к нему исстари на Руси было совсем другое отношение: такого человека всегда жалели, сочувствовали ему и старались помочь».
Работа Синодальной комиссии по канонизации пострадавших за веру в годы советской власти продолжается – Собор новомучеников и исповедников российских, включающий в себя и сонм новомучеников из Бутовского и Бутырского списка, постепенно пополняется новыми именами.
«Меня иногда спрашивают – почему я стал заниматься благоустройством захоронения и храмом? – сказал в одном из интервью настоятель храма иерей отец Кирилл Каледа, – не уход ли это в прошлое?
Я отвечаю, что занимаюсь Бутовским храмом и устройством будущего мемориала на месте массового расстрела и захоронения жертв сталинских репрессий для того, чтобы у нас у всех было будущее».
В одной из своих проповедей, посвященных дню новомучеников и исповедников Церкви Российской, митрополит Антоний Сурожский, бывший Экзарх Западной Европы говорил:
«Мы вспоминаем в этот день не только уже канонизированных новомучеников. Это день памяти о миллионах людей, погибших и замученных за годы советской власти, которые «остались верными Христу, остались верными Церкви, и через это остались, больше, чем кто-либо, верными нашей многострадальной великой Родине.
Мученик – это не просто человек, который страдает; это человек, который своим страданием свидетельствует о том, что его вера больше всего, что она дороже, драгоценнее всего на свете, и что ради этой веры, ради Бога, в Которого он верит, Кого исповедует, стоит не только жить достойно, но и умереть».
Проповеди Владыки Антония Сурожского в годы советской власти можно было услышать только в религиозных передачах русской службы Би-би-си. Фрагмент из выступления Владыки Антония (запись из частной коллекции):
«Бог, который не вещественен, может соединиться с веществом. Соединение человека и Бога можно уподобить тому, что бывает, если мы железный меч вложим в огонь, в кузницу. Мы его вкладываем холодным, серым, без блеска; а вынимаем – сияющим огнем. Жар проник в железо так, что можно резать огнем и жечь железом.
Может быть, самое ясное свойство в человеке, которое его делает родным Богу – это творчество, способность творить. Это мир, который был создан как бы в невинности, в котором были все возможности добра, отдан человеку. Так можно человеку отдать участок земли и ему сказать: «Сделай из этой почвы поле… или сад». Бог открыл нам творческую возможность из этого мира сделать чудо красоты, гармонии, правды. И вот человек должен был этим заняться. Но когда человек перестал идти этим путем, а пошел своими путями – эгоизма, жадности, страха, нелюбви и так далее – мы заблудились на нашем пути. Тот мир, который мы создали, с его ужасами так безобразен, так страшен!
Вы помните, наверное, слова русской пословицы: «Неурожай – от Бога, но голод – от людей». Да, неурожай может быть результатом различным внешних событий, а голод зависит от того, что человек по отношению к человеку бесчеловечен бывает. И так часто. А в наше время так страшно».
«Возблагодарим Бога, – сказал в одной из проповедей Владыка Антоний Сурожский, – за то, что на нашей Родине столько тысяч и тысяч людей, мужчин, женщин, стариков, детей оказались верными Спасителю и что по их молитвам простерся покров благодати над нашей Родиной, что обещает нам в свое время возрождение для этого нашего народа».
О духовном смысле дня Новомучеников и исповедников Российских размышляет священник Патриаршего подворья бывшего Андреевского монастыря протоиерей Александр Троицкий:
«Среди почитаемых церковью священномучеников и исповедников есть и епископы, и множество священников и дьяконов, и множество монашествующих. Среди них и активные прихожане церквей, которые пытались отстаивать свои храмы от закрытия во время гонений. Все эти люди сознательно шли на исповедание своей веры, они прекрасно знали, что может с ними произойти, и их подвиг, их противостояние злу, противостояние безбожию являются образцом для всех нас.
В России на протяжение многих веков было сравнительно немного мучеников: за первые девятьсот с лишним лет бытия русской церкви были канонизированы лишь единицы мучеников. А 20 век явил в России такое великое множество мучеников, которого не было даже во времена первых гонений на христиан. В одном лишь только подмосковном Бутове погребены несколько сотен известных по именам людей, которые проходили по церковным делам. И так в каждом городе, в каждой области есть такие места, где совершались массовые казни, расправы над людьми – людьми разных вер, разных убеждений, но среди них всегда есть те, кто пострадал за свои христианские убеждения и, главное, за христианский образ жизни.
В день Собора Новомучеников и исповедников Российских мы должны обратиться к памяти всех этих людей, воздать им должное с чувством благодарности, с чувством восхищения их подвигом».
Продолжает священник Патриаршего подворья бывшего Андреевского монастыря протоиерей Александр Троицкий:
«Важно не только то, как человек страдал, но и как он относился к своему страданию, к своим гонителям, к тем испытаниям, которые пришлись на его долю: с озлоблением ли он к этому относился или с благодарностью Богу за то, что он может быть принят в число Его исповедников, в число Его свидетелей. Ибо мученик (по-гречески martiros) значит также и свидетель – свидетель истинности христианской веры».
Известно довольно много случаев, когда умирающие за веру иереи и архиереи перед смертью благословляли своих мучителей.
Епископ Никодим Белгородский перед расстрелом, помолившись, благословил солдат китайцев, и те отказались стрелять. Тогда их сменили новыми, а священномученика вывели к ним переодетого в солдатскую шинель.
Митрополит Киевский Владимир крестообразно благословил руками убийц и произнес: «Господь вас да простит». Не успел он опустить рук, как был сражен тремя выстрелами.
На прошлой неделе мероприятия, посвященные Собору новомучеников и исповедников российских, прошли в различных странах мира. 7 февраля, в день 90-летия со дня мученической кончины митрополита Киевского и Галицкого Владимира (Богоявленского), митрополит Киевский и всея Украины Владимир совершил Божественную литургию в Трапезном храме Киево-Печерской лавры. После Литургии в монастыре был совершен молебен священномученику Владимиру, после чего священнослужители и верующие прошли крестным ходом к месту мученической кончины митрополита Владимира, которое находится недалеко от обители.
Русская Православная Церковь отмечает день памяти новомучеников и исповедников российских с 1992 года, в день убийства в Киеве митрополита Владимира (Богоявленского) или в следующий за ним воскресный день. Такой порядок был установлен определением Поместного Собора Русской православной Церкви еще в апреле 1918 года.
* * *
В этом году день, установленный для Собора Новомучеников и исповедников Российских, совпал с днями памяти Александра Сергеевича Пушкина.
Былое нельзя воротить – и печалиться не о чем,
У каждой эпохи свои подрастают леса.
А все-таки жаль, что нельзя с Александром Сергеичем
Поужинать в «Яр» заскочить хоть на четверть часа.
А все-таки жаль, что нельзя с Александром Сергеичем
Поужинать в «Яр» заскочить хоть на четверть часа.
12 февраля 2008 года исполняется 171 год со дня гибели великого поэта. В 1837 году в квартиру на Мойке–12 привезли смертельно раненого Пушкина после роковой дуэли. Здесь в этот же день в 2 часа 45 мин. пополудни остановилось сердце поэта.
«Трудно себе вообразить, – писал граф Соллогуб, – что это был за энтузиазм, за обожание толпы… Это имя волшебное являлось чем-то лучезарным в воображении всех русских».
В 1925 году в квартире Пушкина на Мойке–12 был открыт музей, с тех пор каждый год в день смерти поэта сюда приходят люди, почтить его память.
Победы свои мы ковали не зря и вынашивали,
Мы все обрели и надежную пристань, и свет.
А все-таки жаль, иногда над победами нашими
Встают пьедесталы, которые выше побед.
А все-таки жаль, иногда над победами нашими
Встают пьедесталы, которые выше побед.
Былое нельзя воротить, выхожу я на улицу,
И вдруг замечаю, у самых Арбатских ворот
Извозчик стоит, Александр Сергеич прогуливается,
Ах, завтра, наверное, что-нибудь произойдет.
Извозчик стоит, Александр Сергеич прогуливается,
Ах, завтра, наверное, что-нибудь произойдет.
В передаче прозвучала песня Булата Окуджавы, посвященная Пушкину.
Вы слушали программу "Облака".
Всем привет!
|