Фрагмент главы "Движение за права человека"
из книги Людмилы Алексеевой "История инакомыслия
в СССР"
II. ПЕРВЫЕ ПРАВОЗАЩИТНЫЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ
(1965-1968 гг.)
Осенью 1965 г. были арестованы московские писатели
Андрей Синявский и Юлий Даниэль. Они повторили попытку
Пастернака - опубликовали свои произведения за рубежом.
Однако, наученные опытом Пастернака, подвергнутого дикой
травле, они сделали это тайно, под псевдонимами (Абрам
Терц и Николай Аржак).
Арест произошел менее чем через год после "дворцового
переворота", устранившего Хрущева. Это был первый
арест, о котором сообщили зарубежные радиостанции, работавшие
на Советский Союз (Даниэля при этом назвали Даниэло).
Время от времени эти же радиостанции сообщали о возмущении
на Западе: произведения Абрама Терца и Николая Аржака
были переведены на европейские языки [29]
и имели успех.
Сообщение по зарубежному радио сделало арест писателей
довольно широко известным, и он встревожил всех как-то
причастных к самиздату.
Арест писателей был воспринят как пролог к зловещим
переменам.
Видимо, этим арестом новое советское руководство объявляло
войну самиздату - его авторам, распространителям и читателям.
Не только друзья и знакомые арестованных, но и вовсе
незнакомые люди горячо обсуждали, во что это выльется.
Расправятся ли с арестованными втихую, или устроят "показательный"
процесс по образцу сталинских? Тогда от подсудимых какими-то
неясными путями добивались, чтобы они возводили на себя
чудовищные поклепы и даже просили судить их "без
снисхождения". Остановятся ли власти на этом аресте
или за ним последуют другие? Каков будет приговор? -
Никто не знал этого, и суждения высказывались самые
разные, вплоть до предсказаний расстрела.
В этой обстановке тревоги и неопределенности 5 декабря
1965 г. на Пушкинской площади в Москве произошла первая
за время существования советской власти демонстрация
под правозащитными лозунгами.
За несколько дней до 5 декабря, который отмечался как
день советской конституции, в Московском университете
и нескольких гуманитарных институтах были разбросаны
листовки с "Гражданским обращением", отпечатанные
обычным самиздатским способом - на пишущей машинке:
"Несколько месяцев тому назад органами КГБ арестованы
два гражданина: писатели А. Синявский и Ю. Даниэль.
В данном случае есть основания опасаться нарушения закона
о гласности судопроизводства. Общеизвестно, что при
закрытых дверях возможны любые беззакония, и что нарушение
закона о гласности (ст. 3 Конституции и ст. 18 УПК РСФСР)
уже само по себе является беззаконием. Невероятно, чтобы
творчество писателей могло составить государственное
преступление.
В прошлом беззакония властей стоили жизни и свободы
миллионам советских граждан. Кровавое прошлое призывает
нас к бдительности в настоящем. Легче пожертвовать одним
днем покоя, чем годами терпеть последствия вовремя не
остановленного произвола.
У граждан есть средства борьбы с судебным произволом,
это - "митинги гласности", во время которых
собравшиеся скандируют один-единственный лозунг: "Тре-бу-ем
глас-нос-ти су-да над..." (следуют фамилии обвиняемых),
или показывают соответствующий плакат. Какие-либо выкрики
или лозунги, выходящие за пределы требования строгого
соблюдения законности, безусловно, являются при этом
вредными, а, возможно, и провокационными и должны пресекаться
самими участниками митинга.
Во время митинга необходимо строго соблюдать порядок.
По первому требованию властей разойтись - следует расходиться,
сообщив властям о цели митинга.
Ты приглашаешься на "митинг гласности", состоящийся
5 декабря с.г. в 6 часов вечера в сквере на площади
Пушкина у памятника поэту.
Пригласи еще двух граждан посредством текста этого
обращения". [30]
Автором обращения и инициатором демонстрации был Александр
Есенин-Вольпин, человек во многих отношениях замечательный.
Сын Сергея Есенина, математик и поэт, он дважды подвергался
заключению в психиатрические больницы: в 1949 г., в
25-летнем возрасте за "антисоветские стихи",
и уже после смерти Сталина, в 1959 г., за то, что передал
за границу сборник своих стихов и свой "Свободный
философский трактат". [31]
Александр Вольпин задолго до описываемых событий стал
пионером правового просвещения. Он разъяснял всем желавшим
его слушать простую, но непривычную для советских людей
мысль: что законы следует понимать так, как они написаны,
а не так, как их трактует начальство, и требовать их
буквального выполнения. Любимой идеей Вольпина была
необходимость гласности процессуальных действий, что
и отразилось в Гражданском обращении.
Люди того круга, к которому по возрасту и общественному
положению принадлежал Вольпин, не поддержали идеи демонстрации
из-за ее необычности да и небезопасности. Многие отговаривали
его от этой затеи. Помогали распространять обращение
смогисты. Трое распространителей были задержаны: 16-летняя
школьница Юлия Вишневская, 24-летний Владимир Буковский
и 19-летний Леонид Губанов. Всех их упрятали в психбольницы.
Вишневскую и Губанова отпустили через месяц, а Буковского
продержали около 8 месяцев.
По оценке Буковского (со слов его приятеля, побывавшего
на демонстрации), к памятнику Пушкину в назначенное
время пришло около 200 человек. [32]
Но я была на площади и думаю, что демонстрантов было
гораздо меньше, однако туда нагнали кагебистов в штатском
и дружинников, и трудно было понять, кто есть кто. К
тому же большинство находившихся на площади "своих"
участия в демонстрации, как и я, не принимали, а лишь
наблюдали за ней со стороны.
Вольпин и несколько человек рядом с ним развернули
небольшие плакаты, но их быстро выхватили натренированные
руки, и даже стоявшие рядом не успели прочесть, что
было на плакатах. Потом стало известно, что надписи
гласили: "Требуем гласности суда над Синявским
и Даниэлем!" и "Уважайте советскую конституцию!".
Задержали человек 20. Их заталкивали в легковые машины.
Сцену хорошо было видно из-за вспышек фотоаппаратов
западных корреспондентов, они узнали о демонстрации
и пришли посмотреть на столь необычное в советской столице
зрелище.
Задержанных отпустили через несколько часов. В большинстве
это были студенты. Все они и замеченные на площади в
тот вечер были исключены из институтов - примерно человек
40.
Суд над Синявским и Даниэлем был объявлен открытым
- возможно, из-за огласки за рубежом и этой демонстрации
пришлось его сделать таким. Правда, открытость суда
была своеобразной: вход в здание суда охранялся милиционерами,
пропускали внутрь лишь отобранных кагебистами людей,
по специальным пропускам. С тех пор "открытые"
суды по политическим мотивам за редким исключением проходят
так же. Из близких подсудимым людей только жены получили
доступ в зал.
Все четыре дня, пока длился суд, стояли сильные морозы.
Друзья подсудимых, корреспонденты западных газет и кагебисты
- все толпились в довольно тесном дворе, стучали ногой
об ногу и прыгали, чтобы согреться. Все эти группы держались
особняком, не смешиваясь.
Совместное стояние у суда пробило первую брешь в отчужденном
отношении будущих правозащитников к "корам",
как стали называть в Москве корреспондентов свободной
прессы. До тех пор не более двух-трех москвичей, если
не считать должностных лиц, поддерживали с "корами"
хотя бы эпизодическое общение. Первым деловую связь
с "корами" установил Андрей Амальрик, но случилось
это почти год спустя после суда над Синявским и Даниэлем.
Тогда же, у суда, все настороженно замолкали, если кто-то
из "коров" приближался. Корреспонденты тоже
сторонились собравшихся - возможно, не умея отличить
сочувствующих подсудимым от стукачей, а, возможно, чувствуя
такое же опасливое отчуждение от "этих советских".
Однако, когда из зала суда выходила публика - на обеденный
перерыв или по окончании заседания, все бросались к
женам подсудимых. Они тут же, во дворе, рассказывали
друзьям, что происходит внутри, и слушали их не только
близкие, но и корреспонденты, и кагебисты. И каждый
вечер по зарубежному радио шли сообщения о суде и комментарии
"морозоустойчивой прессы", самоотверженно
дежурившей у суда. Благодаря этому узнали о суде и связанных
с ним событиях не только на Западе, но и в СССР - даже
там, куда самиздат не проникал и слова такого до тех
пор не слыхали. Так будущие правозащитники открыли доступный
им очень мощный источник распространения своих идей
и информации.
Суд завершился суровыми приговорами: 7 лет лагеря строгого
режима Синявскому и 5 - Даниэлю. Но подсудимые и их
доброжелатели чувствовали себя победителями. Осужденные
не каялись и не осуждали свою "преступную"
деятельность, а отстаивали право поступать так, как
они поступили. Не зная наперед, какая расправа их ждет,
они оспаривали правомочность суда, выступая с позиций,
прежде неведомых советскому обществу, а именно: требуя
соблюдения конституционных прав, свободы творчества
и уважения к личности.
Суд над Синявским и Даниэлем помог сделать важное открытие:
что власти отказались от бессудных расправ, от пыток
и избиений во время следствия, от приписывания прямых
террористических намерений тем, кого они обвиняли в
"антисоветской агитации", и, следовательно,
от смертных приговоров за словесный "антисоветизм".
Это было существенным снижением давления на общество
по сравнению со сталинским временем. Однако прочтение
законов властями по-прежнему определялось принципом
"кто не с нами - тот против нас". Реальное
осуществление гарантированной конституцией свободы слова
по-прежнему считалось "антисоветской агитацией
и пропагандой с целью подрыва советского общества и
государства", как гласит статья 70 Уголовного кодекса
РСФСР, по которой осудили Синявского и Даниэля. При
своеобразных отношениях между властью и гражданами в
СССР, этот суд как бы объявил "таксу" за инакомыслие
- максимальный срок по статье 70 (7 лет лагеря строгого
режима и 5 лет ссылки). Последующие годы показали, что
нашлось немало людей, которых эта цена не остановила
в их стремлении говорить правду вслух. Приговоры Синявскому
и Даниэлю не прекратили распространения самиздата и
практики публикаций за границей.
И еще одно важное следствие этого суда: в самиздате
появилась Белая книга, включавшая запись судебного заседания,
газетные статьи о "деле" писателей и - письма
в их защиту.
Кампанию писем начали жены арестованных. В декабре
1965 г. жена Даниэля Лариса Богораз написала письмо
генеральному прокурору - протест против ареста за художественное
творчество и незаконных приемов следствия.
"Старший следователь подполковник Г.П. Кантов
утверждает в беседах со мной и во время допросов, что
мой муж виновен и понесет наказание... Такая предрешенность
дела в процессе следствия заставляет меня сомневаться
в объективности ведения дела...
Следователь позволил себе косвенные угрозы: если я
буду плохо себя вести ("вы понимаете, о чем я говорю",
- хотя я абсолютно не понимаю, о чем идет речь), у меня
могут быть неприятности по службе, "когда там узнают".
Что узнают? Что мой муж под следствием? Но он ведь еще
не признан виновным. А если и был бы признан, какие
у меня могут быть неприятности и почему? Неужели мы
возвращаемся к временам репрессий против семей осужденных,
обвиняемых, подозреваемых людей?.. Я... требую соблюдения
норм человечности и законности". [33]
За прошедшие с тех пор годы таких писем написано несчетное
число, но в 1965 г. такой тон и аргументы были новаторскими.
Лариса Богораз оказала огромное влияние на развитие
событий в тот начальный период. Она стала притягательным
центром для людей, сочувствовавших арестованным. Ее
органичное правосознание и спокойное бесстрашие заражали,
ее позиция служила примером. От Богораз и ее друзей
эти новые идеи как круги по воде расходились по Москве,
сказались на содержании и тоне других писем в защиту
Синявского и Даниэля.
Известно 22 таких письма. [34] 20
из них написаны москвичами. Подписали эти письма 80
человек, в том числе более 60 членов Союза писателей.
Конечно, озабоченность именно писателей по поводу этого
суда, как и по поводу суда над Бродским (см. стр. 220-221),
в большой степени объясняется тем, что речь шла о свободе
художественного творчества и судили их коллег, но и
это не случайно: для русской литературы традиционен
антагонизм с властями, лучшие русские писатели всегда
отстаивали уважение к личности, были ее защитниками.
Письма о Синявском и Даниэле написали в основном их
сверстники (т.е. люди среднего возраста), а то и пожилые.
Все они были с высшим образованием, некоторые - с учеными
степенями; все имели работу в соответствии со своим
образованием. Это был советский образованный "средний
класс", что отличало авторов писем от заводил с
площади Маяковского и смогистов, начавших конфронтировать
с властями смолоду и так и не вписавшихся в официальное
общество.
Новый общественный круг, заявивший свои претензии власти,
избрал для этого не демонстрации, а эпистолярную форму,
дававшую больше возможностей для индивидуального самовыражения
(интересно отметить, что никто из авторов писем в защиту
Синявского и Даниэля, кроме Есенина-Вольпина, не был
участником демонстрации 5 декабря 1965 г., хотя некоторые
присутствовали на Пушкинской площади в качестве зрителей).
Письма в защиту несправедливо репрессированных писали
и прежде, даже в годы сталинского террора. В те времена
написать такое письмо были величайшей наивностью или
актом величайшего мужества, так как это могло привести
к аресту самого автора. Но эти письма не были правозащитными
документами: их аргументация исчерпывалась уверениями,
что репрессированный человек предан советской власти
и арестован "по ошибке".
В 1958 г., во время травли Бориса Пастернака за опубликование
за границей "Доктора Живаго", в самиздате
ходила стенограмма собрания в Союзе писателей, где его
коллеги "осудили" его. [35]
Тогда многие сочувствовали писателю и выражали свое
сочувствие вслух. Очень может быть, кто-то и писал о
своем возмущении травлей, но эти письма прочли лишь
чиновники, которым они были адресованы.
Так что усилия в защиту Пастернака остались неизвестными.
Это можно сказать и о письмах по "делу" поэта
Бродского, осужденного в Ленинграде в 1964 г. на 5 лет
ссылки якобы за тунеядство: эти письма тоже не распространялись
через самиздат.
Писавшие письма в защиту Синявского и Даниэля не рассчитывали,
что власти прислушаются к их аргументам и откажутся
от суда. Целью этих писем было заявить о неприятии официальной
точки зрения на этот судебный процесс и на проблему
взаимоотношений личности и государства. Эти письма были
рассчитаны скорее не на чиновников, которым они были
адресованы, а на читателей самиздата. Эти письма, как
и вся Белая книга, сыграли огромную роль в формировании
нарождавшегося независимого общественного мнения, в
распространении правосознания.
Суд над писателями был не единственным признаком курса
нового советского руководства на ресталинизацию.
В печати все чаще стали появляться произведения, оправдывавшие
и возвеличивавшие Сталина, а антисталинские высказывания
не пропускались. Усилилось давление цензуры, ослабленное
после XX съезда. Эти тревожные симптомы вызывали многочисленные
протесты, индивидуальные и коллективные. В них приняли
участие и рядовые граждане и известные писатели, ученые
и пр. Каждый такой протест становился событием общественной
жизни: письма Лидии Чуковской (апрель 1966 и февраль
1968 гг.), обращение А. Солженицына к IV съезду писателей
(май 1967 г.) и отклики на это письмо более 80 писателей;
письма Льва Копелева (декабрь 1967 г.) и Г. Свирского
(январь 1968 г.); письмо в ЦК 43 детей коммунистов,
репрессированных в сталинские времена (сентябрь 1967
г.); письма Роя Медведева и Петра Якира в журнал "Коммунист"
с перечнем преступлений Сталина; письмо советским руководителям
Андрея Сахарова, Валентина Турчина и Роя Медведева о
необходимости демократизации советской системы и др.
[36]
Наиболее представительными по составу подписавшихся
были:
1. Обращение к депутатам Верховного Совета по поводу
введения в уголовный кодекс статьи 190 (наказание лагерем
до 3 лет за "клевету на советский общественный
и государственный строй" и за "организацию
групповых действий, нарушающих работу общественного
транспорта") и
2. Письмо Брежневу о тенденциях реабилитации Сталина.
[37]
Среди подписавших эти письма - композитор Шостакович,
13 академиков (в том числе А.Д. Сахаров), знаменитые
режиссеры, артисты, художники, писатели, старые большевики
- члены партии с дореволюционным стажем.
Доводы против ресталинизации были самые лояльные (ресталинизация
внесет разлад в советское общество, в сознание людей,
ухудшит отношения с коммунистическими партиями Запада
и т.п.), но протест против возрождения сталинизма был
выражен энергично.
В начале 1968 г. письма с протестами против ресталинизации
дополнились письмами против судебной расправы с молодыми
самиздатчиками (Юрий Галансков, Александр Гинзбург,
Алексей Добровольский, Вера Лашкова). Все четверо были
студентами-вечерниками, и зарабатывали на жизнь неквалифицированным
трудом; кроме Лашковой, остальные пережили исключения
из институтов, а Гинзбург и Добровольский даже отбыли
лагерные сроки по политическим причинам.
"Процесс четырех" был непосредственно связан
с делом Синявского и Даниэля: Александр Гинзбург и Юрий
Галансков обвинялись в составлении и передаче на Запад
Белой книги. Юрий Галансков, кроме того, обвинялся в
составлении самиздатского литературно-публицистического
сборника "Феникс-66", а Лашкова и Добровольский
- в содействии Галанскову и Гинзбургу. [38]
По форме протесты 1968 г. повторили события двухлетней
давности, но в "расширенном" масштабе: демонстрация
"недоучек", в которой участвовало около 30
человек; за эту демонстрацию были осуждены по новой
статье 190 на трехлетние сроки Владимир Буковский и
его друг Виктор Хаустов; [39] стояние
у суда - но собралась не кучка друзей обвиняемых, как
2 года назад, а люди разного возраста и разного общественного
положения. В день приговора у суда толпилось около 200
человек. [40] Петиционная кампания тоже была гораздо
шире, чем в 1966 г. "Подписантов", как стали
называть участников письменных протестов против политических
преследований, оказалось более 700. [41]
Андрей Амальрик в своей работе "Просуществует ли
Советский Союз до 1984 года?" проанализировал их
социальный состав. Среди них преобладали люди интеллигентных
профессий: ученые составили 45%, деятели искусств -
22%, издательские работники, учителя, врачи, юристы
- 9%. Заметную часть "подписантов" на этот
раз дала техническая интеллигенция (13%); рабочих оказалось
даже больше, чем студентов (6% и 5% соответственно).
Правда, рабочие были "нетипичные" - главным
образом из молодых "недоучек". [42]
Таким образом, преобладающей формой протеста в 1968
г. стали письма в советские инстанции. Участие в петиционной
кампании приняли представители всех слоев интеллигенции,
вплоть до самых привилегированных.
Амальрик заметил по этому поводу, что обращение с петициями
характерно для авторитарных обществ. Он напоминает,
что с петиций к королю начиналась французская революция
1830 г. и движение, свергшее эфиопскую монархию в 1975
г. [43] Можно добавить, что и в России
в последние десятилетия царской власти были распространены
петиции. Так что возникновение кампании петиций в СССР
как бы свидетельствовало, что советское государство
после смерти Сталина из тоталитарного стало превращаться
в авторитарное. Эти петиции и выступления против ресталинизации
затормозили ее наступление. Не будь их, этот процесс
был бы куда более быстрым и крутым. Но непосредственного
успеха подписантская кампания 1968 г. не имела: Гинзбург
был осужден на 5 лет лагеря, Галансков - на 7 (в 1972
г. он умер в заключении после неудачной операции язвы
желудка), а над "подписантами" была устроена
массовая расправа.
За редким исключением, члены партии были изгнаны из
партии, что автоматически вело к увольнению с работы.
Многих беспартийных тоже уволили или перевели на более
низкие должности; студентов исключали из институтов;
художников и писателей - из творческих союзов, их перестали
публиковать (выставлять); ученые, ожидавшие защиты диссертации,
не смогли их защитить и т.д. Эти люди, до тех пор благополучные,
оказались изгоями. [44]
При зарождении "петиционной кампании" исключительно
важным было обращение протеста именно к властям. Это
было революционным шагом по сравнению с десятилетиями,
когда критика властей была лишь для разговоров с друзьями,
а в официальных выступлениях те же люди не решались
ее высказать, повторяли казенные штампы. Одновременная
передача в самиздат критических писем, адресованных
в официальные инстанции, служила примером, помогала
формированию нарождавшегося общественного мнения.
Среди писем по поводу "процесса четырех"
выделялось обращение Ларисы Богораз и Павла Литвинова
- оно было адресовано не в советские официальные инстанции,
а "мировой общественности" - не только к советским
гражданам, но и к Западу. Это было преодолением общего
комплекса против "вынесения сора из избы".
Авторы письма призывали требовать освобождения подсудимых
из-под стражи и назначения повторного судебного разбирательства
в присутствии международных наблюдателей. [45]
Письмо Богораз и Литвинова дало резонанс на Западе:
его поместили многие газеты; лондонская "Таймс"
опубликовала о нем передовую; [46] зарубежные радиостанции,
работающие на СССР, многократно передавали его полный
текст, что сделало известным это обращение в СССР и
вызвало поток писем к авторам - и сочувственных и ругательных.
[47]
В перипетиях 1966-1968 гг. сформировался круг правозащитников.
"Отбор" происходил не по признаку сочувствия
либеральным идеям (сочувствие это, в Москве во всяком
случае, было весьма широким), а по признаку готовности
к открытому отстаиванию этой позиции от попыток реставрации
"сверху".
Первым туром "отбора" было участие в петиционной
кампании. В советских условиях это серьезная проверка
на гражданственность. Однако нельзя ставить знак равенства
между участниками эпистолярной кампании 1968 г. в поддержку
"курса XX съезда" и правозащитниками. Значительная
часть "подписантов" 1968 г. действовала с
той или иной степенью надежды, что советские руководители
примут в расчет открыто высказанное общественное мнение,
и если не прекратят, то уменьшат напор на общество.
Власти ответили репрессиями.
К чести "подписантов", всего несколько человек
согласились на "признание ошибок" и самоосуждение,
хотя оно выжималось под угрозой утраты жизненных позиций.
Однако репрессии, начавшиеся весной 1968 г., и особенно
советское вторжение в Чехословакию несколько месяцев
спустя, ясно показали не только опасность, но и бесперспективность
открытых обращений с гражданскими требованиями. Стало
очевидно, что советский строй не превратился в авторитарный,
он остался тоталитарным, и противостояние ему не принесет
быстрого успеха.
Убедившись в этом, большинство "подписантов"
отказались от открытой борьбы, вернулись в прежнюю жизненную
колею, ограничившись пассивным осуждением поворота властей
к сталинизму. Среди прочих прекратили попытки повлиять
на власть почти все наиболее видные и поэтому наименее
уязвимые участники петиционной кампании 1968 г., имена
которых придали ей особую значимость.
Лишь небольшая часть "подписантов" не пожелала
расстаться с внутренней свободой, обретенной в открытых
гражданских выступлениях. Пережитое духовное очищение
сделало для них невозможным возвращение к двоемыслию,
неизбежному при участии в советской официальной жизни.
Эти немногие остались на позициях открытого противостояния,
хотя они не питали надежды на успех в близком будущем.
Обязательная плата за такую гражданскую позицию - изгойство,
а возможно, и лагерный срок. События 1966-1968 гг. помогли
людям, готовым к таким испытаниям, найти друг друга.
Свойственная всем им гражданственность, общность нравственных
понятий и общее изгойство сплотили их. Это содружество
на первых порах и составило правозащитное движение,
а впоследствии, при его расширении, оказалось его ядром.
Вступление в правозащитное движение не обставлено никакими
формальностями - это акт самосознания. Однако очищение
от двоемыслия и испытание готовности к неизбежным для
правозащитника жизненным осложнениям чаще всего начинается
с открытого протеста против беззакония. Поэтому я полагаю
правозащитником каждого, хотя бы однажды заявившего
такой протест. Самым распространенным способом его до
сих пор остается подпись под правозащитным документом.
----------------------------------------------------------------------------------
Примечания:
29. Терц, Абрам. Мысли врасплох. Нью-Йорк, изд-во
И.Г. Раузена, 1966; Фантастический мир Абрама Терца.
Лондон, Международное литературное содружество, 1976;
Аржак, Н. Цит. соч.
30. Цит. по: "Белая книга по делу А. Синявского
и Ю. Даниэля". Составитель - А. Гинзбург. Франкфурт-на-Майне.
"Посев", 1967, с. 61.
31. Есенин-Вольпин, Александр. Весенний лист. Нью-Йорк,
изд-во Ф.А. Прегера, 1961.
32. Буковский, В. Цит. соч., с. 229.
33. "Белая книга...", с.с. 80-82.
34. Там же, с.с. 64-67, 80-87, 95-100, 117-130, 148-166,
341-344, 385-387.
35.Стенограмма общемосковского собрания писателей 31.10.1958
"Новый журнал", Нью-Йорк, № 83.
36. АС № 166, т. 2 (Л. Чуковская); № 170-173, т. 3
(письмо А. Солженицына к съезду писателей и письма поддержавших
его писателей); № 124, т. 2 (Л. Копелев); № 26, т. 1
(Г. Свирский); № 134, т. 2 (письмо 43 детей репрессированных
коммунистов); № 131, т. 2 (Р. Медведев); № 99 т. 1 (П.
Якир); № 360, т. 5. Аннотация - "Хроника текущих
событий" ( вып. 1-15), вып. 12, с.с. 391-393. А.
Сахаров, В. Турчин и Р. Медведев - Брежневу.
37. "Правосудие или расправа?" Сборник документов
под ред. П. Литвинова, Лондон, Overseas Publications
Interchange, 1968, с.с. 6-7; АС № 273, т. 4.
38. "Процесс четырех", с.с. 69-70.
39. "Правосудие или расправа?" Аннотация:
"Хроника текущих событий" (вып. 1-15), вып.
5, с. 80.
40. "Процесс четырех ", с.с. 255-263.
41. См. открытые письма #№ 1-30 в "Процессе четырех",
ч. IV, и #№ 32-44 в ч. V.
42. Амальрик, А. Просуществует ли Советский Союз до
1984 года? Амстердам, Фонд им. Герцена, 1970, с. 12.
43. Амальрик, А. Записки диссидента, с. 37.
44. "Хроника текущих событий", (вып. 1-15),
Амстердам, Фонд им. Герцена, 1979, вып. 1, с.с. 8-14;
вып. 2, с.с. 21-32; вып. 5. с.с. 90-98.
45. "Процесс четырех", с.с. 260-263.
46. "Таймс", Лондон, 12.1.1968, редакционная
статья.
47. Dear Comrade; Pavel Litvinov and the Voice of Soviet
citizens in Dissent. Edited by Karel van Het Reve, New
York-Tel-Aviv-London-Toronto-Tel-Aviv, Pitman Publishing
Corр., 1969.
Полный текст книги см. на сайте "Мемориала":
http://www.memo.ru/history/diss/books/ALEXEEWA/index.htm
полный текст примечаний к книге:
http://www.memo.ru/history/diss/books/ALEXEEWA/index.htm
|