К обсуждению лекции В. Абрамкина, проведенной им 18 мая 2006 г. в рамках проекта Лекции на Полит.ру.
Людмила Альперн, 19 мая 2006 г.
Валера!
У меня есть несколько замечаний-возражений в ответ на
твои лекции, которые мне кажутся важными, во всяком
случае, они затрагивают разницу между твоим и моим пониманием
традиционной культуры как явления, что влияет на конечный
результат его обдумывания и осмысления.
Соглашусь с тем, что российский народ или, скажем так,
наше сообщество, еще не достигло той стадии развития,
которую уже прошли многие европейские народы - так и
не создало национального государства, а значит (если
я не заблуждаюсь), и не стало пока нацией. Это твой
тезис, если я правильно поняла.
По моим оценкам (если исходить из тюремных реалий),
культурное (социальное - в этом контексте) отставание
между нами и Западом составляет примерно 120-150 лет,
а может быть и более.
Нам только кажется, что мы все живем в одном времени,
так как время -
лишь одна из необходимых координат; вторая необходимая
- место. Т.е., существует место-и-время, а просто время
и просто место не существует.
Я имею в виду то, что Европа, которую мы относительно
легко достигаем, перемещаясь в пространстве, не достигается
нами во времени, а это значит, что, в конце концов,
мы в нее не попадаем. Отдельный человек еще может достигнуть
и совместиться, а вот целое сообщество - не может, так
как сообщество погружено в тело своей культуры, которая
как раз и определяется как минимум двумя координатами
- местом-и-временем. Да и отдельным людям это безмерно
тяжело, как я знаю и по себе, и по своим знакомым. Да
и по литературе.
Это очень важный и интересный для меня феномен жизни
вообще, который я постигла самостоятельно, путем художественного
творчества.
Так вот, координаты российской культуры таковы, что
она гораздо ближе (по сравнению с тем, что расположено
к западу от нас) к так называемой традиционной, или
архаической культуре. В этом мое главное с тобой несогласие,
пожалуй.
То, что ты называешь ценностями традиционной российской
(национальной) культуры, я называю ценностями традиционной
культуры вообще, а традиционная культура - всеобща,
что для русских, что для маори. Не говоря уже о германцах
или, там, итальянцах, так как традиционная культура
- это первичная культура человечества вообще, общий
ее скелет, да и мясо тоже; национальные особенности
весьма невелики, и почти все они лежат в рамках того
самого места-и-времени - кто куда на данный момент дошел.
Конечно, своеобразие пути тоже влияет.
Все эти вещи описаны много раз и многими - Фрейдом (Тотем
и Табу),
Проппом (исторические корни волшебной сказки), Юнгом,
Энгельсом, Фрезером, Леви-Стросом и т.д.
Нет особой разницы ни в сказках (каковые есть описание
обрядов инициаций, в том числе), ни в этапах, которые
проходит любая культура. Это как внутриутробное развитие
- сначала у всех (!) жабры и хвост, а потом
ножки, ручки, пенисы (а не фаллосы) и т.д.
Исходя из этого, то, что происходит в российской тюрьме,
есть процесс
возврата в еще более отдаленное время (как анахронизм)
традиционной культуры, где она еще ближе к первоистокам,
чем то, что у нас на улице или в Думе.
Действительно, базовые ценности традиционной культуры
пронизывают
человечество насквозь, как некие силовые линии, они
модулируют сознание каждого вновь рожденного, но в дальнейшем
востребуются обществами не в одинаковой мере.
Не удивительно, что в архаических условиях российской
тюрьмы они
воспроизводятся чуть ли не целиком (я в прошлом году
перечитывала "Тотем и табу" Фрейда и была
потрясена тем, насколько описанное напомнило мне тюремные
обряды), а в цивилизованных странах (отношения между
культурой и цивилизацией были определены Шпенглером
- становление цивилизации предполагает смерть традиционной
культуры, что, как в дальнейшем выяснилось, было большим
преувеличением), которые прошли уже много этапов, еще
не пройденных нами, это кажется уже невозможным. Но
вероятность возврата "архаического синдрома"
существует - все еще могут возникнуть условия, при которых
архаика, как рвота поднимется из глубин отравленного
народного сознания - вспомним недавнюю Германию и т.д.
Архаика всплывает всякий раз, когда возникает опасность
для существования больших человеческих групп.
В этом смысле, описанный тобою феномен, проявляющийся
в том, что для российского сознания слово "брат"
ближе, чем слово "свобода", а для французского
- наоборот, а слово "равенство" одинаково
"сиренево" обоим, не есть таинственное свойство
загадочной русской души, но просто стадия ее развития.
Брат, братство - важнейшие понятия культуры, все еще
не потерявшие значение в культурах более архаичных и
почти выхолощенные в условиях цивилизации. (В качестве
ссылки: Фратрия (греч. phratria - братство), форма социальной
организации (промежуточная между родом и филой) в Афинах
и других государствах доклассической Греции. Члены фратрии,
как правило, имели общие органы самоуправления, культ.
Термин "фратрия" введён Л.Г. Морганом, обнаружившим
сходную организацию у северо-американских индейцев.
Фратрия - экзогамная группа родственных родов, вступающая
в брачные отношения с др. фратриями. Дуальная организация
из двух фратрий составляла племя. Главной функцией дуально-фратриальной
организации было регулирование брачных отношений. На
поздних этапах развития деление на фратрии не обязательно
было дуальным, существовали трёхфратриальные племена.
Поздняя фратрия могла быть не экзогамной (http://www.c-cafe.ru/words/92/9113.php
))
Так же как не ушло превалирование важности групповых
интересов перед индивидуальными и т.д. И верность братству
- как один из критериев оценки "культурности",
а значит - признание общности ценностей, способности
говорить на одном языке, доверие. (В качестве примера.
Один "культурный" тюремщик, с которым я часто
беседую, давно открыл мне некий критерий, исходя из
которого он принимает меня всерьез. Он как-то мне сказал,
что ему, например, N (тут он назвал одного государственного
деятеля) не указ и прислушиваться он к нему не намерен,
не умен она. Я возразила. - Почему? Напротив. Человек
умный, старательный. - А потому, что при большевиках
он в профсоюзах работал, а теперь, гляди, стал правозащитником.
Веры нет такому человеку. Туда, сюда. Вот ты - и тогда
была и сейчас… Наш человек.
Это не все, но наиболее важное.
Возможно, напишу что-то еще…
|