Неужели все будет опять бесполезно?
Недавно мне попалась на глаза дореволюционная книга с вполне типичным для XIX века названием — “В мире отверженных” [1] . Ее автор, некто Л.Мельшин, из дворян, на протяжении двух 300-страничных томов обстоятельно описывает подробности своей каторжной жизни. Не думаю, что книга эта была чем-то для того времени уникальным. Нам известны “Записки из мертвого дома” Ф.М.Достоевского, написанные 30-ю годами раньше, сахалинские записки А.П.Чехова. Тема интереса к народу и его страданиям была тогда популярна и не одна сотня людей из высшего общества по причинам политического характера смогла в те десятилетия лично ознакомиться с прелестями каторжного быта. Думается, что и книга на подобную тему выходила не одна — можно не искать специально, но на слуху упоминающиеся позднейшими авторами еще нескольких имен тех, кто писал о заключении.
Тем не менее, книга эта нас (сотрудников Центра содействия реформе уголовного правосудия) удивила, и тому было несколько причин. Много лет мы занимаемся изучением тюремного мира России. Наш центр, созданный в 1988 году бывшим политзаключенным Валерием Абрамкиным, начал свою деятельность с попыток социологического и этнографического осмысления реалий современной тюремной жизни. За несколько лет было собрано огромное количество писем и интервью, были изданы первые обобщающие сборники материалов, сопровождаемые первыми комментариями и выводами авторов. В работе принимали участие и профессионалы от социологии — здесь следует прежде всего упомянуть В.Чеснокову. Работал тогда с нами и В.Белановский. Однако многое из собранного так и не было издано, и вскоре — уже в начале 90-х — работа постепенно переключилась на “борьбу с реальностью”. Многих тогда опьянили открывшиеся возможности перемен, и в этих переменах нужно было участвовать. Немало внимания потребовала и появившаяся еженедельная радиопередача “Облака”. Вышло так, что основное поле деятельности организации сместилось в область политики и журналистики. Это вовсе не было тупиком, потраченные усилия принесли свои плоды. Кроме того, все это время мы не переставали собирать материалы и осмысливать их. Но времени, чтобы делать это систематически, больше не было. Поэтому знакомство с книгой, написание которой когда-то было определено сходными мотивами, было для нас сюрпризом. Сюрпризом приятным, ибо автор не только обладал определенным литературным талантом, позволившим ему сделать целый ряд живейших зарисовок тогдашней жизни, но и некоторой моральной интуицией, постоянно толкавшей его к анализу и размышлению, благодаря которым книга и стала возможной. Сами мы в свое время положили в основу своих исследований рассказы политзаключенных, поскольку именно эти люди могли рассказать о своей жизни в тюрьме более развернуто. Среди других интервью, собранных нами, самыми информативными оказались беседы с авторитетами, а из оставшихся рассказов — жизнеописание главпетуха [2] и интервью с опальным прокурором — все это люди, проявившие большую степень интеллектуальной самостоятельности, которая и позволила каждому из них достичь своего статуса. Иными словами, перед нами вдруг оказалась книга “тогдашнего авторитета”, к тому же это было куда более подробное свидетельство, чем любое отдельно взятое из имевшихся у нас современных свидетельств. Как жаль, подумал я, что не нашел времени разыскать эту книгу раньше. Помнится, в одной из поездок, тюремное начальство пыталось пристыдить меня за употребление тюремных понятий. Вы на каком, дескать, языке говорите, когда произносите слова “красная”, “черная” зона и прочие. Это видите-ли, не русский язык. Я отлично осознавал тогда, что здесь пытаются искоренить некоторые вещи с помощью уничтожения их названий, и на этот выпад отреагировал тем, что сказал: мой язык — современный русский. Так по крайней мере я отстоял право называть вещи своими именами. Но оказывается и реалии-то, ими обозначаемые — вовсе не только современные, пусть раньше у них и не было этих названий. Одним из излюбленных методов борьбы старосоветского МВД с тюремными понятиями [3] являлось опровержение легенд о давности воровских традиций. Дескать, не было ничего такого и все эти россказни — дурная тюремная романтика, которая выгодна лишь кучке возвысившихся авторитетов. Эта тактика жива и сейчас. Нельзя сказать, что тюремное начальство совсем не право, поскольку каждое поколение приносит с собой свое особенное “возрождение традиций”, и в этом поддержании традиций сплетаются самые разные мотивы, в том числе и, конечно, грязные. Одним из самых серьезных открытий, сделанных Валерием Абрамкиным и Валентиной Чесноковой ведь именно и является обнаружение одного из таких возрождений, произошедших в советской тюрьме в 60-е годы, когда все сколько-нибудь известные воры в законе были вырезаны или отошли от дел. Правда мотивы на сей раз вряд ли следует признавать грязными. Приведу цитату:
Теперешнее тюремное начальство в своем опыте опирается самое раннее на период 70-х годов, а большая часть из работников МВД (а потом Минюста — тюрьмы несколько лет назад были переданы другому министерству) знала тюремную Россию лишь с начала 90-х. И многие из них действительно знакомы с тюремным сообществом отнюдь не с лучшей стороны. Поэтому в их словах была определенная правота. Но даже теперешняя ситуация с тюремным законом вовсе не так тривиальна. В советские времена заключенные отправлялись на отсидку далеко от родных мест, срок свой они могли отсидеть в двух и более местах — советский ГУЛАГ систематически тасовал и перемещал свой “спецконтингент” [5] , способствуя большей однородности нравов и порядков. К концу 90-х образовалась иная практика — регионы стали отсылать своих сидельцев в другие места преимущественно лишь в тех случаях, когда в самой области или крае не было колонии соответствующего режима. Остальная масса заключенных отбывала свой срок неподалеку от дома, и только города-мегаполисы вроде Питера и Москвы продолжают сеять своих “клиентов” по всей стране. Способ смешивания людских масс приобрел иной характер — теперь внешняя миграция вольных людей просачивается в нутро тюрьмы. А миграция эта включает и перемещение людей внутри разных бандитских тусовок. Так что на фоне быстро образовавшихся местных тюремных традиций (каждый УИН теперь — относительно отдельная вотчина) универсальным и связующим элементом стали мигранты, в том числе залетевшие по недоразумению в тюрягу “братки” (как известно в 90-е многим из них вполне удавалось избежать заключения). И братки эти, надо сказать, часто приносили с собой под маской “понятий” совсем иные жизненные устои — вовсе не те, что образовались в 60-е годы и так упорно вытравливались советской властью в 80-е с помощью системы крытых тюрем — печально знаменитых “Лебедей”. Образно это можно представить так, что малолетка (подростковая колония) заполонила собой всю тюрьму. А на малолетке, как неоднократно уже писалось, все то, что почитается на взрослых зонах, как закон, вырождается в дикий и нелепый внешний ритуал — почитается буква, но не суть. Все это, однако, не означает, что в тюрьме некому было их встретить. Но так уж сложилось, что в 90-е многие из старых воров были убиты, а вновь коронованные часто никогда не сидели, так что размывание тюремного закона малолеткой происходило и по причине утраты самой основы их морального превосходства — умения жить в стесненных условиях тюрьмы и умения жизнь эту разумно организовывать. Авторитеты рангом пониже и остальные заключенные, помнящие старые понятия, сумели их сохранить лишь в тех регионах, где сама администрация оказалась либо слабее, либо мудрее. Мы знаем несколько таких регионов, но тот, который я упоминал, был явно не из таких. Поэтому развенчивая правильные понятия, эта конкретная тюремная администрация занималась вовсе не только регистрацией некоторого положения вещей, она это положение вещей пыталась оправдать. И будь у них историческая память подлиннее, они иначе б аргументировали свою позицию. Цитирую книгу:
Очень знакомо, не правда ли? И ведь в самом деле, не устраивай тюремные власти время от времени своеобразную “уборку”, то что же бы было в тюрьмах? Так, может, мои оппоненты все же правы? Однако как вам описание тогдашних “маляв” [6] ? Что же за извечная сила правит в мире и неужели у нас в России НИЧЕГО НЕ МЕНЯЕТСЯ? Продолжу цитировать:
Далее идет описание прибытия в тюрьму:
Позволю себе процитировать больше. Теперь описание первой кормежки:
Тут же после обеда начальник тюрьмы (Шестиглазый) выстраивает арестантов:
Надеюсь, вы поняли, почему я так долго цитировал. Опять все подозрительно знакомо, не так ли? Не правда ли, несмотря ни на что, Лучезаров-Шестиглазый вызывает у нас симпатии? Каждому из нас доводилось встречаться подобными людьми пусть не в тюрьме, но в армии или в среде чиновников. У нас ведь время от времени случаются где-то люди, имеющие прогрессивные взгляды. Стремящиеся эти взгляды отстоять. При этом в этих людях заметна человеческая теплота, это не "машины духа", добивающиеся своего во что бы то ни стало.
И как, однако, знакома эта ситуация обновления! Ведь тому же Лучезарову здесь противопоставляется некто Разгильдеев — зверь в человеческом обличье, правящий каторгой в прежние годы. К тому же явно утверждается, что шелайская тюрьма — опытный полигон, модель, которая станет для все остальной каторги образцовой. Любители дореволюционной России непременно пустят при этом слезу и скажут о прогрессивности российских реформ конца 19 столетия. Кто-то также, наверное, проведет параллель с сегодняшним днем — вот, дескать, опять взялись за ум, возрождаем лучшее. Но я не зря процитировал так много, и внимательные читатели давно уже успели обратить внимание и на некоторые несуразности в образцовой тюрьме. Да, старосты воруют из общего котла. Да, Лучезаров — это стремится преодолеть. Но по свидетельству самой "кобылки" — именно кобылки, которую бродяги очевидно объедают — на казенной баланде не проживешь, а если запрещается своя еда — то новые порядки означают существенное ухудшение жизни в тюрьме. Подобные реформы, кстати, случились и во времена Хрущева. И внешняя логика реформ тоже, вроде, была благой. Рецидивистов стали сажать отдельно от новичков [7] . Запретили иметь личные деньги в тюрьме. Ввели ограничения на посылки и свидания. В течение первых лет хрущевского правления тюрьма действительно была куда более сытным и прибыльным местом, чем воля — освободившиеся выходили с небольшим капитальцем, бывшие колхозники получали паспорт и уже не были приписаны как крепостные к родному колхозу. С этим-то и пытались совладать реформаторы. Они старались сделать тюрьму наказанием, а не воровской малиной. И эти ограничения были ослаблены лишь вначале 90-х в результате всероссийского бунта заключенных. Мы привыкли считать хрущевские времена "оттепелью". Поначалу, это действительно было так, но более поздние годы хрущевского правления едва ли стоит считать лучше сталинских. И если смотреть на все это из тюрьмы, то вряд ли виден будет тот вектор развития, который обычно стремятся начертить. Как бы его ни рисовали: от царя к большевикам, от Сталина к Хрущеву, от СССР к возрожденной России. Если смотреть на все это глазами тюрьмы, то перед нами лишь циклы, повторяющиеся с завидной настойчивостью — время от времени кто-то пытается "навести порядок", но усилия его вязнут в хитросплетениях жизни и противная сторона — криминальное сообщество — берет реванш. Был такой реванш и в 30-е годы. Цитирую Александра Сидорова [8] — обстоятельно изучившего историю проблемы:
Именно этот описанный здесь реванш и стал отправной точкой, за которой потом последует сталинское уничтожение воров в процессе "сучьей войны" и хрущевские реформы. Вернусь к упомянутому спору с современными тюремщиками. Одним из поводов, к нему подтолкнувших, была жалоба ВИЧ-инфицированных одной из колоний, жалоба на то, что их держат вместе с остальными. История этого вопроса не проста. Еще несколько лет назад во многих местах лишения свободы были волнения по поводу того, что к ним подселяют инфицированных. Заключенные боялись заразиться. Они требовали раздельности во всем, вплоть до отдельной посуды для приготовления пищи и отдельной бани [9] . Руководство УИНов огородило в некоторых колониях специальные участки, где и стали содержать ВИЧ-инфицированных. Прошло 2-3 года, и страх схлынул. Теперь стали говорить, что ВИЧ-инфицированных нужно избавить от статуса изгоев и нужно поселить вместе с остальными. Наш центр сам способствовал тому, чтобы в некоторых колониях это произошло. И мы видели успешность подобного опыта. Однако в этом регионе я столкнулся уже со следующей ситуацией: здесь заключенных селили вместе согласно директиве сверху. Положение было таково, что остальные заключенные уже не боялись инфицированных, хоть и не были от такого соседства в восторге. Большое неудобство от совместного проживания, напротив, испытывали сами ВИЧ-инфицированные. Поскольку это означало, что они лишились всех ранее полагавшихся им послаблений. А именно — несмотря на плохое самочувствие и слабость никто из них не имел права прилечь днем на постель, которая (как на всех на красных зонах) должна быть аккуратно заправлена. Никто из них не имел права отказаться от работы, никаких других льгот. В общем, ради удобства в управлении начальство отменило их особый статус. И, что интересно, аргумент был такой: избавить ВИЧ-инфицированных от положения изгоев, которое как известно близко к статусу "обиженных". Ну и конечно (как же без этого!) ссылались на закон. — Вот пример "прогрессивного реформирования", теперь уже из современности. К чести других регионов, скажу, что там до такого не дошло. Почему-то там "закон" не помешал чувству меры. И вот здесь действительно виден некоторый вектор изменений. Фигура Лучезарова несмотря ни на что вызовет симпатии не только у интеллигента, но даже и среди нынешних зэков. Какой-никакой, он все же "настоящий хозяин". И если он имеет некоторые идеалы, и их добиваясь, создает прежде немыслимые и уродливые порядки, то хотя бы видно, что делается это искренне. И это совсем не те благовидные предлоги, которыми прикрывались более поздние реформаторы. На фоне этих "гуманистов" Лучезаров действительно выглядит лучше. И беда нашего времени в том, что мы разучились замечать в лучезаровских "идеалах" дефекты, нам уже не до жиру. Автора "Мира отверженных" еще жутко коробит обязанность снимать перед начальником шапки. Нас же, сегодняшних, это уже удивляет. Вообще, удивительно читать эту книгу и встречать в ней первые, "девственные" оценки явлений, которые позже станут рутиной, и никто уже не будет задумываться, почему это так, и мы будем устало устранять следствия, не пытаясь искать причины:
Мы забыли. Давно забыли о том, что тюрьма сама по себе противоречит человеческой сущности. Ведь каждый из нас проходит в жизни какое-то развитие. Для этого он должен располагать некоторой свободой, а вместе с тем и ответственностью, чтобы куда-то направлять течение своей жизни. При этом все мы совершаем ошибки, а затем пытаемся их исправить. И тот, кто придумал отправлять человека в тюрьму, чтобы там он исправил свои ошибки, упустил из виду то, что в стесненных условиях — а любая тюрьма — это ограничение и стеснение — шансы проявить ответственность также ограничены. Далеко не все из нас способны на эдакое душевное сальто мортале, которое предполагает пересмотр всей своей жизни внутри тюрьмы. Гораздо чаще пересматривается не жизнь, а ограниченные ее проявления и привычки. Поэтому в результате тюрьма не повышает степень самосознания, а оттачивает определенные социальные технологии: от "не так технично замел следы" до "не так приспособился", в лучшем случае "не так подумал, поэтому не сумел совладать с собой". Кроме того, сама логика тюремного наказания направлена на лишение человека свободы, а вместе с тем и ответственности. Чем дольше человек пребывает в этих условиях, чем больше эти условия регламентированы — тем меньше и результативность такого наказания. Человек отучается организовывать свое время, свои планы. В любой тюрьме постоянно происходит борьба. Борьба между заключенными и администрацией за мельчайшие подробности повседневного быта. Заключенные добиваются большей свободы. Администрация стремится их этой свободы лишить — в лучшем случае — лишь для соблюдения некоторого рутинного порядка, в худшем — для производства "наказанности". Аргументы зависят от “продвинутости” сторон — это и удобство, и чувство меры и "закон", причем удобство для разных сторон имеет различный смысл, равно как и закон. И всегда находятся люди, которые смогли все же совершить упомянутое "душевное сальто мортале". Эти-то люди как раз и оттачивают в тюрьме социальные технологии более высокого порядка в своем противоборстве-партнерстве с администрацией. Они уже не выпускают из рук нить жизни и администрация вынужденно отдает им часть власти. Вот кто, собственно, является подлинным авторитетом. Стилистика эпохи и социальной жизни на воле накладывает отпечаток на стилистику противостояния-партнерства их с администрацией. Поэтому-то нет, не было и не будет "извечных" тюремных законов и время от времени кастовая система и нравы в тюрьме меняются и будут меняться. Поэтому те тюрьмы, где существует разумный баланс между авторитетами и администрацией — эти тюрьмы называются черными. Там, где администрация во что бы то ни стало старается прибрать к рукам все — красными. Может статься — это и есть коверканье языка, поскольку красное на Руси традиционно значит красивое, высокое, а черное — злое, низкое. Но за словами красное и черное стоят подлинно платоновы понятия, и никакая софистика не в состоянии отнять у тюремного жителя понимания сути этого противопоставления. А то, что красное и черное в русской символике перевернулись — это уже вина истории.
А может, и не вина, а мудрость. Ведь другая ипостась этого противопоставления — это мечта о красивом порядке — грех всех идеалистов — против грязи рутинной практики — в чем копаются любые социальные технологи. И я не берусь судить, чья сторона более несимпатична. Оставляя в стороне запачканные в крови руки идеалистов, замечу, что именно технологическая жесткость и неразъясняемость тюремных условностей не позволяет людям из другого мира, то есть людям, никогда не покидавшим воли, положительно отнестись к "тюремным понятиям". Эта сторона у тюремного закона есть, и она часто заслоняет собой другое более важное обстоятельство: семена социального опыта, вырабатываемого авторитетами, претворяемого позднее в "закон", куда более жизнеспособны, чем гипотетические рассуждения парламентариев, готовящих очередные законопроекты. Причем я здесь говорю именно о тех, кто детально обдумывает эти проекты, о действительных наследниках Лучезарова. О тех же, кто голосует за новую стопку кодексов, в них не заглядывая, не стоит и говорить. И наша давняя российская беда в том, что именно этот социальный опыт объявляется маргинальным. Точнее делается все так, чтобы он стал маргинальным. На воле жизнь постоянно меняется. Мы вновь и вновь черпаем поток инноваций из-за рубежа и сами прибавляем что-то к развитию. И если получается так, что общество четко делится на тех, кто имеет доступ к переменам, и тех, кто почти не имеет, то и получается, что жизнеспособные социальные технологии – очищенные от надуманных построений и чуждых заимствований (что есть сильная сторона тюремного закона) — не могут вовремя обновляться через встречу с технологиями бытовыми и научными, а последние — не проходят полного тестирования на социоэкологическую вредность. Эта взаимная притирка постоянно стремится случиться в России, и вновь и вновь появляются обстоятельства, этому мешающие. Я подошел к мотивам, которые заставили нас когда-то оставить стерильно-социологические и этнографические исследования. Вот уже много лет главным девизом нашего центра является “сокращение численности тюремного населения”. Дело в том, что решение этой простой количественной формулы почти равнозначно осуществлению нашей русской социальной идеи. Мы вовсе не стремимся к упразднению тюрьмы. Несмотря на все сказанное выше, мы понимаем, что такие времена не пришли еще и вряд ли будут возможны в скором времени. Сейчас для России настоятельно важно уничтожение стены, фактически разделяющей наше население на две разные нации – это сидевшие и их родственники и не сидевшие вообще. Преступность в России есть и ее, возможно, даже будет больше. Но нужно отвыкнуть от мысли, что тюрьма – это средство избавления от преступности. Тюрьма – всего-навсего социальная привычка — институт, которого избежать нельзя, но зато можно постепенно менять. Причем, мы думаем, что количество людей, в ней побывавших, вполне может увеличиться — ведь в малых дозах такое наказание все же для многих бывает действенным. Главное не в числе отсидевших, главное — сколько времени каждый из туда угодивших, провел без воли [10] . Лишение свободы на долгий срок лишает возможности обратной социальной интеграции. Такие люди вторично выталкиваются из общества, и не происходит главного – диалога отсидевшего с тем, кто может по глупости сесть. Душевный и социальный опыт наказанного не транслируется на свободу. Вольные люди не учатся на чужих ошибках. А отсидевшим не дается шанса ознакомиться с общечеловеческим опытом. Происходит двоякое прерывание передачи традиций. И это сегодня тем более важно, что развитие жизни пошло куда стремительней, недостаток в живых развивающихся опорах-традициях сегодня испытывают и куда более развитые страны Запада. Получается, что тюрьма, первоначально созданная для преодоления хаоса преступности, в нынешнем своем виде этот хаос лишь усиливает. Вот и выходит, что мы имеем с одной стороны тюремных авторитетов, для которых их жизнь в тюрьме – это разновидность карьеры, а опыт, ими оттачиваемый – узкоспециален. А с другой стороны — инфантильное общество, не способное сконцентрироваться на решении ни одной проблемы, поскольку для каждого случая не хватает важнейшего ингредиента – основательности. Наша цель – любыми методами объединять эти две половины – тюрьму и волю. Здесь уместны и частые посещения тюрьмы, причем, не столь важно, с какой целью, важен сам факт передачи новой информации и помощи, чтобы процесс одичания не заходил далеко. Здесь уместны и наши выставки – так оставшиеся на свободе знакомятся с тем, что творится в тюрьме. Здесь также уместна и радиопередача, которая позволяет и тем, кто снаружи, и тем, кто внутри, ощутить себя в общем культурном пространстве, позволяет иметь общие воспоминания. И, конечно, уместны наши брошюры, дающие свежий срез правовых реалий, облегчающий угодившим в тюрьму пробить дорогу на свободу, а тем, кто на воле, понять и ощутить, как вообще это: бороться с химерой российского правосудия. Вот, собственно, четыре главных наших направления, которые с разной степенью успеха удается пока сохранять в последние годы. Гипотетически можно представить, что мы и те, кто с нами, добьемся своего. И тюремные нравы и внешние законы переменятся. И те, кто после нас будет пытаться объединить тюрьму и волю – те будут движимы уже иной силой. Так всегда в жизни бывает: суть становится оболочкой, а в прежней оболочке вдруг проглядывает смысл. Возможно, так все и будет. Интересно спросить тогда: неужели мы тоже попадем в тот бесконечный цикл, что проглядывает из найденной нами книги, когда мы сопоставляем ее с 30-ми и 60-ми годами? Неужели все будет опять бесполезно. Или останется вектор? Какой? Ведь он и сегодня есть, этот вектор. Опять процитирую:
Абсолютно очевидно, что у тех, кто попадает сегодня в тюрьму, вышеупомянутого человеческого достоинства больше. Однако вектор не в том, ведь совершенно ясно, что достоинство это быстро сламывается, и подчинение опять низводится до такого же автоматизма. Вектор в другом. Теперь внешние формы унижения потеряли былую актуальность – Лучезаровы уже сделали свое дело, и успел провернуться некоторый цикл – результатом стала, наоборот, подчеркнутая внешняя корректность между самими осужденными, а также к осужденным со стороны администрации. Прибывающих в тюрьму нынче ломают глубже: они теперь вынуждены “снимать шапки” перед дискурсами – выказывать принадлежность к той или иной системе суждений. Вот почему в 70-е стала так велика пропасть между “козлами” и “правильными”. Вот почему нынче, уже после 90-х, вызревает новый вид авторитетности. Раньше таковых называли “один на льдине”. Теперь вряд ли встретишь такую крайнюю форму самостоятельности, зато элементы ее постепенно распыляются по всему тюремному сообществу. И теперь уже говорят, что и козлы бывают правильные, и можно встретить авторитета, играющего в шахматы с опущенным. В ситуации 90-х, когда правильные понятия уплощились до идеологии, когда руководящие недоумки загоняли в зоны ОМОН для “исправления” людей, нередко угодивших туда вовсе не по причине совершения преступлений, любая идеология стала разновидностью маски, от которой всякий после примерки освобождался как мог. Спустя столетие уже не снятие шапок, а ношение этих масок стало автоматизмом. Как это отразится на социальном устройстве колоний — покажет время. Пока что мы имеем некоторый набор региональных практик. И задача нашего центра не теряет актуальности в свете этих прогнозов. Мы догадываемся, что, видимо, ни на одном из направлений нам так и не удалось продвинуться серьезно. Точнее, что-то происходит, но происходит и через нас и помимо нас. Единственное, что нам, наверное, удалось – так это удержать саму идею. Так уж бывает у нас в России: знать можем все, но сделать – почти ничего. Некоторые говорят, что наша страна – полигон экспериментов. Если так, то пусть хоть результаты их будут известны. [1] Л.Мельшин “В мире отверженных. Записки бывшего каторжника”, 2-е издание редакции журнала “Русское Богатство”, С.-Петербург, 1899 г. типолитография Б.М.Вольфа [2] Петухами в российской тюрьме называют пассивных гомосексуалистов. Они принадлежат к низшей касте тюремного сообщества, к которой также относят “обиженных” — забитых, не могущих постоять за себя осужденных, “чертей” — нечистоплотных. Все эти категории не имеют четкого меж собой деления, однако в некоторых колониях их отличают друг от друга. Все эти группы держатся вместе, на них возложена обязанность выполнять самую грязную работу. Принадлежность к одной из этих групп — пожизненная и передвижений в другую касту не бывает. Зато за серьезные нарушения в группу обиженных или петухов переводят провинившихся. Ритуал перевода называют словом “опустить”, поэтому для всех этих категорий более распространено название “опущенные”. Нередко в среде опущенных есть “старший”, отвечающий перед авторитетами за организацию работы или даже образа жизни своей группы. В некоторых колониях существовали профессиональные корпорации петухов, которые возглавляли главпетухи – обычно люди с некоторым управленческим талантом. Иногда ими становились развенчанные авторитеты. Каста опущенных появилась в российских тюрьмах лишь в 60-е. Однако и в прежние времена к слабым и нечистоплотным к тюрьме было презрительное отношение. В российской тюрьме они принадлежали к “шпанке”. Что касается пассивных гомосексуалистов – то к ним в среде воров всегда было негативное отношение, но поскольку воровские законы до 1960-х годов не распространялись на остальное тюремное сообщество, то в этом вопрос не существовало единой позиции, и изгоями они были не всегда. [3] Тюремные понятия или правильные понятия — представления о том, как правильно должна строиться жизнь в тюрьме. Обычно эти представления вырабатываются блатными и интуитивно признаются остальными как справедливые. Нередко их признает таковыми и руководство тюрьмы. В таких случаях тюрьма считается “черной”. [4] См.: В. Абрамкин Тюремный закон. Предисловие к книге “Тюремный мир глазами политзаключенных”.Серия “Уголовная Россия. Тюрьмы и лагеря”. М.: Издательский дом “Муравей”, 1998. [5] Так называют в тюремном ведомстве осужденных и подследственных. [6] Малявами в современной тюрьме называют письменные директивы, направляемые ворами в какую-нибудь колонию или камеру в следственном изоляторе со свободы или же из другой камеры или колонии. В них обычно объявляется об изменениях в правилах, принятых на сходке, а также разъясняются уже существующие правила в возникающих спорных случаях. Нередко в малявах пускается информация о прибывших в колонию новых людях, об их прежнем поведении и статусе или об необходимости этот статус изменить. Поэтому малявы часто становились разновидностью удостоверения, почему их еще называют “ксивами”. [7] Тогда появились колонии разных режимов – общий, строгий, усиленный и особый. Кроме того в России никогда не переставали существовать “крытые” тюрьмы – то есть не колонии, а именно тюрьмы с содержанием в камерах. Этот вид наказания всегда был наиболее суровым, поэтому в крытых тюрьмах всегда оказывались наиболее проштрафившиеся и насолившие властям люди. Начиная с конца 70 появились специальные “крытки” для перевоспитания воров. Наиболее знаменит из них “Белый Лебедь” в г. Соликамске Пермской области. [8] А.Сидоров (Фима Жиганец) “Великие битвы уголовного мира”, Издательство “Март”, Ростов-на-Дону, 1999г [9] О врачебной тайне в России не может идти и речи. При постоянной угрозе эпидемии туберкулеза, подобные “тайны” лишь усугубляли бы опасность заражения (как известно ВИЧ, наложенный на туберкулез порождает новые лекарственно устойчивые его формы), да и при существующей нелегальной системе сообщений в российской тюрьме такие вещи скрыть почти невозможно. [10] При уменьшении сроков суммарное количество сидящих будет меньше – если в тюрьму поступают люди вынужденные провести в ней 5-7 лет, то одновременно в колонии сидят и те, кто сел 1, 2, 3 и 4 года. При сроках от 2 месяцев до 2-3 лет даже при увеличении потока реальное тюремное население будет меньше.
|