Суп-культура
Российская
газета, № 39 Михаил Телехов. Статья. Стр. 6
Вчера протесты в исправительных колониях (ИК) и следственных
изоляторах (СИЗО) Петербурга были сведены на нет. Заключенные
и подследственные прекратили объявленную ими "голодовку"
так же неожиданно, как и начали. Говорят, что на них
подействовала профилактическая работа сотрудников Главного
управления исполнения наказаний (ГУИН) по Петербургу
и Ленинградской области. Как стало известно, на самом
деле по тюрьмам ходил "парламентер" из Управления
и долго говорил "за жизнь" с "дедами"
трех колоний и трех изоляторов...
Около сотни письменных протестов гласили, что братва
"выражает несогласие с установленным порядком отбывания
наказания". И 24 февраля началась массовая "голодовка".
По словам представителей ГУИН, обитатели ИК и СИЗО лишь
частично отказывались от приема пищи. То есть на завтрак
они, например, берут кашу, но отталкивают чай и сахар,
в обед отказываются от первого и второго, но берут третье,
иногда берут один суп, но отказываются от всего остального.
Количество таких "отказников" по всем бастующим
учреждениям менялось от часа к часу. Вначале говорилось
о пяти тысячах, но максимальное достижение протестантов,
по данным ГУИНа, - две с половиной тысячи человек.
В заявлениях обитатели ИК и СИЗО ставили в известность
своих надзирателей, что в колонии N 4, расположенной
в Форносово, конвоиры "прижимают братву, совершают
поборы (с камеры по нитке - конвоиру рубашка), оказывают
физическое воздействие, и иногда дело доходит даже до
убийства". Вывод заключенных - отстранить от исполнения
обязанностей все руководство колонии N 4, а также заместителя
начальника ГУИН Владимира Веселова.
В колониях, разбросанных по огромной территории, бастовать
начали все одновременно. Возможно, "Воровской прогон"
вместе с шаблоном заявления был заброшен в разные учреждения
петербургского ГУИН как минимум за два дня до начала
описываемых событий. В каких-то зонах "деды",
ознакомившись, дали зэкам "добро" на голодовку,
в других колониях проигнорировали. Кстати, когда "парламентер"
начал спрашивать у заключенных про убийства в тюрьме,
они объяснили, что на самом деле имели в виду моральное
убийство личности.
Интересно, что пока зэки всего Петербурга и Ленинградской
области отстаивали права исправительной колонии N 4,
там никто и не знал об этом и в голодовке не участвовал.
Почти весь спецконтингент "четверки" готовился
к концерту художественной самодеятельности, репетировали
- пели, танцевали, придумывали театральные этюды. Выступление
должно было состояться в предстоящие выходные, но из-за
происходящих событий было отменено.
В результате в межведомственную комиссию наряду с помощником
начальника ГУИН Минюста РФ по правам человека, прокурора
по надзору за соблюдением законов в учреждениях ГУИН,
представителей ГУИН СЗФО и ГУИН России вошли также представители
общественных и религиозных организаций.
Как сообщил корреспонденту "РГ" заместитель
начальника ГУИН по СПб и ЛО Сергей Поляков, единственное,
чего пока добились подследственные и осужденные - некоторая
дестабилизация работы пенитенциарной системы Петербурга
и Ленинградской области. Хотя, как стало известно корреспонденту
"РГ", сейчас на уровне высших чинов ГУИН СПб
и ЛО идет серьезная борьба за власть. И для этого могут
быть использованы и подобные акции.
Компетентно
Ситуацию по просьбе "РГ" комментирует
директор Центра содействия реформе уголовного правосудия,
член Комиссии по правам человека при Президенте РФ Валерий
Абрамкин.
- Валерий Федорович, чем конкретно вызвана голодовка?
Что подразумевается под формулировкой "тяжелые
условия содержания, жестокое обращение со стороны администрации"?
- Дело в том, что, как я предполагаю, с 1999-2000
годов существует некая установка "из центра на
места" - о борьбе с воровскими традициями, с тюремным
законом. А на самом деле идет борьба с тюремной субкультурой.
- Вы хотите сказать, что воровская субкультура позволяет
быть личностью?
- Человек, который соблюдает тюремные законы, остается
"в законе". Выполнить требования администрации
значит унизить себя. Унизить свое достоинство.
- Что это могут быть за требования?
- В лагере есть определенные табу. Арестант не
может их нарушать.
- Эта голодовка вызвана именно усилением давления?
- Возможно. Есть много приемов давления, и я не
знаю, какие именно в данном случае использовали. Один
прием запрещают законом - изобретают новый способ унижения.
Например, "запретка", когда заключенных заставляли
выходить на запретную полосу и "грабить" -
это считалось позором.
- Простите, что заставляли делать?
- Равнять граблями запретную полосу или полоть
сорняки, неважно. Важно, что, если человек выходит на
запретную полосу, для тюремного сообщества он - предатель.
Тогда, примерно в 1992 году, вступились некоторые правозащитные
организации, и была принята норма, что нельзя заключенных
выводить на охранные сооружения. То есть такой способ
борьбы с субкультурой был запрещен. Но тут же появилась
"метла" - это когда плац мести надо, что тоже
по понятиям запрещено.
- А может ли субкультура быть более гибкой и приноравливаться
к тюремным нормам со своей стороны?
- Это возможно на строгом режиме.
- А можно ли бороться с голодовкой?
- Это зависит от того, что происходит. Например,
в одной колонии заключенные отказываются брать лагерные
миски. То есть по их законам они должны есть только
из своих. На что администрация логично заявляет: мы
их кормим, но они же не едят! А люди голодают…
|