Общественный Центр Содействия Реформе Уголовного Правосудия

Центр содействия реформе уголовного правосудия

 

На главную

 

О Центре :: Новости :: Проекты :: Пишите! :: Вопрос - Ответ

Карта сайта :: На главную

 
 

>>> Места лишения свободы ||| Человек и тюрьма

 
 

А.И.Приставкин

О возможных способах сокращения численности тюремного населения

— Насколько я понимаю, существует три возможности сократить количество заключенных. Первая — через суды, т.е. возможность смягчать участь осужденных наказаниями, не связанными с лишением свободы: штрафы, домашний арест и т.п. Так, как сейчас делает Запад. Богатейший Запад не может позволить себе содержать большое количество заключенных. Я спрашивал одного голландского чиновника: “Сколько у вас заключенных в тюрьмах?”

Он говорит: “12 тысяч”.

Спрашиваю: “А сколько камер, мест в тюрьмах?” (чтобы узнать переполненность).

Они пожимают плечами: “Мы же сказали — 12 тысяч…”

— Ну а если будет 13 тысяч?.

— Будут сидеть дома и ждать… Когда их очередь придет, мы им звоним по телефону, они берут чемоданчик и идут в тюрьму.

Значит, существуют и цивилизованные методы, до которых мы не доросли, и даже в 21 веке будем их рассматривать как полуфантастический вариант. Но стремиться-то к этому надо. И домашний арест вполне возможен в наших условиях (они ведь и так “пасут” освободившихся под надзор, когда те регулярно приходят отмечаться) и т.п. Почему же не использовать тех же участковых или местные органы? Конечно, коррупция на местах. Чиновники взятки берут… Но все-таки это облегчит участь человеку каким-то образом. Вместо того, чтобы его запирать в тюрьму, издеваться над ним и измываться, а там его и насиловать будут (особенно часто это случается у подростков), можно назначить ему домашний арест, все-таки он в домашних условиях посидит, и отсидит, и если не совершит ничего такого, и не скроется, вообще не давать ему наказание в виде лишения свободы… Будет, конечно небольшой процент нарушивших правила, скрывшихся, но ведь и из тюрьмы люди убегают.

Второй вариант, вторая возможность — амнистия. У нас постановление об амнистии принимается только Государственной Думой. По моей оценке, депутаты на сегодняшний день не расположены к тому, чтобы принимать постановления об амнистии. Мы все видели это по предыдущей амнистии: год они совещались сокращали количество статей, подлежащих амнистии... И, в конце концов, выпустили 5 пенсионеров. Все доводится у нас до уровня абсурда. То есть энергетическая затрата на эту амнистию всех, кто за нее выступает, борется, не оправдывается тем результатом, который получается. Это, конечно, не значит, что надо оставить все попытки.

Я не против того, чтобы использовать институт амнистии, например по всяким поводам, праздникам, юбилеям... Но хочу сказать, рациональный Запад давно пришел к тому, что амнистия, как метод сокращения численности, неэффективна. В последний раз она проходила только в одной европейской стране — в Испании, после смерти Франко. И ни одного случая другой крупной амнистии я не знаю. Нигде в Европе амнистия сейчас широко не используется.

Был, правда, случай, когда итальянский президент на собственный страх и риск выпустил из следственных тюрем арестованных, т.е. еще не осужденных. Это было несколько лет назад, тюрьмы у них были переполнены. Одна из итальянских газет даже вышла под заголовком “Жулики, вперед”. Выпустили не самых опасных изуверов, насильников или наркоманов, отпустили жуликов. И были освобождены сразу несколько тысяч мелких жуликов, для Италии это большая цифра. Так что можно представить, что это тоже путь. Но это была не амнистия. Президент, вопреки общественному мнению и наверное законам, пошел на такой риск, и риск оправдался. Потом об этом писали как об очень положительной факте.

Известно, что у нас СИЗО переполнены. Может, стоит нашему Президенту хотя бы для популярности воспользоваться таким вариантом, чтобы разгрузить СИЗО итальянским методом. Послать ему для примера вырезку из итальянской газеты с описанием этого случая. Опять же, Италия не бедная страна, и могла бы такое количество прокормить.

Третий вариант. Это коллективное помилование. С ним мы столкнулись во Франции. Страна большая, на нее мы ориентируемся, на ее демократические традиции, законодательство и т.п. Поэтому ее опыт нам интересен и полезен. Узнали мы об этом коллективном помиловании, встречаясь с органами помилования. Органы помилования в большинстве стран находятся в ведении министерств юстиции. Кроме Англии, где этим занимается МВД, при МВД существует отдел помилования. Но это потому, что в Англии нет министерства юстиции как такового.

В чем заключается коллективное помилование? Раз в год в Министерстве юстиции в отделе помилования составляются списки. Это большая работа. Амнистия для групп осужденных происходит постатейно, а помилование индивидуально, пофамильно. Они подбирают список в течение года, работают над ним, включают людей, которые сидят за “легкие” преступления, которые и так скоро бы вышли. Практически милуют тех же жуликов, как в Италии. В список для помилования во Франции, попадает, по-моему, 5-6 тысяч человек сразу.

— У них 54 тысячи заключенных, то есть это 10%…

— Да. У них около половины осужденных получают приговор за транспортные нарушения. Они говорят, что это помогает освободить камеры для тех, кто потом туда попадет. И в День взятия Бастилии эти люди получают по Указу Президента коллективное помилование. Чиновники из Минюста говорят: мы это дело не афишируем, чтобы не тревожить население. Для них, как и для нас, это вопрос тоже тонкий: не всякий понимает, что помилование есть необходимый акт, население начинает будоражиться, печать начинает возбуждать общественное мнение, играть на острых чувствах: вот на нашей улице сегодня человека убили, а вы этих убийц милуете и т.д. Они говорят: поэтому мы это делаем интеллигентно, тихо. И никогда не было никаких осечек, все нормально происходило.

Когда мы вернулись из Франции (кроме меня там были Иванушкин и Вицин), мы в тот же год предложили коллективное помилование участникам войны, тогда как раз юбилейный год был. Составили список человек на 400-500. Мы даже не обсуждали на комиссии каждого индивидуально, просто составили этот список, работали над ним представители министерства юстиции, нашего Управления и от комиссии – я. Каждый из членов Комиссии прочел, каждый просмотрел дела, особенно сомнительные. Мы встретились и состыковали наше мнение по каждой фамилии, которая вызывала сомнение. Втроем мы составили этот список и предложили президенту выпустить этих людей, несчастных, старых, наверняка. И это прошло у нас. То есть опыт коллективного помилования, хотя мы его так не называли, существует.

Я бы предложил этот последний путь для нас. Остальные я не отвергаю, но они к Комиссии прямого отношения не имеют. Готов рассмотреть с министерством юстиции, с вашей организацией, с другими общественными организациями вариант письма президенту с объяснением экономических и прочих выкладок: что такое количество заключенных просто не под силу ни одной стране. Наверно нужны экономически выкладки — сколько стоит содержание каждого заключенного, в стоимость входит не только рубль, на который вы его кормите, есть и другие, более значительные расходы: охрана, содержание и т.п. И надо сразу дать цифру — какой экономический эффект даст сокращение тюремного населения. Все это должно вот так быть написано, причем, очень понятно, очень популярную идею нужно вдалбливать очень коротко и точно: вот столько сейчас из бюджета выделяется, столько будет после сокращения и т.д. Эту идею поддержат наверно и все начальники колоний. Мы получаем от них письма, они стонут, что нечем кормить, по электричеству задолженность, лучше часть осужденных выпустить и не мучить, не подрывать их здоровья. Наверное, отдельным пунктом в этом списке должна идти статистика и предложения по туберкулезу и СПИДу. И может быть, еще несколько болезней включить, но эти две болезни обязательно. Можно привлечь и нынешнего министра МВД Степашина, он человек думающий и поддержит нас.

Наверное, на счет больных туберкулезом надо подавать отдельный список, потому что, во-первых, каждый из туберкулезников быстро плодит себе подобных, во-вторых, они гибнут там: лекарств не хватает, больниц не хватает и т.п., а в-третьих, не все из них опасные преступники.

В список самых первых коллективных помилований в первую очередь надо включить этих больных, как средство не только для сокращения бюджета (это больницы, и лекарства, и медицинский персонал), но и как спасение остальных людей, которые служат источником туберкулезной эпидемии в уголовно-исполнительной системе.

Copyright © Центр содействия реформе уголовного правосудия. All rights reserved.
Использование материалов сайта без согласования с нами запрещено.
Комментарии и предложения по оформлению и содержанию сайта: sodeistvie08@gmail.com

  Rambler's Top100      

  Яндекс цитирования