Места лишения свободы >>> Заключенные протестуют

 
 

Массовые нарушения прав человека в местах заключения (11-12 декабря 2006)

Заключенные Свердловской колонии объявили голодовку

В исправительной колонии ИК-18 города Сосьва Свердловской области осужденные отряда строгого содержания вскрыли себе вены на руках и объявили голодовку. Как сообщает АНН, ЧП произошло в субботу утром около 05.30 местного времени.
Пять человек вскрыли себе вены на руках, а 12 осужденных объявили голодовку. Врач прибыл к изувеченным только к 07.00. Два человека к этому времени потеряли много крови и находились в тяжелом состоянии. Медик оказал необходимую помощь и сейчас жизнь заключенных вне опасности.
Как утверждают арестанты, пойти на крайние меры их заставили действия администрации колонии, которая лишила их личных вещей и одеял. Они собираются продолжать голодовку до тех пор, пока им не вернут вещи.
Голодовка продолжается уже три дня. За это время, по данным агентств, вены себе вскрыл еще один из осужденных. Как сообщает Regions.ru, уральский прокурор по надзору за исполнением законодательства в исправительных учреждениях посетил колонию, в настоящее время в колонии работает комиссия ГУФСИН. Специалисты службы исполнения наказаний будут выяснять, почему об идущей уже три дня акции протеста в уральском управлении узнали только 11 декабря.
Как пишет ИА Regnum, изначально Свердловское областное Управление Федеральной службы исполнения наказаний отрицало факт происшествия и распространило заявление заявило о "заговоре родственников преступников", отбывающих наказание в колонии №18 г.Сосьвы. Как сообщали корреспондентам в пресс-службе ведомства, родственники специально распространили в СМИ информацию о притеснениях заключенных в ИК №18. "Никаких проблем в колонии нет", - утверждало ГУФСИН.

Источник: сайт Права человека в России. 12.12.2006.

Прокуратура выявила нарушения законодательства в Абаканской воспитательной колонии

Прокуратура Республики Хакасия закончила проверку соблюдения требований законодательства в Абаканской воспитательной колонии, сообщает ИА "Хакасия".

В результате проверки было выяснено, что предусмотренная уголовно-исполнительным законодательством норма жилой площади в три с половиной квадратных метра в расчете на одного осужденного в Абаканской воспитательной колонии не соблюдается. В адрес начальника Управления федеральной службы исполнения наказаний РФ по Хакасии внесено представление об устранении выявленных нарушений действующего законодательства.

В целом же, прокуратура Хакасии установила, что администрацией исправительного учреждения принимаются меры по улучшению материально-бытового обеспечения осужденных, недопущению нарушений осужденными установленного режима отбывания наказания. Проведен капитальный ремонт помещений карантина и дисциплинарного изолятора, ведется ремонт помещения столовой.

Абаканская воспитательная колония - самое старое в республике исправительное учреждение, она образована в 1945 году. Всего на момент проверки в колонии отбывали наказание в виде лишения свободы 312 человек. Лишь треть из отбывающих наказание - из Хакасии, остальные осужденные направлены в колонию из Красноярского края.

Источник: сайт Права человека в России. 12.12.2006

Женская палата Коми и УФСИН проведут совместные проверки следственных изоляторов региона

Женская палата Коми и регионального Управление Федеральной службы исполнения наказаний (УФСИН) проведут совместные проверки соблюдения прав женщин, находящихся в следственных изоляторах республики, сообщает ИА КомиИнформ. К такому соглашению пришли 11 декабря председатель Женской палаты региона, депутат Госсовета Коми Ольга Савастьянова и начальник УФСИН России по Республике Коми полковник Владимир Урявин на "круглом столе", посвященном решению проблем насилия в семье.

Как напоминает агентство, 5 декабря Ольга Савастьянова направила открытое письмо Владимиру Урявину с просьбой провести ряд мероприятий по изменению положения женщин, содержащихся в СИЗО, и женщин, чьи родственники находятся в следственных изоляторах. Речь идет о том, что в трех СИЗО Коми не предусмотрен прием женщин врачом-гинекологом, что лишает содержащихся в СИЗО женщин ряда прав, гарантированных Конституцией России. Кроме того, как сообщается в письме, в местах лишения свободы женщин не обеспечивают должным образом одеждой, обувью и предметами личной гигиены, а с родственников заключенных взимается плата за нахождение в помещениях для длительных свиданий.

Как заявил Владимир Урявин, по результатам проверок следственных изоляторов нарушений конституционных права женщин не выявлено. По словам полковника, ставка врача-гинеколога в республиканских СИЗО не предусмотрена нормативными документами Министерства здравоохранения России. По каждому обращению медицинскими работниками принимались меры по вывозу женщин в специальные медицинские учреждения. По запросам женщин спецучреждениями закупаются тесты для определения беременности, ежемесячно каждой женщине выдается набор средств личной гигиены. Беременным женщинам, находящимся под стражей, создаются улучшенные материально-бытовые условия, организуется специализированное медицинское обслуживание. Оплата за проживание во время длительного свидания осуществляется в соответствии с Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации.

На заявление Владимира Урявина парламентарий Ольга Савастьянова ответила, что в распоряжении Женской палаты Коми имеются доказательства фактов нарушений. После обсуждения проблемы на круглом столе несогласные друг с другом стороны решили провести совместные проверки.

Источник: сайт Права человека в России. 12.12.2006.

Делегация Amnesty в России

Делегация Международного секретариата Amnesty International ("Международной Амнистии") встречалась в Москве с официальными представителями российского правительства, Президентсткой администрации и Государственной Думы с целью обсуждения проблемы пыток и жестокого обращения в Российской Федерации.

Делегация представила только что выпущенные организацией исследование и рекомендации по проблеме пыток, в которых главное внимание уделено ситуации в условиях содержания под стражей в органах милиции и "помещениях, функционирующих в режиме следственного изолятора" (ПФРСИ), а также во временных следственных изоляторах (СИЗО), расположенных на территории тюремных колоний.

Эти встречи предоставили нам возможность лично выразить нашу обеспокоенность и выслушать различные ответные мнения по данному вопросу, выражающие как согласие, так и несогласие с нашей позицией.

Несмотря на некоторый прогресс в деле улучшения условий содержания в заключении, а также укрепления законодательных мер по защите задержанных лиц, находящихся под следствием, российским властям необходимо действовать более активно с целью решения проблемы пыток. В частности, в ходе следствия сотрудники правоохранительных органов в попытке добиться от задержанных "признаний" нарушают правовые гарантии защиты от пыток.

В нашем исследовании также подчёркивается факт непроведения должным образом расследований по заявлениям о пытках, а также содержится вывод о том, что существующие механизмы мониторинга мест лишения свободы не являются эффективным сдерживающим фактором противодействия пыткам. Российское правительство также не обеспечивает полного сотрудничества с международными контрольно-наблюдательными органами, а именно, со Специальным докладчиком ООН по проблеме пыток и КПП.

Поскольку одним из предметов нашей озабоченности является факт непроведения должным образом расследований по заявлениям о пытках, вызывает сожаление, что никто из представителей Генеральной прокуратуры не смог с нами встретиться.

В ходе встреч с представителями Федеральной службы исполнения наказаний Министерства юстиции (ФСИН), а также в Министерстве юстиции, делегация AI выразила свою озабоченность в связи с проблемой пыток и жестокого обращения в ПФРСИ, применямых в отношении подозреваемых и обвиняемых лиц с целью добиться от них "признаний". В своём последнем докладе Amnesty International особо указывала на заявления о подобных фактах, имевших место в ИК-2 в Екатеринбурге, в Свердловской области.

На встрече в Министерстве юстиции было подтверждено наличие указанных проблем в ИК-2. Двое официальных должностных лиц подверглись судебному преследованию в связи с указанными заявлениями.

В Министерстве юстиции делегацию заверили в том, что ПФРСИ надлежит использовать лишь для содержания уже осуждённых лиц, ожидающих момента вступления в силу вынесенных им приговоров, и, следовательно, ни подозреваемые, ни обвиняемые лица, не должны направляться в ПФРСИ.

Министерство юстиции предложило Amnesty International представлять в Министерство информацию обо всех известных ей случаях перевода в ПФРСИ подозреваемых или обвиняемых лиц, с целью проведения расследования и принятия дисциплинарных санкций в отношении сотрудников ФСИН, ответственных за подобный перевод.

Указанный инцидент демонстрирует проблемы, касающиеся деятельности прокуратуры: районная прокуратура не возбуждала уголовных дел, и лишь после прибытия следственной комиссии из Министерства юстиции и передачи ею документов в областную прокуратуру, были приняты меры, начаты уголовные расследования, завершившиеся вынесением обвинительных приговоров.

Государственной думе следует усилить свой контроль за деятельностью правоохранительных органов и прокуратуры и в дальнейшем развивать практику посещений депутатами Госдумы мест содержания под стражей, в частности, в ИВС или в отделениях милиции.

Человеческий фактор: следует создать систему предупреждения и противодействия проявлениям человеческой слабости. Это не может служить оправданием жестокому обращению с задержанными.

Amnesty International призывает российские власти опубликовать доклады КПП с целью содействия общественной дискуссии относительно прогресса и существующих проблем в местах заключения, а также незамедлительно разрешить Специальному докладчику ООН посетить РФ. Делегация не сочла убедительными полученные ею официальные объяснения причин непринятия указанных мер.

Amnesty International также призывает Россию подписать и ратифицировать Факультативный протокол к Конвенции ООН против пыток, в котором предусматривается создание механизма независимого инспектирования, дающего возможность посещать без предупреждения все места лишения свободы.

Источник: сайт Права человека в России. 11.12.2006

 

Заключенные сбежали под расстрел

Александра Ларинцева

 

На окрики часового на вышке заключенные не реагировали, видимо надеясь выиграть время и добраться до мертвой зоны. Дожидаться этого караульные не стали и открыли огонь на поражение
Прокуратура Ставропольского края вчера возбудила уголовное дело по факту расстрела троих заключенных, пытавшихся сбежать из лечебно-исправительного учреждения #8 для больных туберкулезом, расположенного в Нефтекумском районе края.
По данным прокуратуры, попытка побега была совершена в воскресенье вечером. Заключенные Артур Шаов (уроженец Карачаево-Черкесии), Николай Харадуров (житель Саратовской области) и Руслан Митаев (уроженец Чечни), отбывавшие длительные сроки наказания (от 10 до 13 лет), незаметно выбрались из жилого блока, пересекли внутренний двор, успели пройти 15-метровую запретную зону и ограждение поста. На окрики часового на вышке заключенные не реагировали, видимо надеясь выиграть время и добраться до мертвой зоны - участка, который с вышки не простреливался. Дожидаться этого караульные не стали и открыли огонь на поражение.
Руслан Митаев был убит, а Артур Шаов и Николай Харадуров с огнестрельными ранениями бедра и предплечья помещены в тюремную больницу. Следствие полагает, что организатором побега мог выступать Николай Харадуров, отбывавший срок за убийство и незаконный оборот наркотиков. В колонии он должен был находиться до декабря 2016 года. Артур Шаов и Руслан Митаев были осуждены за разбой и незаконное хранение оружия.
Это не первый побег заключенных из спецучреждения для туберкулезников в Нефтекумске. В 2000 году заключенные сделали подкоп возле прачечной и сумели сбежать, но через несколько часов были пойманы. Дело в том, что в Нефтекумском районе трудно спрятаться,- там очень мало населенных пунктов, расстояния между ними большие, лесных посадок нет, а ближе к территории Дагестана начинается полупустыня, где летом на солнце температура достигает 60°C.
В августе 2003 года также была совершена попытка побега из колонии. Заключенные Роман Лукьянов и Михаил Бессонов во время уборки территории напали на охранявшего их сержанта Максута Язаева, убили его и, забрав автомат, выбрались на волю. Бессонов, пытавшийся отстреливаться, был убит, а Лукьянов схвачен и препровожден в местное СИЗО.

Источник: Коммерсантъ. 11.12.2006.