Места лишения свободы >>> Заключенные протестуют

 
 

Дурная бесконечность

Елена Борисова

 

16 октября в воспитательной колонии для несовершеннолетних города Кировограда Свердловской области заключенные подняли бунт. Третий по счету в этой колонии за последнее время. В этот раз группа из нескольких человек попыталась прорваться через ограждение. Часовые применили огнестрельное оружие. Двое воспитанников получили смертельные ранения. Погиб оперативный дежурный. Число пострадавших в результате инцидента составило 13 человек. Бунт нанес казне ущерб в сумме 30 млн рублей. Губернатор Эдуард Россель поблагодарил милицию и Федеральную службу исполнения наказаний за своевременно принятые меры.

Массовые акции протеста в местах лишения свободы продолжаются уже более трех лет. И если поначалу в тюрьмах, СИЗО и колониях в основном объявлялись голодовки и вскрывались вены, о чем окольными путями узнавали родственники заключенных и правозащитники, то сейчас там происходят погромы и поджоги с гибелью и увечьями людей, захватываются заложники и предпринимаются попытки побега. Волна агрессии нарастает. И вот уже жители города Кировограда боятся после бунта выходить на улицы, а губернатор благодарит силовиков за усмирение взбунтовавшихся малолеток.

ФСИН объясняет происходящее несколькими причинами. То "матерые преступники, находящиеся на свободе, через осужденных несовершеннолетних хотят дестабилизировать ситуацию в уголовно-исполнительной системе"… То заключенные насмотрятся сериалов о тюремной жизни. То причиной станут хулиганские побуждения… То "зеки" захотели улучшения условий содержания, что противоречит режиму…

По мнению же экспертов и правозащитников, акции протеста обычно случаются там, где существуют невыносимые условия содержания. Понятно, что в местах заключения находятся далеко не ангелы, и люди, как правило, попадают туда за совершение преступлений, но всему есть предел. Несмотря на то что заключение под стражу уже само по себе является наказанием, во многих местах лишения свободы над заключенными издеваются и нарушают их права. А они у них, каким бы странным это ни показалось, все же имеются.

Например, Федеральный омбудсмен Владимир Лукин, расследуя беспорядки в колонии Льгова Курской области (ИК-3) в июне 2005 года, подверг серьезному сомнению версию работников ФСИН о том, что волнения были инициированы криминальными авторитетами. По его мнению, протест осужденных был направлен исключительно на защиту своих прав. "Людей кормили по отмененным пониженным нормам питания, в ряде отрядов не было необходимого числа сантехнического оборудования, и многие просто не могли умыться в отведенное им время, не все осужденные были обеспечены одеждой и обувью, не хватало простыней, матрацев, одеял, - сообщается в заявлении федерального омбудсмена. - Грубые нарушения прав осужденных допускались в штрафном изоляторе. В довершение ко всему осужденных били сотрудники колонии, а их жалобы в прокуратуру, возможно, и в другие контролирующие органы просто не отправляли". И поскольку ИК-3 считается "образцово-показательной зоной", Лукин попросил проверить, каково состояние законности в других исправительных учреждениях Курской области. Напомним, что во Льгове, в знак протеста против применения физического насилия со стороны должностных лиц, 345 человек массово вскрыли себе вены и объявили голодовку. А за несколько дней до этих событий в колонии прошло заседание совета профилактики, где рассматривались вопросы применения мер взыскания в отношении нескольких человек, нарушивших порядок отбывания наказания. Один из них не признал своей вины и написал жалобу на действия должностных лиц. Исполняющий обязанности начальника ИК-3 распорядился увести заключенного для "воспитательной беседы". Старший инспектор безопасности и "ряд неустановленных лиц" на протяжении 15 минут избивали жалобщика, а затем заставили его эту жалобу съесть.

По результатам проверки ФСИН сняла с должности начальника Льговской колонии и сообщила, что "сотрудники и администрация допускали в своей деятельности нарушения и поэтому многие из них были наказаны". Не преминув, впрочем, заявить, что масштабы акции были сильно преувеличены.

Другой пример. Проверка комиссии уполномоченного по правам человека колонии №4 в Фарносове (Ленинградская область), из-за которой в 2006 году началась волна массовых голодовок заключенных, выявила, что в карантине и ПФРСИ (помещении, функционирующем в режиме следственного изолятора) у людей вымогали деньги и угрожали изнасилованием. И, например, за то, чтобы не "прессовали", люди должны были платить по 200 долларов в неделю, а за право ходить в туалет когда хочешь - по 100. Деньги брали и с заключенных, и с их родственников, предлагая, в частности, оплатить мобильные счета сотрудникам колонии. Впрочем, все это делали не сами сотрудники, а активисты из "секции дисциплины и порядка" (СДП). Несогласные с деятельностью СДП жестоко избивались. В Ленинградской прокуратуре по надзору за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний сообщили, что в ходе проверки "некоторые факты подтвердились".

Дисциплина и порядок
Что же такое - эти "секции дисциплины и порядка", имеющиеся в каждой российской колонии? Такие организованные администрацией группы заключенных были под тем или иным названием в колониях всегда. Еще в 2006 году председатель Общественного совета при министре юстиции по проблемам уголовно-исполнительной системы Валерий Борщов направил министру юстиции предложение о ликвидации СДП, поскольку их существование вступает в противоречие с законодательством: "В Уголовно-исполнительном кодексе сказано, что нельзя заключенным передавать функции администрации". Но ситуация начала развиваться по обратному сценарию - в последнее время в СДП заставляют вступать всех.
По мнению многих правозащитников, унижение человеческого достоинства и "пресс" в местах лишения свободы носят системный характер: "Не вступишь в СДП, будем прессовать". Это становится "нормальным" способом управления во многих пенитенциарных учреждениях. Очень удобным. Раздавленные и подавленные люди ведут себя смирно… На вопрос: "Каковы условия содержания? Нет ли жалоб?", четко отвечают "Нет. Все отлично!" Такие образцово-показательные колонии очень любят показывать журналистам: по свежепокрашенному и размеченному плацу ходят строем идеальные заключенные, поют песни, играют в "берендеев"…

Между тем для большинства вступление в СДП считается позором, поскольку ее членов заставляют "стучать" - писать докладные и доносы. "Ясно, что любой человек, имеющий представление о чувстве собственного достоинства, не будет добровольно писать заявление о вступлении в секцию, - говорит исполнительный директор Общероссийского общественного движения "За права человека" Лев Пономарев. - И когда заключенный отказывается от позорного для себя поступка, его начинают "прессовать". Могут по самым надуманным причинам постоянно водворять в ШИЗО (штрафной изолятор), в ПКТ (помещение камерного типа) на так называемые "строгие условия содержания". Могут подвергать постоянным унижениям, истязаниям и пыткам. На членов СДП возлагаются функции, которые по закону входят в компетенцию должностных лиц колоний: следить за порядком, выявлять нарушителей режимных правил и т. п. Кроме того, членов СДП зачастую используют для исполнения незаконных или даже преступных действий по отношению к другим заключенным".

По результатам исследований Центра международной защиты, способы управления основной массой арестантов и подавления их через "заключенных-надсмотрщиков" получают все большее распространение в учреждениях УИС.

Люди оказываются в полной власти СДП и сотрудников колонии. У них нет возможности обжаловать нарушения своих прав. Они не могут получить медицинскую помощь. У них нет возможности обратиться в прокуратуру. А если их жалобы какими-то путями попадают "на волю", скорее всего, остаток срока жалобщики проведут в ШИЗО или в ПКТ. Или подвергнутся дальнейшим издевательствам, избиениям и унижениям. Или будут "опущены".

"Что остается арестанту в такой ситуации? Он не имеет никакой надежды на изменение своей судьбы, на поворот к лучшему, живет в состоянии постоянного отчаяния, - говорит директор Центра содействия реформе уголовного правосудия Валерий Абрамкин. - А доведенный до крайней степени отчаяния человек готов на все. Ему нечего терять. Поскольку ни своя, ни чужая жизнь ему уже не представляется ценной. А дальше произойдет вот что: эти люди - те, над которыми издевались, и те, которые издевались сами, - выходят на волю. Одни - униженные и раздавленные, другие - потерявшие всякую совесть. Не проводящие грани между добром и злом, озверевшие. И живут с нами рядом. Агрессия из мест лишения свободы выплескивается на улицы. И если в системе пенитенциарных учреждений ничего не изменится, будет расти в геометрической прогрессии".

Массовые акции протеста время от времени случаются в тюрьмах различных государствах. Во многих странах причины беспорядков обсуждаются открыто и серьезно. Опрашиваются сотрудники следственных изоляторов и тюрем, эксперты, сами заключенные (при гарантиях обеспечения их дальнейшей безопасности). Результаты расследований публикуются. Все это делается ради того, чтобы впредь исключить подобные ЧП. И при серьезном и открытом расследовании причин версия, что ""зеки" насмотрелись сериалов, вот и взбунтовались", вряд ли "канает".

Впрочем, за девять месяцев 2007 года органами прокуратуры Свердловской области было осуществлено 296 проверок исправучреждений, внесено 166 представлений, по результатам их рассмотрения к дисциплинарной, административной и материальной ответственности уже привлечены 268 сотрудников уголовно-исполнительных служб, опротестовано 120 незаконных ведомственных актов.

 

ВОЛНЕНИЯ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ ЗА ПОСЛЕДНИЕ ТРИ ГОДА

Февраль 2004 г. Санкт-Петербург и Ленинградская область: по официальным данным, от приема пищи отказались 5 088 взятых под стражу и осужденных (СИЗО-1 "Кресты" - 2 500 человек; СИЗО-4 - 1 420 человек; женского СИЗО-5 - 168 человек; ИК-5 - 100 человек; ИК-3 - 900 человек). Причина голодовки - массовые нарушения прав человека.

Апрель 2004 г. Челябинская область: к 95 голодающим заключенным верхнеуральской тюрьмы ЯВ-48/т?1 присоединились 100 заключенных златоустовской колонии общего режима ЯВ-48/25 и 200 заключенных челябинского режимного учреждения ЯВ-48/8. Голодовка - протест против бесчеловечного режима содержания. Иркутская область: голодовка в колонии №32 и специализированной туберкулезной колонии №27. Причина та же.

Осень-зима 2005 г. Мордовия: голодовка осужденных в знак протеста против произвола администрации в ИК-12.

Июнь 2005 г. Курская область: более 400 осужденных Льговской колонии №3 нанесли себе телесные повреждения в знак протеста против условий содержания и избиения заключенных сотрудниками колонии.

Август 2006 г. Карелия: заключенные, отбывающие наказание в ЛИУ-4, в знак протеста против истязаний отказались от приема пищи.

Ноябрь 2006 г. Смоленская область: акция протеста в колонии ЯО-100/1.

Сентябрь 2006 г. Якутия: в исправительной колонии №5, где содержатся больные туберкулезом заключенные, состоялась предупредительная голодовка с требованием улучшения условий содержания

Декабрь 2006 г. Мордовия: заключенные ФГУ ИК-17 держат голодовку, протестуя против условий содержания. На территорию колонии введен ОМОН.

Март 2007 г. Свердловская область: попытка побега двоих заключенных из Кировоградской колонии для несовершеннолетних ВК-2.

Апрель 2007 г. Тюменская область: несовершеннолетние заключенные устроили погром в СИЗО.

Май 2007 г. Смоленская область: массовые беспорядки в колонии ФГУ ИК-3.

Июнь 2007 г. Томская область: 51 заключенный нанес себе порезы, протестуя против бесчеловечного обращения.

Июль 2007 г. Воронежская область: в Россошанской колонии строгого режима после убийства надзирателями заключенного прошла акция неповиновения.

Июль 2007 г. Калужская область: заключенными ИК-55/3 начата голодовка в знак протеста против невыносимых условий содержания.

Июль 2007 г. Пермская область: беспорядки в воспитательной колонии №2.

Август 2007 г. Свердловская область: в ИК-53 произошли массовые беспорядки с участием 700 человек. Бунт в Кировоградской колонии для несовершеннолетних ФГУ ВК-2. Якутия: массовая драка в колонии строгого режима. Южно-Сахалинск: беспорядки в исправительной колонии №1- заключенные разгромили кабинет начальника отряда. Амурская область: в исправительной колонии № 2 заключенные порезали себе вены и объявили голодовку.

Сентябрь 2007 г. Санкт-Петербург: бунт несовершеннолетних заключенных в СИЗО "Кресты".

Октябрь 2007 г. Самарская область: заключенные исправительной колонии №6 объявили голодовку в знак протеста против действий со стороны тюремной администрации.

Октябрь 2007 г. Свердловская область: бунт в Кировоградской колонии для несовершеннолетних ВК-2.

 

Источник: http://www.expert.ru/articles/2007/10/19/bunt/