Места лишения свободы >>> Заключенные протестуют

 
 

Администрация орудовала битами?
Марина Крымова

 

В Курской области начался процесс над руководством льговской колонии, где летом заключенные массово вскрыли вены. Сотрудники администрации, избивавшие осужденных, обвиняются в превышении полномочий. Но, по мнению правозащитников, наказание им вряд ли будет суровым.

1 декабря 2005 года в Льговском районном суде (Курская область) прошли предварительные слушания по делу двух сотрудников администрации колонии, где летом заключенные устроили массовое членовредительство в знак протеста против издевательств со стороны сотрудников исправительного учреждения.

Исполняющий обязанности начальника исправительной колонии № 3 УФСИН России по Курской области майор внутренней службы Владислав Двоеносов и старший инспектор отдела безопасности того же учреждения Виктор Реутов обвиняются в превышении должностных полномочий с применением насилия, оружия или спецсредств (п. "а" и "б" ч. 3 ст. 286 УК РФ).

Им грозит до 10 лет лишения свободы.

По данным следствия, 24 июня 2005 года по личному указанию Двоеносова осужденный Алексей Шатунов был избит старшим инспектором отдела безопасности Виктором Реутовым и еще несколькими сотрудниками, личности которых прокуратуре так и не удалось установить.

Шатунова вызвали на Совет профилактики колонии за некую провинность. Там его начали бить - ногами, резиновыми дубинками, битами и другими подручными средствами.

Как установила судебно-медицинская экспертиза, назначенная в рамках уголовного дела, на теле осужденного остались следы "профилактической работы" - кровоподтеки, ссадины, синяки.

Травмы были квалифицированы как "причинившие легкий вред здоровью".

Кроме того, по данным следователей, Шатунова заставили съесть написанную им в прокуратуру жалобу.

Двоеносову и Реутову предъявили обвинение по статье о превышении полномочий и временно отстранили от занимаемых должностей.

Судебные слушания должны были начаться еще в начале ноября 2005 года, однако дата суда была перенесена в связи с неявкой потерпевшего: сотрудника ГУИН по Курской области Алексея Шатунова, который содержится сейчас в СИЗО, по непонятным причинам в суд вовремя привезти не смогли.

Впрочем, и в четверг судебное заседание длилось недолго: ознакомившись с материалами дела, суд объявил, что возвращает его в прокуратуру.

Как сообщил судья Вячеслав Поздняков, уголовное дело возвращено в прокуратуру из-за ошибок в обвинительном заключении.

В частности, в следственных документах неверно была указана должность Владислава Двоеносова: вместо и. о. начальника колонии его назвали "заместитель начальника колонии".

Процесс начнется вновь, как только прокуратура исправит ошибки.

Не исключено, что с началом судебного разбирательства станут известны новые подробности взаимоотношений между осужденными всегда считавшейся образцово-показательной льговской колонии и ее администрацией.

Сейчас же и в проводившей расследование прокуратуре по Курской области, и в областном УИН считают, что причиной бунта в льговской колонии было противостояние администрации и некоторых осужденных, не желавших подчиняться строгим порядкам. Кроме того, по словам начальника УИН МЮ РФ по Курской области Виктора Федичева и прокурора Курской области Александра Бабичева, бунтом в стенах колонии руководили со свободы.

Глава ФСИН Юрий Калинин, впрочем, признал, что сотрудники колонии допускали нарушения.

Выяснить, что произошло в колонии, пытались и российские правозащитники, которые провели два независимых расследования льговских событий и передали руководству Минюста и ФСИН их результаты.

По мнению правозащитников, над происходящим не было должного прокурорского контроля, при этом администрация допускала массу нарушений, к примеру, насильно расслаивала осужденных на доносчиков (или "актив") - и "обычных", чем провоцировала напряжение.

А после ЧП, выяснили правозащитники, на заключенных постоянно давили, чтобы они отказались от своих показаний против администрации колонии и забрали заявления.

Несколькими днями ранее начался суд над предполагаемыми организаторами массовых беспорядков.

Дело четверых осужденных - Владимира Клементьева, Сергея Чирко, Максима Чернышова и Михаила Брагина - обвиняемых в подстрекательстве к голодовке и вскрытию вен как минимум шестерых осужденных взбунтовавшейся колонии, рассматривается в том же суде.

Между тем адвокаты заключенных Борис Заксенберг и Елена Коробейникова уже обратились с ходатайством, чтобы в суд была предоставлена видеозапись, на которой осужденные называют совершенно другие имена зачинщиков бунта.

 

Источник: сайт "Права человека в России". 02.12.2005