Концепция выставки "Духи Венеции"
("Spirit of Venice")
Автор концепции и фотографий Людмила Альперн,
Москва
Кураторы выставки:
Елена Назарова, Орел.
Ольга Жалнина, пос. Шахово, Орловской области
***
Совместно с Общественным центром содействия реформе
уголовного правосудия, Москва, УФСИН по Орловской области,
и др. заинтересованными лицами и организациями.
***
Выставка была показана в апреле 2007 г. в виде пространственной
композиции: она открылась в женской колонии п. Шахово
и в фойе Орловского драматического театра имени И. Тургенева,
тем самым, единством времени просмотра экспозиции объединились
два изолированных друг от друга пространства - дисциплинарное
(пространство тюрьмы) и публичное (город). Так была
осуществлена давняя идея художницы: раздвинуть стены
тюрьмы, чтобы впустить туда красоту Венеции и приоткрыть
ворота города, чтобы впустить в него его заключенных.
***
Аналогичная выставка планируется в самой Венеции, в
таком же варианте ее осмысления - в женской тюрьме (Джудекка)
и в городе, при поддержке Муниципалитета Венеции (Commune
di Venecia) , журнала "Ристретти оризонти"
( Risretti orizonti), Падуя, ассоциации "Грануло
ди сенапо" ("Il granello de senape" ),
Венеция.
***
Иногда мои перемещения напоминают мне бегство, главным
образом, от себя. Или к себе, все зависит от точки отчета.
Тело - узник души, и человеку далеко не всегда удается
пожить телесно, здесь и сейчас, ибо душа правит, задавая
пространственно-временные координаты по своему усмотрению.
Взаимоотношения в системе душа-тело хорошо описываются
корпускулярно-волновой теорией: вместе они почти не
живут, или совсем не живут. Меняя свое положение в пространстве,
тело получает шанс опередить душу, или, вернее, догнать
ее, если движется правильно, то есть, в те места, куда
та обычно отлетает.
В Италию я попала именно так. Теперь мне известно, где
обитает душа - в самое неподходящее время я с удивлением
обнаруживаю себя на какой-нибудь узкой calle выводящей
к воде, и разноцветные кирпичи старой венецианской кладки
почти касаются моего плеча. Удивляться здесь нечему:
солнце, красота, яркие впечатления, хотя жила я в Италии
не летом, а осенью или зимой, по мнению местных - в
"печальное время, когда природа умирает".
Устроена Италия особым образом: она чувствует. Человека,
ситуацию, время, место. Играет, подыгрывает, всегда
с тобой в контакте. Тебе не скучно, не пусто, не одиноко.
От этого людям хочется жить. И живут они долго.
У русских при регулярном отсутствии всего необходимого
- и доброй к человеку истории, и денег, и солнца, существуют
свои культурные возможности для создания особой эмоциональности.
В ней мы куда ближе к итальянцам, что ими и признается,
хотя на желании и умении жить она не сказывается. Русские
тоже чувствуют свою близость к итальянской культуре,
не осознавая причин. Крайности сходятся?! Похоже, что
так. Особая эмоциональность, открытость, которая в Италии
созидается солнцем и красотой, безграничной добротой
и любовью к детям, в России куется снегом и холодом,
материальной скудостью жизни, внешней суровостью, почти
жестокостью, отверженностью, забиванием чувств назад
вглубь души, из которой они не имеют свободного доступа
к миру.
Итальянец живет на улице - и душа его разлита здесь
же. Яркая непринужденность итальянской улицы - это сон
русской души, до которой так трудно докопаться. Именно
так живет в своих снах замурованная в теле загадочная
русская душа - горячо и открыто, как итальянцы в Италии.
Поэтому, попадая в страну своей души, мы ощущаем, что
попали в сон, в сказку, в мечту. Душа высвобождается
из тенет, распрямляется, и свободно выходит наружу -
наконец-то вернулась на родину! Жизнь русских в Италии
- это воплощенная жизнь души.
Всему красивому русские исстари учились у итальянцев
- пению, живописи, архитектуре. У французов переняли
балет. А вот немецкая аккуратность так и не прижилась.
Солнце, недостаток которого для российских просторов
очевиден, жестокими культурными традициями зажигается
в душе, чтобы та не замерзла. Цветы, красота - все внутри.
А снаружи - холод, неустроенность. И для тела это означает
скорую гибель, душа здесь не задержится. Но сама, говорят,
живет вечно.
Отрывок из эссе "Тюрьмы в Италии",
Об авторе.
Людмила Альперн - зам директора "Общественного
Центра содействия реформе уголовного правосудия",
г. Москва. С конца 1998 г. сотрудничает с орловской
тюремной системой (ФСИН), в частности - с женской и
воспитательной колониями в пос. Шахово, является их
попечителем.
В 2003 г. была награждена премией по правам человека
республики Франция за проект "Женщина в системе
уголовного правосудия".
Имеет публикации. Автор книги "Сон и явь женской
тюрьмы", Спб, Алетейа, 2004 г.
|