|
25 января 2013 года после продолжительной болезни скончался Валерий Абрамкин, основатель и бессменный руководитель Центра содействия реформе уголовного правосудия.
Дорогие друзья, коллеги, соратники!
Огромное спасибо всем, кто 30 января непосредственно был с нами, прощался с Валерой Абрамкиным, и тем, кто по разным причинам не смог прийти, но вспоминал Валеру и думал о нем в этот день.
Он похоронен на Троекуровском кладбище, участок 20. Там, рядом с генералами, - наш Валерий Федорович Абрамкин.
Спасибо митрополиту Ахалкалакскому и Кумурдойскому Николаю, отцу Александру (Троицкому) и причту Андреевского монастыря.
Спасибо Владимиру Лукину и Наталье Мирзе, Михаилу Федотову и Совету при Президенте по правам человека, спасибо Людмиле Михайловне Алексеевой и МХГ, Российскому исследовательскому центру по правам человека, Вике Сергеевой и Penal Reform International, Льву Пономареву и Движению за права человека, Андрею Бабушкину и Комитету за гражданские права, Сергею Митрохину и Ольге Оболонской, Зое Световой и Ирине Гореловой, и Игорю Харичеву и Александру Броду, Лене Гришиной и Игорю Свинаренко, Виталию Найшулю и Дмитрию Ицковичу, Виктору Бондаренко и Тимофею Дзядко, Глебу Павловскому, всем соученикам, коллегам по работе, друзьям по КСП, товарищам по правозащите - всем-всем, кто финансово поддержал, помог организовать достойные проводы Валерия Федоровича.
Отдельная благодарность Арсению Рогинскому, Елене Жемковой, Александру Черкасову и всему коллективу Международного «Мемориала» - то, что прощание с Валерой прошло в стенах «Мемориала» говорит о сплоченности, во всяком случае - вселяет надежду на неувядаемость нашего общего дела - дела защиты прав человека.
Спасибо поварам и персоналу кафе Март.
Спасибо Льву Амбиндеру и Российскому фонду помощи Издательского Дома «Коммерсант», которые два последних очень тяжелых года помогали Валере справляться с болезнью.
Спасибо международной организации Защиты правозащитников, которая готова поддержать осиротевшую семью.
Центр "Содействие", январь 2013 года
|
ПРОЩАНИЕ НЕ НАВСЕГДА
Валентин Гефтер, 2013 год
Всю жизнь он оставался Валерой – среди кспшников в пору молодости, в диссидентской среде времен журнала «Поиски» и процессов над его сотрудниками, даже будучи членом президентского Совета и одним из лидеров «тюремных» правозащитников. Как легко было с ним – не всегда просто, может быть, но легко – иметь дело и общаться «по-человечески»…
Столько разных жизней Абрамкиным было прожито, что трудно себе представить тех, кто был в них рядом с Валерой, сошедшимися в одно место и вспоминающими одного и того же человека. Светлого, незлобливого и вынесшего из тех кругов ада, где он побывал и заболел, не месть и горечь, а чувство сострадательного понимания, желание изменить систему под названием «преступление и наказание».
Ничто этого в ранние его годы не предвещало. Он быстро стал заводилой- организатором чего-то естественного и нестандартного – самодеятельной песни как отдушины в мертвой комсомольской среде или «Поисков» - небольшого журнала инакомыслящих для немногих его читателей. При этом его лидерство быстро «вознаграждалось» по полной – власть выделила его как одну из мишеней своей борьбы со всем, что высовывается.
Уберечь его от судьбы не удалось, да и Валера сам к этому не стремился – наоборот, даже в лагере делал все «по совести», а не из желания уцелеть.
В нем было нечто «княземышкинское» не только в облике, но и во всем стиле жизни. Кем бы он ни служил, как бы далеко его власть ни «засовывала в рукав», он везде находил себя – в глухой деревне, в школе для умственно отсталых, служкой в церкви или «сопротивленцем» в зоне – Валера искал свой «ключик» к людям, свое понимание происходящего и желаемого.
Казалось бы совсем иные времена наступили в 90-ые, но и тут ему было мало обычной правозащитной работы - организовал и вел многие годы специальную радиопередачу для заключенных на "Радио России", под его началом проводились выставки о человеке в тюрьме, множество программ, в рамках которых его сотрудники ездили по колониям с помощью женщинам, детям, всякому, кому она может понадобиться. Абрамкин стал неформальным лидером не привычного для России отношения к заключенным, к тюрьме в целом – как к субкультуре, с которой воля пересекается, но не понимает или чурается. Наверно, именно в нашей стране такой подход особенно востребован – и именно Абрамкин был способен внести в него душу живую, пережитое им самим и сострадание к тем, кем наполнены и переполнены отечественные узилища. Этим почти интимным чувством боли за конкретных людей, а не только за все тюремное население огромной России, полны его книга "Как выжить в советской тюрьме», многочисленные публикации и передачи о положении заключенных, тяготах и последствиях исполнения уголовного наказания. И в итоге - бОльшая и наиболее востребованная часть Валериной жизни.
Лучше всего об этом говорят отрывки из его собственных текстов, которые могли бы составить ядро мини-энциклопедии русской жизни за решеткой…
|
|
|
|
|