Александр Галич. Биография.
ГАЛИЧ,
Александр Аркадьевич (р. 19.10 1918, Екатеринослав)
- русский советский драматург. Автор пьес "Улица
мальчиков" (1946), "Вас вызывает Таймыр"
(в соавторстве с К. Исаевым, 1948), "Пути, которые
мы выбираем"(1954; другое название "Под счастливой
звездой"), Походный марш ("За час до рассвета,
1957), "Пароход зовут "Орлёнок" (1958),
"Матросская тишина" и др. Написал также сценарии
кинофильмов "Верные друзья" (Совместно с К.
Исаевым, режиссёр М. Калатозов), "На семи ветрах"
(режиссёр С Ростоцкий), "Государственный преступник",
"Дайте жалобную книгу", совместный советско-французский
"Третья молодость" о Мариусе Петипа, "Беженцы
ХХ века" (Норвегия) и др. ГАЛИЧ -- автор стихов,
прозы и песен.
"А всё-таки я поэт…" - сказал как-то незадолго
до своего отъезда Александр Аркадьевич в разговоре с
близкими. Казалось, никто с этим не собирался спорить,
но сам он долго шёл не к осмыслению, а скорее, к констатации
этого факта: если в молодости, выбирая между Литературным
институтом (в который легко поступил) и оперно-драматической
Студией Станиславского, Галич остановился именно на
Студии, то позднее вернулся к тому, с чего начал - к
поэзии.
Многие стихи Галича возникали как песни, а многие песни
рождались из стихотворений. Знание мелодии несомненно
позволяет читателю воспринимать их более глубоко и полно.
Это существенно ещё и потому, что, исполняя свои песни,
Галич вносил в мелодию характерные интонационные изменения.
"Посмотрите, очень многие из этих сочинений заключают
в себе точный сюжет, практически перед нами короткие
новеллы-повести, новеллы-притчи и сатиры. И каждая песня
несёт совершенно определённый характер главного действующего
лица или, так сказать, лирического героя".
В то время зарождалось такое явление, как авторская
песня. Вместе с песнями Галича звучали голоса Окуджавы
и Визбора. Отличие Галича от них в "злободневности,
сегодняшности, неприкрашенности" (В. Ардов), в
чёткой политической направленности его песен. Но с окончанием
хрущёвской оттепели назрела необходимость выбора: оставаться
ли вопреки своим убеждениям в "обойме" признанных
и популярных или вступать в борьбу, отстаивая свою позицию.
Галич выбирает последнее. Впоследствии он говорил в
одной из бесед: "Мне всё-таки уже было под пятьдесят.
Я уже всё видел. Я уже был благополучным сценаристом,
благополучным драматургом, благополучным советским холуем.
И я понял, что я так больше не могу. Что я должен наконец-то
заговорить в полный голос, заговорить правду".
Вместе Андреем Сахаровым, Галич вступает в Комитете
защиты прав человека. Новые песни в многочисленных магнитофонных
копиях расходятся по всей стране. В силу особой популярности
"бардовской песни", они становятся едва ли
не опасней прозы Солженицына, Войновича, Шаламова…
Давление нарастало. Галича пытаются лишить и той мизерной
пенсии по инвалидности, на которую он вынужден был существовать
в те годы.
29 декабря 1971 года Московская писательская организация
исключает Галича из своих рядов. "Среди выдвинутых
против Галича обвинений, -- сообщает "Посев",
-- было опубликование его песен за границей… сотрудничество
в Комитете прав человека академика Сахарова, стремление
широко распространять в Советском Союзе свою точку зрения…"
С ним расторгаются уже заключенные ранее договоры,
с вежливым отказом возвращаются уже казалось бы одобренные
заявки… Вскоре Галич перестаёт быть членом Союза кинематографистов
и Литфонда.
В силу сложившихся обстоятельств и под давлением "компетентных
органов" поэт вынужден в 1974 году навсегда покинуть
Родину. Это сейчас мы знаем, что он уехал навсегда,
сам-то Галич был совершенно уверен, что ещё вернётся
и обязательно вернётся обратно.
"Добровольность этого отъезда, она номинальная,
-- эти слова Галича опубликованы 31 октября 1988 года
в газете "Правда. - Но всё равно. Это земля, на
которой я родился. Это мир, который я люблю больше всего
на свете… Это всё равно то небо, тот клочок неба, который
мой клочок. И поэтому единственная моя мечта, надежда,
вера, счастье, удовлетворение в том, что я всё время
буду возвращаться на эту землю. А уж мёртвый-то я вернусь
в неё наверняка…"
Смерть Галича была неожиданна и нелепа. Он умер 15
декабря 1977 года от удара электрическим током в тот
момент, когда подсоединял антенну к только что купленной
стереосистеме. Не выдержало сердце, перенесшее к этому
времени уже три инфаркта. Похороны состоялись на русском
кладбище Сен-Женевьев-де-Буа близ Парижа (Франция).
Рядом могилы Ивана Бунина, Дмитрия Мережковского, Зинаиды
Гиппиус, Надежды Тэффи… уже позже появилась могила Андрея
Тарковского
В 1988 году по ходатайству дочери поэта оба творческих
союза отменили решения об исключении А.А. Галича из
своих рядов.
"Его песни пела вся страна, от безусого мальчишки
до старого пьяницы-шахтёра, от городского подъезда до
тюремной камеры… Эти песни записывали, переписывали,
пели… И пели все… А все - это значит много, много миллионов…
Можно назвать это славой, но это больше, чем слава -
это любовь".
Материал подготовил Олег Любимов
Галич Александр Аркадьевич (1918 - 1977), драматург,
поэт, бард. Родился 10 октября в Екатеринославе. Окончил
театральное училище и Литературный институт им М.Горького.
Перед войной был актером Московской театральной студии,
возглавляемой А.Арбузовым и В.Плучеком, принял участие
в создании и постановке ставшего популярным спектакля
"Город на заре" (1941). Во время Отечественной
войны работал во фронтовом театре.
В послевоенные годы написал ряд пьес: "Улица мальчиков"
(1946), "Вас вызывает Таймыр" (1948, совместно
с К.Исаевым), "Походный марш" ("За час
до рассвета", 1957), "Пароход зовут "Орленок""
(1958) и др. Галичу принадлежат сценарии кинофильмов
"Верные друзья" (совместно с К.Исаевым), "На
семи ветрах" и др.
С середины 1960-х круто меняет свою жизнь, обращается
к поэзии, начинает исполнять свои стихи под гитару,
присоединившись к немногим в то время исполнителям авторской
песни, не признаваемой официальными властями. Магнитофон
и Самиздат доносили до слушателя и читателя творчество
поэта.
С 1968 его песни начали издаваться за границей, и Галичу
были запрещены выступления. В 1971 его исключают из
Союза писателей. В июне 1974 получает разрешение покинуть
страну, едет сначала в Норвегию, затем переезжает в
Мюнхен и, наконец, поселяется в Париже.
Первый сборник стихотворений "Песни" выходит
во Франкфурте-на-Майне, затем - новая подборка - "Поколение
обреченных" (1972). В 1974 публикует сборник "Генеральная
репетиция", в 1977 - "Когда я вернусь".
Галич А. трагически погиб в Париже 15 декабря 1977.
Источник: http://www.hrono.ru/biograf/galich.html
ОБЛАКА
Облака плывут, облака,
Не спеша плывут, как в кино.
А я цыпленка ем "табака"
Я коньячку принял полкило.
Облака плывут в Абакан,
Не спеша плывут облака.
Им тепло, небось, облакам,
А я продрог насквозь, на века!
Я подковой вмерз в санный след,
В лед, что я кайлом ковырял!
Ведь недаром я двадцать лет
Протрубил по тем лагерям.
До сих пор в глазах снега наст!
До сих пор в ушах шмона гам!..
Эй, подайте ж мне ананас
И коньячку еще двести грамм!
Облака плывут, облака,
В милый край плывут, в Колыму,
И не нужен им адвокат,
Им амнистии - ни к чему.
Я и сам живу - первый сорт!
Двадцать лет, как день, разменял!
Я в пивной сижу, словно лорд,
И даже зубы есть у меня!
Облака плывут на восход,
Им ни пенсии, ни хлопот...
А мне четвертого - перевод,
И двадцать третьего - перевод.
И по этим дням, как и я,
Полстраны сидит в кабаках!
И нашей памятью в те края
Облака плывут, облака...
C нашей памятью в те края
Облака плывут, облака...
1962
|