Отрывки из книг Жана Ванье
www.vera-i-svet.ru/jean.html
Я убежден, что Иисус отдает Себя самым малым
и самым бедным. Он радуется, когда обитает в их сердцах.
Бедный показывает нам путь. Это большая честь для нас,
что мы живем с бедными в Ковчеге, где мы можем засвидетельствовать,
сколь верны слова Иисуса: "Славлю Тебя, Отче, Господи
неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных
и открыл то младенцам"... (Мф 11, 25)
Умственно отсталый человек, даже взрослый, несет в себе
некоторые черты ребенка: непосредственность, простоту,
очень часто - умение доверять. Именно из-за этого такие
люди ближе к Богу любви, они свободны от плена гордости,
богатства и власти. Они живут больше на уровне своего
сердца, и потому их привлекает личность Иисуса, - нежного,
доброго, сострадательного и прощающего.
В нас так сильно стремление к величию и власти (хотя
бы и к религиозной власти)... Нас соблазняют богатства
и удовольствия мира. Умственно отсталый человек открывает
мне всю жесткость моего сердца, все мои раны, мою гордость,
то, насколько я боюсь глубокого общения, насколько я
боюсь любви. Подлинно простая вера умственно отсталого
человека призывает и меня к простоте в моей вере, призывает
меня стать ребенком.
***
Бедный и слабый открыли мне
великую тайну Иисуса.
Если ты хочешь пойти за Ним,
то не стоит карабкаться вверх по лестнице успеха и власти,
становиться все более и более важным.
Напротив, надо спускаться вниз,
чтобы быть рядом со сломленными и страдающими людьми,
чтобы идти вместе с ними.
Тут - свет, светящий во тьме,
во тьме их нищеты...
Христиане всегда провозглашали,
что мы обязаны служить бедным,
что надо помочь им подняться
из нищеты.
Но в Ковчеге мы открываем,
что у бедных есть свой драгоценный дар,
что мы должны слушать их с глубоким уважением.
У них есть дар для всех окружающих.
И еще мы открываем,
что Податель жизни, Иисус, сокрыт в них.
Он воистину тут, в них.
Так, становясь другом бедного,
ты становишься другом Иисуса.
Если ты близок к бедным,
ты - рядом с Иисусом
и ты вступаешь в самое сердце Заповедей Блаженства.
Иисус говорил правду, сказав:
"То, что вы сделали меньшему из братьев ваших,
вы Мне сделали".
"Кто примет одного из малых сих
во имя Мое -
тот Меня принимает,
а кто принимает Меня,
будет принят Пославшим Меня".
Как это возможно:
увидеть Отца, глядя на лицо страдающего ребенка?
Кто этот Бог,
пребывающий в сломленном сердце ребенка?
***
Молиться - это значит:
прийти к Иисусу и пить,
подойти к Нему, как подходят к другу,
общаться с Ним,
пребывать в Его любви,
доверять Ему
и следовать за Ним.
Находить покой в Нем.
Молиться - это звать Иисуса и Утешителя, Того, Кто отвечает
на наш плач, когда мы ничего не можем или когда мы упали
и соприкоснулись с нашей болью, с нашей сломленностью.
Это - приносить всю нашу боль и боль этого мира с Ним
и в Нем - Отцу. Это - позволить Святому Духу проникнуть
в нашу сломленность и вести нас к цельности, и учить
нас любить, как Он любит.
Молитва - это связь с нашим центром бытия, это пребывание
рядом с нашим источником. Это - позволить Иисусу обитать
в нас, и это - жить в Нем...
***
Иисус зовет нас вперед, к Своему терпению и к Своему
нетерпению. Он помогает нам постепенно научиться принимать
людей такими, каковы они есть, не судя и не осуждая
их, со всеми их недостатками, сложностями, со всем тяжелым,
что в них есть, а также с их надеждами, стремлениями
и способностями. Он помогает смотреть на другого человека
и понимать его, и, когда родилось понимание, быть может,
мы позволим другому расти согласно музыке его существования,
и будем питать другого тем, что ему потребно.
Очень многие люди недовольны, когда идет дождь, а вскоре,
когда выглянет солнце, начинают жаловаться на жару.
Зимой они ждут лета, летом хотят, чтобы поскорее наступила
осень... Молодые люди хотят стать постарше, старые одеваются
так, чтобы их принимали за молодых, вместо того, чтобы
открыть красоту молодости или старости в тот момент,
когда они приходят.
Надо научиться радоваться тому, что есть сегодня. Даже
когда на нас сваливается болезнь, мы можем этому радоваться:
нам незачем сопротивляться, это время, когда можно спокойно
читать и молиться. Мы можем спокойно болеть и спокойно
наслаждаться здоровьем, принимая и то, и другое как
дары Духа...
|