С. Н. Ениколопов, доцент кафедры нейро- и патопсихологии МГУ им. М.В.Ломоносова (из выступления в ходе дискуссии на тему «Блатная мораль в гражданском обществе»)
Наши сведения о блатной морали и блатном мире чрезвычайно мифологизированы, поскольку исследования, посвященные этому вопросу, обычно проводятся в тюрьмах, то есть путем опроса неудачников и наблюдения за ними. Удачливые преступники в тюрьмы не попадают. А неудачники, чтобы смириться с судьбой, создают мифы. Это отчасти похоже на исследования психически больных. В психиатрических
больницах тоже оказываются неудачники. Те же люди, которые добились успеха вопреки своей болезни, в поле зрения исследователей не попадают.
Конечно, блатной мир и большой мир взаимно влияют друг на друга. Например, в 70-х годах 20-го века в большом мире были престижны ученые степени как свидетельства высокой квалификации. Элитой блатного мира тогда тоже были обладатели криминальных профессий, получение которых требовало больших знаний или навыков, то есть карманники и мошенники. Немыслимой для того времени оказалась
нынешняя ситуация, при которой уважением в преступном мире стали пользоваться профессиональные убийцы – киллеры.
За прошедшие годы профессиональную преступность заменила организованная преступность. В этом смысле преступный мир тоже воспроизводит мир большой, где, например, стать звездой фигурного катания могут знаменитости из мира искусства, журналистики и т. д. – для этого им уже не нужно тратить годы, добиваться результата путем тяжелого труда.
Проведенные в свое время исследования установили полную идентичность психологических типов хулигана и генерала МВД. Один из таких генералов, выросший в криминальном районе Москвы, вспоминал, как он был призван в армию, а когда оттуда вернулся, не нашел никого из своих прежних друзей – все были либо убиты, либо оказались в тюрьмах.
В отличие от того, что было раньше, люди испытывающие искушения блатного мира, сейчас просто перестали оказывать ему сопротивление. Занять положение в бизнесе практически невозможно, не набравшись опыта в колонии для несовершеннолетних.
Субкультура, сложившаяся не только в тюрьме, но и в армии, дает больше шансов на выживание и сохранение своей личности, чем поведение, основанное на послушании начальству и сотрудничестве с ним. Например, традиция недоносительства, которое считается в России нормальным, - это традиция страны, в которой суд несправедлив, в которой законы гораздо более несправедливы, чем негласный
кодекс поведения в неволе. И вряд ли стоит считать началом этой традиции революцию 1917 года – она складывалась веками.
Что же касается целенаправленного сотрудничества с преступным миром и внедрения норм блатной субкультуры в культуру большого мира, это можно расценить только как его предательство.
К сожалению, слова Варлама Шаламова о том, что с блатным миром не может быть никакого взаимодействия, оказались забыты. И когда наступили новые времена, этому миру дали кончик мизинца. А он затем отхватил всё тело по самые берцовые кости.
|