“Обеспечение прав человека в деятельности
судебно-правовой системы и закрытых структурах”
К обсуждению на Национальной дискуссии и "Круглом
столе"
(Обзор подготовлен рабочей группой по подготовке
дискуссии)
Судебно-правовая реформа имеет определяющее значение
для формирования политического климата в стране. Подлинной
или номинальной будет демократия, зависит в основном
от того, по каким правилам строятся взаимоотношения
личности и власти, какими законами обеспечивается самостоятельность
и беспристрастность судов, надежность судебной защиты
от произвола и беззакония, справедливость наказания,
доступность декларированных в Конституции прав и свобод.
Основной целью судебной реформы должно стать построение
такой правовой системы, которая обеспечивала бы защиту
гражданских, социальных, экономических прав и свобод
человека и гражданина.
За последние десять лет сделано немало. Построена цивилизованная
судебная система, независимость которой гарантирована
прежде всего несменяемостью судей. Созданы Конституционный
Суд России и конституционные (уставные) суды субъектов
Федерации. Вместо административного по своей природе
государственного арбитража образована система полноценных
арбитражных судов, действующих на началах состязательности.
Формируется институт мировых судей. В девяти регионах
страны созданы суды с участием присяжных заседателей.
Введена процедура обжалования в суд действий и бездействия
властных органов и должностных лиц. Учреждения уголовно-исполнительной
системы и почти все следственные изоляторы переданы
в ведение Минюста России, что существенно изменило положение
в местах предварительного заключения и лишения свободы.
В то же время практическая ситуация в сфере судопроизводства
и судоустройства характеризуется серьезными проблемами.
Половинчатое, непоследовательное реформирование обернулось
эклектичностью действующего законодательства, прежде
всего отставанием процессуальных норм от институциональных
преобразований. Судопроизводство, вопреки Конституции,
не является состязательным, практически не реализован
принцип равенства сторон в процессе. Предусмотренный
Конституцией судебный порядок применения ареста до сих
пор не действует. Не претерпел существенных изменений
порядок предварительного расследования уголовных дел.
Не были реформированы прокуратура, милиция, другие органы
уголовного преследования. Следствие распылено по целому
ряду ведомств. В целом, реформа не обеспечена надлежащими
кадрами, правовым просвещением, достаточным финансированием;
суды и правоохранительные органы сталкиваются с объективными
трудностями социально-экономического характера.
Все это порождает:
- слабость судебной защиты;
- недоступность юридической помощи для неимущих
и жертв преступлений;
- видимость борьбы с преступностью;
- широкомасштабное использование в ходе досудебного
производства пыток и содержание заключенных в условиях,
равнозначных пытке;
- большую загруженность следователей и судей делами;
- недостаточную квалификацию судей и сотрудников
правоохранительных органов;
- волокиту при рассмотрении дел в судах;
- практику финансирования федеральных судов из региональных
бюджетов,
- коррумпированность органов уголовного преследования
и судов;
- умаление роли представителей народа в осуществлении
правосудия,
- невозможность общественного контроля государственной
деятельности в этой сфере.
Граждане не доверяют судебной власти, боятся правоохранительных
органов. В обществе торжествует правовой нигилизм.
Считая необходимым скорейшее развертывание комплексной
судебно-правовой реформы, основной целью которой должна
стать реальная и действенная защита прав и свобод человека,
Демократическое Совещание определяет следующие ее существенные
элементы.
Судебная система
1. Необходима специализация судов в целях более совершенного
и обоснованного судебного разбирательства по самостоятельным
отраслям права (трудовые и жилищные дела, жалобы потребителей),
а также в отношении несовершеннолетних. При этом система
уголовной ювенальной юстиции должна базироваться на
принципах восстановительного правосудия.
2. В то же время необходимо сокращение юрисдикции военных
судов и поэтапный отказ от специализированной военной
юстиции в силу зависимости военных судей и прокуроров
от армейского руководства. Также преждевременно создание
специальных судов для обжалования действий должностных
лиц и нормативных правовых актов, что предусмотрено
проектом закона о федеральных административных судах,
принятым в первом чтении.
3. Должно быть обеспечено право на коллегиальное рассмотрение
большинства категорий дел в судах всех инстанций (кроме
мирового судьи). Представляется неприемлемой тенденция
перехода к рассмотрению большинства уголовных и гражданских
дел единолично судьей.
4. Финансирование судов должно быть признано приоритетным
и обеспечиваться в полном объеме исключительно из федерального
бюджета, включая современное техническое оснащение судов,
создание условий для стенографирования или звукозаписи
судоговорения.
5. Рассмотрение дел в судах должно происходить с соблюдением
требования справедливого судебного разбирательства –
так, как это предусмотрено 6 статьей Европейской конвенции
по правам человека и с учетом практики Европейского
суда по правам человека.
Участие общественности в отправлении правосудия:
1. Суд с участием присяжных заседателей должен быть
учрежден на всей территории Российской Федерации во
всех федеральных судах по уголовным делам о тяжких и
особо тяжких преступлениях.
2. Представляется необходимым реформировать институт
народных заседателей путем законодательного закрепления
суда с участием квалифицированных заседателей по отдельным
категориям дел, например, по трудовым спорам (по аналогии
с введенными недавно заседателями арбитражных судов).
3. Должна быть гарантирована гласность и открытость
судебного заседания с правом всех присутствующих вести
звукозапись, за исключением случаев, предусмотренных
законом.
Статус судей
1. Независимость судей должна быть гарантирована и
защищена федеральным конституционным законом. Судья
может быть привлечен к ответственности при соблюдении
усложненной процедуры, исключающей возможность вмешательства
в этот процесс других ветвей власти.
2. Одновременно должны быть поддержаны предложения
о включении в состав квалификационных коллегий представителей
юридической общественности как формы гражданского контроля
за судебной властью.
3. Окончательное решение о лишении судей полномочий
должно приниматься Президентом РФ в том же порядке,
что и назначение судей. Рассмотрение материалов о прекращении
судейских полномочий должно происходить на заседаниях
квалификационных коллегий на основании близкой к судебной
процедуры, которую необходимо определить в законе.
Следствие
1. Следствие должно быть отделено от органов, осуществляющих
оперативно-розыскную деятельность и дознание (МВД, ФСБ,
налоговой полиции), а также выведено из прокуратуры,
для чего необходимо создание самостоятельного Следственного
комитета.
2. Должна быть обеспечена независимость следователя,
а начальники следственных отделов, прочие административные
руководители лишены процессуальных полномочий и возможности
вмешиваться в ход расследования уголовных дел.
3. Во исполнение обязательств Российской Федерации,
принятых при вступлении в Совет Европы, следственные
изоляторы ФСБ должны быть переданы в уголовно-исполнительную
систему Министерства юстиции.
Прокуратура
1. Следует установить перечень вопросов, по которым
прокурор вправе обращаться в суд: в интересах государства,
субъектов Федерации и муниципальных образований, в защиту
прав, свобод и законных интересов неопределенного круга
лиц, по спорам, вытекающим из трудовых правоотношений.
а также в защиту тех, кто по состоянию здоровья, возрасту
и другим уважительным причинам не может сам обратиться
в суд. Прокурор, как сторона в судебном процессе, не
может обладать процессуальными преимуществами, что является
важнейшей гарантией равноправия сторон. Обращение прокурора
в надзорную инстанцию допустимо только по инициированным
им делам.
2. Право прокурора по опротестованию незаконных нормативных
актов должно быть заменено соответствующей обязанностью.
3. Полномочия прокурора в части надзора за исполнением
закона должны распространяться только на органы государственной
власти и местного самоуправления, оперативно-розыскную
деятельность, следствие, систему исполнения наказания,
организации со специальным режимом. Кроме того, надзор
должен быть обеспечен за соблюдением прав лиц, которые
ограничены в возможности самостоятельно защищать свои
права и законные интересы.
4. Прокуратура обязана своевременно предавать гласности
все факты нарушения прав и законных интересов граждан,
выявленные при осуществлении прокурорского надзора,
и оперативно принимать по ним меры.
Адвокатура
1. Следует решить проблему доступности квалифицированной
юридической помощи независимо от материального положения
граждан, в том числе при рассмотрении гражданских дел,
и справедливое вознаграждение оказывающим такую помощь
адвокатам за счет средств федерального бюджета, с привлечением
средств местных бюджетов, в том числе путем создания
муниципальной адвокатуры.
2. Все адвокатские сообщества должны нести обязательства
по оказанию бесплатной юридической помощи в случаях,
предусмотренных законом.
3. Закон об адвокатуре должен гарантировать независимость
адвоката от государственных инстанций, не допустить
управляемости адвокатского сообщества.
Уголовный процесс
В Уголовно-процессуальном кодексе должен быть максимально
реализован конституционный принцип состязательности.
Обновление уголовно-процессуального закона должно повлечь
приоритетную защиту прав потерпевших, невозможность
применения пыток к задержанным, недобросовестного обвинения
и должностного произвола, жесткое ограничение оснований
и сроков досудебного содержания под стражей и, как следствие,
радикальное сокращение численности заключенных.
Для этого необходима не формальная, а содержательная
процедура при применении судьей ареста, максимальные
сроки которого следует сократить до 9 месяцев. Право
на защиту должно действовать непосредственно с момента
фактического задержания, включая право на свободный
выбор защитника. Сторона защиты должна иметь равные
со стороной обвинения права по собиранию и закреплению
обнаруженных ею доказательств; установлена процедура
судебного обжалования действий дознавателя, следователя,
прокурора. Необходимо безоговорочное соблюдение принципа
презумпции невиновности, которая не должна подлежать
обязательному доказыванию.
Смертная казнь
Исполняя обязательства, принятые при вступлении в Совет
Европы, Россия должна ратифицировать Протокол № 6 (об
отмене смертной казни) к Европейской конвенции о защите
прав человека и основных свобод, внести изменения в
законодательство, полностью исключив из него упоминание
наказания в виде смертной казни.
Гражданский и арбитражный процесс
1. Необходима унификация гражданского и арбитражного
процессуального законодательства.
2. Нельзя допустить ограничения гласности судебного
разбирательства, увеличения сроков рассмотрения дел,
установления ограничений доступа к правосудию (например,
на основании предусмотренного договором сторон досудебного
порядка разрешения спора). Неприемлемым представляется
наделение вышестоящих судов правом давать толкования
закона, имеющие обязательную силу.
Надзорное производство
1. Обращения в порядке надзора должны рассматриваться
коллегиально составом суда, а само рассмотрение дел
в надзорной инстанции происходить в судебном заседании.
2. Нельзя допустить ограничения права на обращение
в надзорную инстанцию по формальным основаниям (в том
числе в зависимости от факта предшествующего обращения
в апелляционную или кассационную инстанцию). Также недопустим
отказ от судебного надзора за решениями мировых судей.
3. Уполномоченного по правам человека в РФ следует
наделить процессуальной возможностью обращения в надзорную
инстанцию в пределах его компетенции.
Гражданский контроль
1. Необходимо введение института общественного контроля
за обеспечением прав человека в местах принудительного
содержания, в первую очередь - в отношении задержанных,
содержащихся в органах внутренних дел. Для этого следует
безотлагательно принять соответствующий проект федерального
закона, продвижению которого уже несколько лет препятствует
Правительство.
2. Общественным объединениям должно быть предоставлено
процессуальным законом право обращения в суд в защиту
публичных интересов, прав отдельных граждан и неопределенного
круга лиц.
Правовое образование
Необходимо закрепить в общеобразовательных стандартах
и ввести в школах, средних и высших учебных заведениях
правовое обучение. Система юридического образования,
подготовки и повышения квалификации кадров должна быть
построена с учетом требований судебной реформы и конституционных
положений о приоритете прав человека.
Обеспечение прав и законных интересов человека и гражданина,
неприкосновенности и безопасности личности, защита частной
собственности и общественных интересов, гарантии от
государственного произвола - все это возможно лишь в
случае, если судебная реформа будет соответствовать
изложенным выше подходам.
|