Итоговые документы
Рекомендации дискуссии “Обеспечение
прав человека в деятельности судебно-правовой системы
и закрытых структурах”
1. О снижении численности тюремного населения страны
Участники дискуссии, поддерживая усилия Президента
РФ, направленные на снижение численности тюремного населения
страны, считают настоятельно необходимым добиться радикального
сокращения численности заключенных в Российской Федерации.
Такому снижению способствовало бы внесение
в Уголовный Кодекс Российской Федерации изменений, направленных
на :
В области сроков наказания
1. Снижение минимального срока лишения свободы
с 6 месяцев до 1 месяца.
В области дополнения перечня смягчающих и отягчающих
вину обстоятельств
2. Включение в число смягчающих вину обстоятельств
и исключительных обстоятельств, являющихся основанием
для назначения наказания ниже низшего предела (применения
ст. 64 УК РФ), а) состояния здоровья осужденного; б)
совершение впервые преступлений всех категорий тяжести.
В области декриминализации мелких хищений.
3. Дополнение статей 158, 159, 160, ч. 1
ст. 161, ч. 1 ст. 162 УК РФ примечанием, в соответствии
с которым уголовная ответственность за хищение в размере
стоимости похищенного имущества до 5 минимальных размеров
оплаты труда не наступает. Внесение изменений в Кодекс
об административных правонарушениях о наступлении за
хищение на сумму не более 5 минимальных размеров оплаты
труда административной ответственности. Снижение срока
наказания по частям 2 ст. ст. 158 и 166 УК РФ до 5 лет
лишения свободы.
4. Дополнение ч. 3 ст. 158 УК РФ нормой о
том, что ответственность по данной части наступает лишь
при хищении на сумму свыше 10 минимальных размеров оплаты
труда, а судимости за хищения в несовершеннолетнем возрасте
при признании лица 2 и более раза судимым за хищение
не учитываются.
В области развития видов наказания, альтернативных
тюремным, расширению круга оснований для освобождения
от наказания.
5. Введения института обязательного лечения
зависимости от психоактивных веществ и алкоголя лиц,
впервые совершивших в связи с употреблением таких веществ
преступления незначительной и средней тяжести, а также
тяжкие преступления с освобождением таких лиц от уголовной
ответственности. Обязательное лечение назначается судом
вместо меры уголовного принуждения при условии, если
лицо согласно пройти подобное лечение и не нарушает
установленных при лечении правил.
6. Дополнение ст. 89 УК РФ частью 3 о том,
что при назначении наказания лицу, совершившему преступление
в несовершеннолетнем возрасте совершение преступления
группой лиц или группой лиц по предварительному сговору
в качестве отягчающего обстоятельства не учитывается.
7. Дополнение ст. 74 УК РФ нормой о том,
что суд с учетом данных о личности виновного, обстоятельств
дела и интересов потерпевшего вправе продлить испытательный
срок лицам, осужденным условно и совершившим тяжкие
или особо тяжкие преступления в течении испытательного
срока.
8. Заимствование из УК Киргизии института
тройного возмещения ( тройного айыпа), в соответствие
с которым в качестве меры наказания за корыстное преступление
может быть назначено наказание в виде возмещения стоимости
похищенного в тройном размере, две трети которого идет
потерпевшему и одна треть государству. Установить ,
что любому осужденному за корыстное ненасильственное
преступление при отсутствии отягчающих обстоятельств,
может быть назначен этот вид наказания, как альтернатива
лишению свободы.
9. Принять Постановление Правительства РФ
об утверждении Программы введения системы уголовных
наказаний, не связанных с лишением свободы, предусмотренных
ст. ст. 53 и 54 УК РФ, с реальным введением этих видов
наказаний не позднее 1.06.02.
10 Установить Указом Президента РФ, что помилование
может быть применено к осужденному по отбытии им не
менее одной трети срока наказания, а в особо исключительных
случаях – до наступления этого срока.
11. Делегировать право помилования лиц, осужденных
за преступления небольшой и средней тяжести представителям
Президента РФ в федеральных округах с созданием отделов
Управления по вопросам помилования в Федеральных округах.
В области изменения порядка освобождения от наказания
до истечения срока наказания.
12. Распространение института освобождения
от наказания в связи с деятельностным раскаянием или
примирением с потерпевшим на лиц, совершивших преступления
средней тяжести, предусмотреть возможность освобождения
от наказания лиц, совершивших тяжкие преступления (
кроме повлекших смерть потерпевшего), которые одновременно
проявили деятельностное раскаяние и примирились с потерпевшим.
13. Законодательно установить, что при отказе
в условно – досрочном освобождении осужденного, освобождение
которого поддержано администрацией учреждения, судья
обязан мотивировать принятое решение.
14. Вывести представителей оперативных служб
из состава административных комиссий, рассматривающих
вопросы представления к УДО.
15. Установление сроков рассмотрения вопросов
о помиловании и освобождении по болезни больных с лекарственно
устойчивой формой туберкулеза и других заболеваний в
тяжелой форме, угрожающих жизни осужденного, не более
2 мес. с момента принятия рекомендаций об их освобождении
медицинской комиссией.
16. Просить Минтруд обязать центры занятости
населения в месячный срок по запросам учреждений, исполняющих
наказание высылать справки по вопросам трудоустройства
условно – досрочно освобождающихся лиц.
17. Считать недопустимым отказ в применении
условно – досрочного освобождения по мотивам наличия
открытой формы туберкулеза; при условно – досрочном
освобождении таких лиц решать вопрос об их помещении
в противотуберкулезный стационар Министерства здравоохранения.
18. Считать недопустимым не направление администрацией
учреждения уголовно – исполнительной системы материалов
на условно – досрочное освобождение осужденного, отбывшего
установленный законом срок наказания по мотивам того,
что администрация не поддерживает условно – досрочное
освобождение осужденного.
В области развития особых норм об ответственности
несовершеннолетних
19. Восстановление правовой нормы УК РСФСР
1922 года, по которой лицам, совершившим преступление
в возрасте до 16 лет , назначенный срок наказания сокращается
в 2 раза, совершившим преступления в возрасте 16 – 17
лет – на одну треть, в возрасте 18 лет – на одну четверть.
20 Восстановить институт отсрочки наказания
несовершеннолетним осужденным.
21. Введения в штате судов должности социальных
работников для работы с несовершеннолетними и молодыми
осужденными без лишения свободы.
В области снижения числа осужденных за незаконный
оборот наркотических средств.
22. Конкретизировать понятие сбыта наркотических
средств, используемого в ч. 4 ст. 228 УК РФ, как корыстной
передачи наркотического вещества с целью извлечения
прибыли или получения иной выгоды.
2. О защите прав и законных интересов граждан, заключенных
под стражу либо осужденных к лишению свободы.
Участники дискуссии считают необходимым :
1. Предусмотреть в Уголовно – исполнительном
Кодексе необходимость индивидуализации взысканий за
нарушение порядка отбытия наказания и принцип соразмерности
наложенного взыскания допущенному нарушению.
2. Увеличить в ст. 121- 127 УИК РФ количества
посылок, передач и бандеролей, которые осужденные, отбывающие
наказание в исправительных учреждениях, могут получать
в зависимости от режима отбывания наказания.
3. Ввести запрет на проведение оперативной
работы с несовершеннолетними, содержащимися под стражей
и отбывающими наказание. Организовать проведение систематических
прокурорских проверок исполнения такого запрета.
4. Считать необходимым рассмотрение Верховным
Судом РФ вопроса о судебной практике по делам, связанным
с жалобами и заявлениями лиц, лишенных свободы, на нарушение
их прав и законных интересов.
5. Создать при ГУИН МЮ РФ и УИН ( ГУИН) Субъектов
Федерации с привлечением общественных правозащитных
организаций телефона доверия по приему и проверке жалоб
на нарушения прав человека в учреждениях уголовно –
исполнительной системы.
6. Обеспечить отказ руководства ГУИН МЮ РФ
от политики изгнания из учреждений УИС тех общественных
организаций, которые занимают принципиальную позицию
по вопросам нарушения прав человека.
7. Ввести в систему критериев оценки деятельности
учреждений уголовно – исполнительной системы уровня
заболеваемости туберкулезом и смертности осужденных
8. Произвести реформирование системы проведения
ведомственных и прокурорских проверок учреждений УИС
таким образом , чтобы проверяющий : а) беседовал с заключенным
один на один, б) был обязан опросить всех лиц, располагающих
информацией по предмету проверки и гарантировал им конфиденциальность
сведений, в) был обязан довести до инициатора проверки
свои выводы и в случае необходимости принять от него
письменные возражения, г) нес ответственность за проведение
неполной или предвзятой проверки, недостоверность сделанных
им по результатам проверки выводов.
9. Ввести в порядке эксперимента института
парламентского Уполномоченного по правам заключенных.
10. Произвести демонтаж металлических жалюзей
на окнах камер СИЗО.
11. Ввести институт домашнего ареста.
12. Изменить штатную структуру исправительных
и воспитательных учреждений , таким образом, чтобы на
каждые 50 осужденных в ВК и 100 осужденных в ИК приходился
социальный работник, соответственно на каждые 100 и
200 осужденных – психолог.
13. Привести систему оплаты труда осужденных
в соответствие с установленными в данном регионе расценками,
привлечение к ответственности руководителей учреждений,
эксплуатирующих труд осужденных путем существенного
занижения расценок.
14. Не допускать этапирования в другие регионы
лиц, которым до конца отбытия срока наказания остается
менее 1 года.
3. О защите прав и законных интересов освобожденных
от наказания
Участники дискуссии рекомендуют:
1. Составить в каждом субъекте Федерации
социально – экономико – статистического прогноза возвращения
и прибытия лиц, освобождаемых от наказания и обеспечить
принятие ежегодной программы социальной поддержки таких
лиц с выделением расходов на ее реализацию отдельной
строкой бюджета.
2. Принять федеральный закон о реадаптации
лиц, освобожденных из мест принудительной изоляции.
3. Разработать Федеральную целевую программу
социальной реабилитации лиц, освобожденных из мест лишения
свободы, которая предусматривала бы: а) анализ сложившейся
ситуации в деле социальной реабилитации освобожденных,
имеющихся трудностей и проблем в этой сфере, б) восстановление
освобождаемым паспорта и иных документов, в) приобретения
им не подлежащих продаже проездных документов к месту
жительства, г) создания гостевых центров для транзитных
пассажиров из числа освобожденных, следующих к месту
жительства, д) право на размещение в реабилитационных
центрах тех, кто лишен жилья, е) трудоустройство освобожденных,
систему их авансирования и кредитования при трудоустройстве
и в течении первых месяцев работы ( например – в размере
3 минимальных размеров оплаты труда при трудоустройстве,
а затем – в течении первых трех месяцев – по 10 минимальных
размеров оплаты труда ежемесячно по предоставлению ими
отчетов о расходовании ранее выплаченных сумм; в течении
последующих 24 месяцев этот беспроцентный кредит может
возвращаться из заработной платы работника или пенсии)
, ж) профессиональное обучение и переобучение освобожденных,
з) строительство для них социального жилья, и) психологическое
и правовое консультирование освобожденных, при необходимости
– их социальное сопровождение при решении стоящих перед
ними проблем, к) решение вопросов пенсионного и медицинского
обеспечения освобожденных. Определить исполнителем данной
программы Минтруд.
4. О судебной системе
Участники дискуссии считают, что :
1. Нельзя допустить реализации намерения
Верховного Суда РФ отказаться от личного приема судьями
заявителей. Напротив, необходимо увеличить время, отведенное
на личный прием граждан заместителями председателя Верховного
Суда РФ по гражданским делам.
2.. Недопустимо прекращение проведения судьями
личного приема, приема заявлений и рассмотрения дел
на период подведения в судах итогов года.
3. Следует разработать и принять целевую
межведомственную программу защиты прав потерпевших.
Участники дискуссии выражают удивление, что
руководство Верховного Суда РФ не смогло принять участие
в проведении мероприятий Гражданского Форума.
5. О Федотове Борисе Ивановиче
Участники дискуссии рекомендуют Кадровой
комиссии Администрации Президента РФ использовать огромный
опыт и личный авторитет бывшего начальника СИЗО г. Пскова
создателя уникальной системы преобразования обыкновенного
пенитенциарного учреждения России в пенитенциарное учреждение
европейского уровня Федотова Бориса Ивановича для дальнейшей
работы по развитию уголовно – исполнительной системы
России.
6. О Пашине Сергее Анатольевиче
Участники дискуссии рекомендуют Кадровой
комиссии Администрации Президента РФ использовать огромный
опыт и личный авторитет судьи Мосгорсуда в отставке,
заслуженного юриста РФ Пашина Сергея Анатольевича в
развитии судебной системы и законодательства нашей страны.
7. Об амнистии женщин и детей
Участники дискуссии обращаются к Государственной
Думе РФ о проведении, как можно более широкой амнистии
осужденных из числа женщин и детей и призывают Государственную
Думу РФ отвергнуть поправки Правительства РФ , ограничивающие
масштабы амнистии освобождением лишь нескольких процентов
осужденных.
8. Об институте помилования
Участники дискуссии обращаются к Президенту
РФ с просьбой незамедлительно возобновить действие института
помилования осужденных, который практически не действует
уже более года.
9. О формах постоянного взаимодействия структур гражданского
общества с органами правосудия и правопорядка
- Для обеспечения постоянного взаимодействия
создаются общественные экспертные советы ( далее –
ОЭС):
- на федеральном уровне – при Верховном
Суде РФ, Генеральной Прокуратуре РФ, Министерстве
юстиции РФ, МВД РФ , ФСБ;
- на уровне Субъектов Федерации – как
межведомственные при представителях Президента
РФ в федеральных округах или главах исполнительной
власти Субъектов Федерации, либо ГУИН ( УИН),
ГУВД ( УВД), прокуратуре суде Субъекте Федерации.
- В состав ОЭС входят представители правозащитных
и других общественных объединений, адвокатуры, юридической
общественности, профильных СМИ.
- Руководство ОЭС осуществляют первые должностные
лица соответствующих органов власти ( их первые заместители)
и лидеры профильных гражданских организаций.
- По согласованию с ними члены ОЭС могут
принимать участие в проверке жалоб и заявлений граждан
и общественных организаций.
- С целью повышения эффективности работы
ОЭС для решения отдельных вопросов могут создаваться
рабочие группы
- В функции ОЭС может входить:
- независимая экспертиза подготавливаемых
и действующих нормативных актов;
- анализ и обобщение правоприменительной
практики, связанной с нарушением прав человека
в деятельности сотрудников соответствующего органа
власти;
- выработка практических рекомендаций
по совершенствованию деятельности органов правосудия
и правопорядка с акцентом на обеспечение прав
человека;
- организация целевых совместных проектов
соответствующих ведомств и НКО по правовому просвещению
граждан, программ обучения должностных лиц и иных
общественно значимых проектов;
- организация публичных мероприятий,
связанных с совершенствованием работы органов
власти в судебно – правовой сфере и повышением
доверия к ним.
- Необходимо создать межведомственные рабочие
группы по следующим проблемам:
- По разработке государственной программы
сокращения численности тюремного населения ( Администрация
Президента РФ, Правительство РФ, Генпрокукратура
РФ, профильные Комитеты Гос Думы, Минюст);
- По принятию и введение в действие
ФЗ “ Об общественном контроле за обеспечением
прав человека в местах принудительного содержания
и содействия общественных организаций их деятельности”
и организации работы соответствующих наблюдательных
комиссий ( при Правительстве РФ совместно с МВД
РФ, МЮ РФ, Госдумой РФ);
- По обеспечению участия общественности
в осуществлении правосудия и взаимодействии гражданских
организаций с судебной системой ( при Верховном
Суде РФ );
- По корректировке нормативных актов
МЮ РФ и МВД РФ, которые нарушают права и законные
интересы лиц, содержащихся в местах принудительной
изоляции ( при МЮ РФ, совместно с МВД РФ, Генпрокуратурой,
Госдумой, Уполномоченным по правам человека РФ)
- По неотложным мерам по противодействию
росту заболеваемости туберкулезом и ВИЧ – инфицирования
в местах лишения свободы ( при ГУИН МЮ РФ, совместно
с МВД , Минздравом, Генпрокуратурой, Госдумой
РФ)
- По неотложным мерам реагирования на
экологические правонарушения;
- По вопросам предупреждения нарушений
прав человека органами дознания и предварительного
следствия.
- Предложить Администрации Президента РФ
объединить работы вышеперечисленных ОЭС и рабочих
групп под эгидой Общественной Палаты по вопросам правосудия
и правопорядка при Президенте РФ.
- Рекомендовать региональные ОЭС объединить
в Общественные Палаты по вопросам правосудия и правопорядка
при главах исполнительной власти Субъектов Федерации.
Формы постоянного взаимодействия структур
гражданского общества с органами правосудия и правопорядка
21-22 ноября 2001 г. МГУ
Общественные экспертные советы (ОЭС)
- на федеральном уровне – при Генеральной
прокуратуре, МВД РФ и ГУИН МЮ РФ;
- на уровне больших регионов или субъектов
РФ: как межведомственные при представителях Президента
РФ в федеральных округах или при (Г)УИН, ГУВД.
- В состав ОЭС входят представители общественных
(правозащитных) объединений, адвокатуры, юридической
общественности, профильных СМИ, независимые эксперты.
- Руководство ОЭС осуществляют первые должностные
лица соответствующего органа власти (или его первый
заместитель) и лидеры профильных гражданских организаций.
По согласованию с ними члены ОЭС могут принимать
участие в проверках жалоб и заявлений граждан и общественных
организаций.
С целью повышения эффективности работы ОЭС
для решения отдельных вопросов могут создаваться рабочие
группы.
В функции ОЭС может входить:
- независимая экспертиза подготавливаемых
и действующих нормативных актов;
- анализ и обобщение правоприменительной
практики, связанной с нарушениями прав человека в
деятельности сотрудников соответствующего органа власти;
- выработка практических рекомендаций по
совершенствованию деятельности органов правосудия
и правопорядка с акцентом на обеспечение прав человека;
- организация целевых совместных проектов
соответствующих ведомств и НКО по правовому просвещению
граждан и программ обучения должностных лиц;
- организация публичных мероприятий, связанных
с совершенствованием работы органов власти в судебно-правовой
сфере и повышением доверия к ним.
Проблемные рабочие группы
- По введению в действие Закона “Об общественном
контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного
содержания и о содействии общественных объединений
их деятельности” и организации работы соответствующих
наблюдательных комиссий.
(При Правительстве РФ, совместно с МВД, Минюстом
РФ и Государственной Думой РФ).
- По обеспечению участия общественности
в осуществлении правосудия и взаимодействия гражданских
организаций с судебной системой.
(При Совете судей РФ и/или других органах судейского
сообщества).
- По коррекции нормативных актов Минюста
и МВД РФ, которые нарушают права и законные интересы
граждан, содержащихся в исправительных учреждениях.
(При ГУИН Минюста РФ, совместно с МВД, Генеральной
прокуратурой и Государственной Думой РФ).
- По неотложным мерам реагирования на туберкулезную
эпидемию и рост числа ВИЧ-инфицированных в местах
лишения свободы.
(При ГУИН Минюста РФ, совместно с МВД, Минздравом
и Государственной Думой РФ).
Предложить Администрации Президента РФ объединить
работу перечисленных ОЭС и проблемных рабочих групп
(как и других – в будущем) под эгидой Общественного
Совета по вопросам правосудия и правопорядка при Президенте
РФ.
Предложения Круглого стола
“Борьба против пыток, жестокого,
бесчеловечного, унижающего обращения, фальсификации
уголовных дел, повышения авторитета в глазах граждан
как стратегические задачи правоохранительной системы
страны” Гражданского Форума, представляемые на обсуждение
с представителями Правительства РФ, МВД, Минюста, Генеральной
прокуратуры, Верховного суда РФ
Участники круглого стола, принимая во внимание
необходимость обеспечения общественного контроля за
деятельностью органов правопорядка, повышения авторитета
правоохранительных органов в обществе, принятия эффективных
мер по фактам нарушения прав граждан со стороны сотрудников
органов МВД, необходимости повышению правосознания сотрудников
МВД для проведения в последующем совместных действий,
представили к обсуждению следующие предложения:
В адрес МВД, Минюста, Генеральной Прокуратуры РФ
Признать приоритетной в своей работе задачу
искоренения, запрета практики пыток и жестокого обращения,
обязательного расследования таких случаев и наказания
виновных. Для осуществления такой задачи – ввести постоянный
контроль за подобными случаями; отчетность по заявлениям,
возбуждаемым делам и результатам расследования и наказания.
В адрес МВД РФ
Оценивать раскрываемость преступлений не
на основе соотношения данных о возбужденных уголовных
делах и изобличенных по этим делам правонарушителей,
а на основе социологических опросов, устанавливающих
соотношение лиц, ставших жертвами преступлений и лиц,
дела о преступлениях против которых раскрыты, а также
лиц, получивших возмещение вреда, причиненного преступлением.
Ввести в такую оценку параметры учета и отчетности,
связанные с общественным мнением о работе органов МВД,
с использование таких методов, как:
- оценки населения работы территориальных
правоохранительных органов, с применением социологических
опросов, опросов граждан средствами массовой информации,
проведения встреч с населением и общественными организациями,
проведения общественных дискуссий и депутатских слушаний
в представительных органах власти и т.п.;
- для милиции общественной безопасности:
применение учета контрольного времени реагирования
на вызовы населения;
- для УСБ РФ: отчетности по жалобам граждан,
содержащих сведения о пытках и жестом обращении со
стороны сотрудников и принятых по ним мерах.
В адрес МВД РФ
Принятие мер по информированию о правах граждан
и задержанных:
- Добиться обязательной регистрации всех
заявлений и жалоб граждан. Закрепить практику использования
уведомлений (отрывных талонов) о принятии заявления
от потерпевшего в отделениях милиции;
- Разработать памятку, плакат о правах задержанных
для размещения в отделениях милиции, ввести в порядке
локального эксперимента обязательное использование
памятки оперативным составом МВД на момент задержания
гражданина;
- Ввести в обязательные форменные атрибуты
сотрудников МВД именные идентификационные номера,
обязательные для ношения при исполнении ими служебных
обязанностей, или таблички с указанием фамилии сотрудника.
С учетом высказанных на встрече с зам.
министра МВД РФ Е.Б. Соловьева сомнениях в затратности
такой новации, ввести такое решение поэтапно – в первую
очередь для оперативного состава и спец. подразделений
МВД.
В адрес МВД, Минюста, Генеральной Прокуратуры РФ
Принять меры по своевременному фиксированию
телесных повреждений, полученных гражданином при задержании
и нахождении под стражей:
- ввести обязательное судебно-медицинское
освидетельствование задержанного гражданина и эффективный
контроль за его исполнением в случаях обращения гражданина
с жалобой на применение пыток и избиений со стороны
сотрудников органов правопорядка;
- обеспечить возможность для заявителя привлечение
независимых экспертов;
- разработать методики экспертного выявления
признаков применения насилия при отсутствии видимых
телесных повреждений и явного повреждения внутренних
органов.
В адрес МВД, ГУИН Минюста, Генеральной Прокуратуры
РФ
Для повышения квалификации сотрудников МВД::
Ускорить введение в центрах подготовки и
обучения системы МВД, включая курсы повышения квалификации
сотрудников МВД и порядок их аттестации, обязательного
изучения программы прав человека, разработанной на основе
норм международного права, относящихся к соблюдению
конституционных прав граждан при несении службы по охране
порядка, предусмотрев ознакомление с ними рядового состава
и разъяснение ответственности за их несоблюдение.
(Общественные организации готовы оказывать
посильную помощь в снижении финансовых затрат при подготовке
необходимых кадров и в обеспечении образовательных центров
системы МВД необходимыми учебными пособиями).
В адрес Генеральной прокуратуры РФ
Для обеспечения контроля принятия мер по
фактам жалобам на применение пыток:
- Признавая введение особого контроля за
жалобами на применение пыток и жестокого обращения
со стороны сотрудников органов правопорядка, издать
ведомственный нормативный акт, содержащий обязательные
требования и стандарты по разбирательству жалоб на
пытки и жестокое обращение. Включить в такие требования
обязательный порядок возбуждения уголовного дела на
основании жалобы гражданина на применение пыток и
наличия у него телесных повреждений.
- Ввести особый контроль над производством
дел, содержащих квалифицирующие признаки преступлений,
предусмотренных ст. ст. 300, 302 УК РФ.
- Создать специализированные подразделения
в Прокуратурах федеральных округов (в отделах по защите
прав человека), ответственных за ведение уголовного
производства дел по фактам пыток и жестокого обращения.
В адрес Государственной Думы РФ, Правительство РФ
В порядке обеспечения эффективных мер по
искоренению практики применения пыток при обеспечении
правопорядка и правосудия, и ужесточению контроля:
- Ввести в Уголовный Кодекс РФ, в соответствии
с рекомендациями Комитета по пыткам ООН, статью, квалифицирующие
пытки как самостоятельное преступление.
- Передать медицинские службы ГУИН Минюста,
МВД РФ, обеспечивающие медицинскую помощь задержанным,
содержащимся под стражей и осужденным, под ведомственное
подчинение Министерства здравоохранения РФ.
- Распространить правомочность расследований
и возбуждений уголовных дел по заявлениям граждан
на применение пыток и жестокого обращения со стороны
сотрудников правопорядка (признавая такие преступления
угрожающими системе государственного правосудия) на
УСБ РФ.
В адрес Президиума Верховного Суда РФ
Для принятия мер по предотвращению судебной
практики игнорирования представления ходатайств и приобщения
доказательств в уголовном процессе по фактам насильственного
принуждении к даче показаний к обвиняемым и свидетелям:
- Обобщить практику рассмотрения судебных
дел, связанных с жалобами на применение пыток и жестокого
обращения со стороны сотрудников правопорядка,
Признать приоритетной задачей отмену приговоров,
в материалах уголовных дел по которым содержаться заявления
о насильственном принуждении к даче показаний к обвиняемому
и свидетелям, в том случае, если жалоба не была должным
образом проверена
|