Итоговый документ, принятый в ходе обсуждения по теме
“Гражданская экспертиза и гражданский контроль”
Итоговый документ обобщает предложения участников
тематической дискуссии, “круглых столов” и переговорных
площадок.
Дискуссия “Гражданская экспертиза и гражданский контроль”
была подготовлена Московской Хельсинкской группой и
коалицией “Мы, граждане”. В общей дискуссии приняли
участие более 150 человек, включая 25 выступающих преимущественно
из регионов.
На проблемной дискуссии и “круглом столе” “Гражданский
контроль над закрытыми учреждениями”, в которой от органов
власти приняли участие представители Минюста и Минздрава,
были определены следующие проблемы в сфере контроля
за закрытыми учреждениями:
1. Институциональное закрепление гражданского контроля
как обязательного элемента в отношениях власти и общества;
2. Необходимость прозрачности в осуществлении политики
исполнительной власти в отношении закрытых учреждений;
3. Необходимость в выработке механизмов обеспечения
прав лиц, содержащихся в закрытых учреждениях.
На переговорной площадке, за исключением замминистра
юстиции А.Б. Карлина, других государственных чиновников
высокого ранга не было. Присутствие руководящих сотрудников
администрации президента РФ, МВД, Генпрокуратуры и других
ведомств, отвечающих за закрытые учреждения, не было
обеспечено оргкомитетом вопреки договоренности.
На переговорной площадке обе стороны достигли соглашений
о необходимости следующих мер:
1. Скорейшее принятие ФЗ “Об общественном контроле
за обеспечением прав человека в местах принудительного
содержания”;
2. Возобновление деятельности общественных советов
при МВД, Минюсте и других ведомствах, отвечающих за
закрытые учреждения;
3. Внедрение системы подписания соглашений о сотрудничестве
между НПО и ведомствами, отвечающими за закрытые учреждения;
4. Создание при АП РФ рабочей группы с участием представителей
НПО по проблемам гражданского контроля.
“Круглый стол” “Наказ исполнительной власти как форма
гражданской экспертизы” был посвящен проблемам гражданской
экспертизы и непосредственно наказов. Переговорная площадка
по этой теме состоялась в Совете по экспертизе при правительстве
РФ. Была достигнута договоренность о создании совместной
группы, состоящей из представителей гражданских союзов
и экспертов со стороны правительства и Госдумы, которая
займется разработкой закона “Об экспертизе”. Этот закон
должен в полной мере предусматривать статус гражданской
экспертизы, механизм ее формирования и распространения
результатов и, что наиболее важно, механизм взаимодействия
экспертиз государственной, научной и гражданской, а
также обязательный учет их результатов при принятии
решений.
На “круглом столе” “Референдум как форма непосредственного
участия граждан в управлении государством” участники
единодушно приняли план действий, обращенный к власти,
но на переговорах не присутствовали люди, уполномоченные
даже принимать решение о дальнейшей процедуре переговоров.
Тем не менее и “круглый стол”, и представители избиркома
на переговорной площадке в Минюсте пришли к единому
мнению, что федеральный референдум сейчас не работает
как реальный механизм, как и местные и региональные
референдумы.
Федеральное законодательство по референдуму нуждается
в реформировании.
В частности, бремя доказывания недостоверности подписей
должно быть в большей степени возложено на уполномоченный
орган -- избирком.
Сформулированные предложения от “круглого стола” были
переданы в Минюст и специалистам ЦИК для работы над
поправками к законопроекту “Об основных гарантиях избирательных
прав...”
В целом, единственным критерием успеха обсуждаемой
реформы должно стать увеличение количества проведенных
референдумов на местном и региональном уровнях. А также
проведение общероссийского референдума, за который отдали
голоса 2,5 миллиона граждан России.На переговорной площадке
“Гражданский контроль за избирательным процессом” представители
общественных организаций отметили большое число нарушений
избирательного законодательства, в том числе со стороны
избирательных комиссий (ИК). Гласность в работе ИК не
соблюдается. Нарушаются права представителей общественных
организаций и даже членов ИК с правом совещательного
голоса.
Участники “круглого стола” переговорной площадки от
НПО настаивают на том, что гражданский контроль имеет
самостоятельное значение в обеспечении целостности избирательного
процесса. Представители ЦИК в полной мере не видят различий
между гражданским контролем и контролем участников избирательной
кампании. Представители НПО настаивают на участии наблюдателей
с самого начала избирательной кампании, а не только
в день голосования. ЦИК не считает необходимым такие
изменения избирательного законодательства.
Участники переговорной площадки были едины во мнении
о необходимости создания постоянно действующего экспертного
совета из представителей НПО и ЦИК. Были определены
две первые темы совместной работы: разработка и реализация
образовательных программ для членов ИК, просветительских
программ для населения; подготовка наблюдателей, поиск
путей обеспечения прав наблюдателей в ходе избирательных
кампаний.
22.11.2001г.
|