Общественный Центр Содействия Реформе Уголовного Правосудия

Центр содействия реформе уголовного правосудия

 

На главную

 

О Центре :: Новости :: Проекты :: Пишите! :: Вопрос - Ответ

Карта сайта :: На главную

 
 

>>> Наши проекты ||| Гражданский форум ||| Секция “Гражданский контроль и гражданская экспертиза”

 
 

Надзирать, но не наказывать

Дмитрий Ольшанский

http://strana.ru
22.11.2001

 

В Высшей школе экономики в рамках Форума прошла дискуссия на тему "Гражданский контроль и гражданская экспертиза". Впечатление от разговоров на тему ответственности наиболее одиозных властных структур перед обществом остается самое прискорбное.

Инициаторы дискуссии – Валерий Борщов и Людмила Алексеева (Хельсинкская группа), а также Нина Беляева (коалиция "Мы – граждане") привлекли к обсуждению проблемы гражданского контроля экспертов в самых различных областях, большая часть которых (ФСБ, психиатрия, армия) вызывает прежде всего ощущение привычной безнадежности. Сделать так, чтобы гласность и административная прозрачность достала до этих мест, – самая сложная задача, какую только можно выдумать.

Надо сказать, что выступавшие в ходе дискуссии специалисты действительно делают все, что в их силах, чтобы расшевелить эти вековечно закрытые структуры – так, тот же Борщов (равно как и представитель Минюста РФ г-н Филимонов) весьма дельно говорил об успешном сотрудничестве тюремных начальников с правозащитниками, о предоставлении бесплатных адвокатских услуг, разгрузке тюрем и многом другом, что делается в пенитенциарной области.

Однако же большая часть речей производила впечатление самое гнетущее, и на то есть весомые причины. В части дискуссии, посвященной милиции, много говорилось об общественном контроле над полицейскими участками, о необходимости присутствия в пространстве правоохранительных органов наблюдателей, следящих, чтобы милиционер не брал взяток и никого не обидел. В этой связи прозвучали ссылки на полицию Нью-Йорка, в которой день-деньской дежурит представитель жителей соответствующего микрорайона – у нас, дескать, такое невозможно, а потому МВД ужасно. За этими благородными рассуждениями была, однако, забыта одна простая проблема, косвенно опровергающая чудесное воздействие на милицию именно гражданского контроля, и только его одного. Представим себе, что зарплата нью-йоркских копов была бы эквивалентна получке российских ментов – помогли бы тогда соблюдению административной этики усилия гражданского общества? Боюсь, что вряд ли. Деньги и только деньги – вот то, что исправит милицию, а общественный контроль за нищетой нищету эту только обозлит еще пуще.

Иная проблема – в вопросах контроля над выборами. На дискуссии многажды поминались как местные, губернаторские, так и федеральные, думские и президентские выборы – в контексте невозможности детального контроля за ними. Однако же недавнее соглашение СПС, Яблока, Отечества и Единства о проходе в Мосгордуму хорошо показывает, что современная российская выборная система есть чистейшая коверная борьба в цирке – с заранее расписанными победителями, крикливыми недовольными, которые в любом случае соберут лишь меньшинство протестного электората, и запрограммированными шутами, вроде ЛДПР. В этой связи понятно, что в отсутствие реальной конкурентной системы вопрос общественного контроля на выборах тоже фарс, ибо голосование за Путина, Лужкова, etc. связано вовсе не с пресловутым якобы давлением на избирательном участке – а с тем, что больше голосовать не за кого.

Примерно та же ситуация и со словами о неразвитости системы проведения и инициирования референдумов. Забавно было слышать, как по ходу дискуссий лица, ответственные за дальнейшее проведение круглого стола о референдумах, ссылались на опыт Швейцарии, где, дескать, и подписей нужно собирать в два раза меньше, и срок на бюрократическую проработку такого проекта в два раза короче. О том скромном факте, что и демократия в Швейцарии существует семь веков против российских десяти лет, выступающие почему-то умолчали. Сам же вопрос о существовании референдумов увязан с экологическими проблемами, и здесь мы переходим от тематики, внутри которой гражданский контроль выступает как инстанция страдающая, к тематике, в пространстве коей гражданский контроль – уже потенциальная устрашающая сила, и здесь западные примеры могут служить для нас хорошим предостережением.

В Соединенных Штатах гражданская экспертиза по загрязнению окружающей среды давно уже представляет собой настырную, тоталитарную реакцию агрессивных, левацки настроенных терминаторов на любые попытки государства сохранять свою обороноспособность и технический потенциал.Если из-за шубы натурального меха убивают, что там говорить об атомных электростанциях. В России ситуация несколько иная, и многие регионы действительно нуждаются в экологической защите, но тем не менее в выступлениях работников соответствующих НКО уже просматриваются знакомые интонации: государство враг и таковым останется. Особенно это было заметно в речи, посвященной взаимоотношениям общественников с ФСБ. Постоянно упоминавшийся в тексте выступления 1937 год (ФСБ сейчас, по мнению выступавшего, раскручивает такой же маховик бездоказательных шпионских дел) полностью исключал вероятность диалога между властью и обществом. Если полагать всякую госбезопасность абсолютным злом, а шпионаж - явлением целиком и полностью мифологическим, то нужен не Гражданский форум, а единый анархический фронт народного гнева.

Иными словами, можно сказать, что далеко не все представители организаций, курирующих вопросы гражданского контроля, готовы не то что к диалогу с властью, но даже к признанию желательности ее существования и особенностей ее нынешнего состояния. Для них она все еще заведомое и неподвижное зло, странным образом чуть более миролюбивое, чем в андроповские времена. В таких условиях переговорный процесс вряд ли может увенчаться успехом.

Copyright © Центр содействия реформе уголовного правосудия. All rights reserved.
Использование материалов сайта без согласования с нами запрещено.
Комментарии и предложения по оформлению и содержанию сайта: sodeistvie08@gmail.com

  Rambler's Top100      

  Яндекс цитирования