Общественный Центр Содействия Реформе Уголовного Правосудия

Центр содействия реформе уголовного правосудия

 

На главную

 

О Центре :: Новости :: Проекты :: Пишите! :: Вопрос - Ответ

Карта сайта :: На главную

 
 

>>> Наши проекты ||| Гражданский форум ||| Секция “Гражданский контроль и гражданская экспертиза”

 
 
Обращение правозащитников
За установление общественного и парламентского контроля

 

Гражданский и парламентский контроль - необходимая принадлежность народовластия, условие прозрачности и ответственности исполнительной власти, инструмент защиты от злоупотреблений и обеспечения прав человека. По сути - это иммунная система государства, необходимая для предотвращения нарушений прав граждан России и беженцев, детей и взрослых, потерпевших и обвиняемых, военнослужащих и призывников, повышения эффективности работы всех звеньев государственного аппарата.

 

1. Контроль со стороны общества

Гражданский (общественный) контроль может состояться лишь при условии его законодательного регламентирования и участия в нем негосударственных профильных организаций на постоянной основе.

Законодательные инициативы, направленные на его установление рассматриваются Государственной Думой давно, но безрезультатно. Это проект федерального закона «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии общественных объединений их деятельности", уже принимавшийся Думой в трех чтениях (несмотря на отрицательные отзывы Правительства), снятый с рассмотрения в 2000 году после отклонения Советом Федерации

По новому варианту законопроекта закона об общественном контроле, право осуществлять независимые проверки - без предупреждения, в любое время, не запрашивая на то специального разрешения - получают общественные наблюдательные комиссии, члены которых выдвигаются правозащитными организациями и утверждаются Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации. Члены комиссии без специального разрешения вправе посещать места принудительного содержания, опрашивать содержащихся там заключенных, принимать от них жалобы (с учетом их процессуального статуса).

Несмотря на компромиссный характер проекта, Правительство в очередной раз дало на него отрицательный отзыв (№ 4943п-П4, от 16.08.2001, за подписью Заместителя Председателя Правительства РФ В. Христенко), полагая введение общественного контроля в принципе невозможным. В качестве основного был выдвинут довод о допустимости осуществления такого контроля только государственно-общественными объединениями, существование которых гражданским законодательством в принципе не предусмотрено. Независимые же от государства общественные объединения "вмешиваться" в государственные дела, по мнению Правительства, не могут. Кроме того, как утверждается в том же отзыве, контроль со стороны общественности если и возможен, то лишь за деятельностью исправительных учреждений. Как полагает Правительство, милиция, органы безопасности, налоговая полиция, следственные изоляторы вообще не подлежат общественному контролю.

Таким образом, исполнительная власть открыто сопротивляется принятию закона, вводящего в действие реальный контроль гражданских организаций в традиционно проблемных сферах.

Легализация общественного наблюдения за обеспечением прав заключенных рассматривалась как первая попытка преодоления закрытости структур, создающих наибольшие угрозы правам личности. Гражданский контроль необходим в Вооруженных Силах, в детских, инвалидных и психиатрических учреждениях, в домах для престарелых и т.п. Общественными организациями уже разработаны законопроекты об общественном контроле за соблюдением прав детей в детских учреждениях и другие. Однако правительственное сопротивление первому законопроекту об общественном контроле фактически блокирует становление этого жизненно важного для России и россиян общественного института.

 

2. Парламентский контроль

Парламентский контроль - неотъемлемая принадлежность демократии, одна из гарантий от узурпации власти и произвола бюрократии. Без контрольных функций парламент усыхает, превращается в машину по изготовлению законов, из которых работать будут только удобные президенту и правительству.

Наделение контрольными полномочиями высшего органа представительной власти - парламента Российской Федерации - самая насущная задача современного политического процесса в России. Однако о поправке к статье 103 Конституции России (о парламентском расследовании, фактически - о парламентском контроле), принятой за основу Думой прошлого созыва еще 22 сентября 1999 года, депутаты не вспоминают вот уже два года. Между тем, в отличие от контроля общественного, направленного прежде всего на прозрачность государственных органов и учреждений, контроль со стороны парламента за деятельностью органов исполнительной власти, в т.ч. за деятельностью спецслужб, является во всех демократических странах неотъемлемой частью системы сдержек и противовесов, защищающей общества от тех или иных безответственных действий. В России этот вопрос особенно остро встал в ходе т.н. антитеррористической кампании в Чечне, в ходе которой контроль за действиями многих силовых ведомств в отношении мирного населения региона оказался для парламента, несмотря на создание нескольких думских комиссий, практически недоступным.

Проблема гражданского и парламентского контроля является не только федеральной. Введение этих институтов в центре должно повлечь их организацию в субъектах Федерации и на местном уровне, где смогут быть созданы наблюдательные советы, общественные и депутатские инспекции по различным направлениям, будь то структуры государственного принуждения (отделения милиции, военкоматы) или социальные службы.

Мы настаиваем на безотлагательном рассмотрении Государственной Думой поправок к Конституции РФ 1993 года, наделяющих российский парламент контрольными функциями, мы настаиваем на принятии законопроекта об общественном контроле, которые должны послужить основой для дальнейших шагов в этом направлении, касающихся гражданского и парламентского контроля за соблюдением прав детей, военнослужащих, беженцев, национальных меньшинств, инвалидов. Мы призываем представительные общественные собрания - Демократическое Совещание и Гражданский Форум поддержать эти инициативы.

 

11 октября 2001 г.

 

Валерий Абрамкин, Людмила Алексеева, Борис Альтшулер,

Михаил Арутюнов, Андрей Бабушкин, Вячеслав Бахмин,

Лариса Богораз, Елена Боннэр, Валерий Борщев,

Юрий Вдовин, Светлана Ганнушкина, Валентин Гефтер,

Лидия Графова, Татьяна Касаткина, Лев Левинсон,

Олег Орлов, Леонид Паперно, Лев Пономарев,

Сергей Сорокин, Леонард Терновский, Алексей Яблоков

Copyright © Центр содействия реформе уголовного правосудия. All rights reserved.
Использование материалов сайта без согласования с нами запрещено.
Комментарии и предложения по оформлению и содержанию сайта: sodeistvie08@gmail.com

  Rambler's Top100      

  Яндекс цитирования