Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних в контексте федеральных законов ФЗ-161 и ФЗ-162
Валерий Абрамкин.

 

Меры, направленные на сокращение численности несовершеннолетних заключенных, принимались и ранее. За счет амнистий 2000 и 2001 гг. количество подростков в пенитенциарных учреждениях сократилось почти вдвое. Но после каждого такого сокращения численность несовершеннолетних заключенных снова возвращалась к прежнему уровню.

Законодательные инновации 2003 г. создают не просто возможности для сокращения, но и предпосылки для повышения эффективности системы уголовного правосудия и исполнения наказания. Эффективность в данном случае рассматривается с точки зрения главных задач правосудия в отношении несовершеннолетних («Конвенция о правах ребенка»):

  • содействие «его реинтеграции и выполнению им полезной роли в обществе» (ст. 40.1).
  • обеспечение «такого обращения с ребенком, которое соответствовало бы его благосостоянию, а также его положению и характеру преступления» (ст. 40.4).

Некоторые из важнейших инноваций ФЗ-161 и ФЗ-162. Значительно расширены возможности судов по освобождению подростков от уголовной ответственности, назначению наказаний, не связанных с лишением свободы (штраф, исправительных работ, обязательных работ), применения условного наказания к лишению свободы. В последние годы к лишению свободы приговаривалось 99% осужденных, из них 23-25% - к реальному. За преступления небольшой (для группы от 14 до 16 лет - и средней) тяжести, совершенные впервые, наказание в виде лишения свободы назначаться вообще не должно. Кроме того, суды теперь могут назначать несовершеннолетним правонарушителям небольшие сроки наказания. Снижена минимальная санкция (с 6 до 2 месяцев), убраны нижние пороги наказаний по многим видам преступлений, а за тяжкие и особо тяжкие преступления минимальная санкция вдвое меньше, чем у взрослых. Для группы от 14 до 16 лет, кроме совершивших особо тяжкие преступления) снижена максимальная санкция (с 10 до 6 лет). Кроме того, смягчены условия применения к несовершеннолетним условно-досрочного освобождения.

О потенциальных возможностях инноваций. Предполагается, что радикальное расширение спектра возможностей при выборе вида и размера наказания может способствовать более индивидуальному подходу к несовершеннолетнему правона­рушителю и назначению ему более эффективного (с точки зрения его реинтеграции) наказания. Расширение пределов судейского усмотрения позволит судьям учитывать социальную ситуацию, в которой находится ребенок, и имеющиеся (в разных регионах они разные) возможности для наказания. Например, там, где возможности (и эффективность) социальных служб и служб, занимающихся исполнением наказаний, не связанных с лишением свободы, невелики, а система пенитенциарных служб развита и работает успешно, чаще назначать небольшие сроки наказания в виде лишения свободы.

Кроме того, при назначении небольших сроков наказания появляется возможность, не этапировать осужденного в ВК, а оставлять его в СИЗО (с согласия самого осужденного или его законного представителя) на срок до 6 месяцев. Это чрезвычайно важная инновация для регионов, где нет учреждений для несовершеннолетних. Осужденных подростков направляют в другие регионы, обрекая на мучительный этап, отрыв от семьи и социальных служб, которые ими раньше занимались. В особенно бедственном положении находятся девочки: европейскую часть России обслуживают две ВК, Сибирь и Дальний Восток – одна ВК.

Предполагается, что расширение спектра возможных решений и повышение степени правовой защищенности подростка позволит увеличить и количество судебных решений, которые и сам юный правонарушитель будет осознавать, как справедливые.

2004 г.