Проблемное поле проекта

 

Пенитенциарная система является одной из немногих сфер, где России удалось добиться в последние годы очевидного прогресса в деле соблюдения прав человека.

Следует отметить, что радикальные изменения в законодательстве, направленные на приближение условий содержания заключенных к международным стандартам, начались в начале 90-х годов. Однако до 2002 года ситуация с соблюдением прав человека в местах лишения свободы развивалась в прямо противоположном направлении, условия содержания заключенных становились все хуже.

Мониторинг законодательных инноваций, который проводится нашим Центром с 1992 года, выявил причины такого расхождения между изменениями в законодательстве и в реальной жизни. Перечислим некоторые из них, имеющие отношение к настоящему проекту:

  • проводимая уголовная политика не соответствует экономическим возможностям государства;
  • сложившаяся в период тоталитаризма система уголовного правосудия и исполнения наказания имеет отработанные механизмы и способы противостояния законодательным инновациям;
  • отсутствует информационное обеспечение тех социальных групп, чьи интересы непосредственно затрагивают законодательные инновации - работники системы уголовного правосудия и исполнения наказания, государственные (омбудсмены, члены региональных КПЧ и т.п.) и независимые правозащитники, заключенные, их родственники и др.
  • новые нормы не обеспечены соответствующими правовыми механизмами и процедурами;
  • отсутствуют механизмы корректировки законодательных изменений из-за того, что не проводится мониторинг исполнения новых законов или не учитываются его результаты.

В конце 20 века российское государство и общество начали осознавать катастрофичность ситуации, сложившейся в местах лишения свободы, и ее причины. Большую роль в этом сыграли российские и западные правозащитные организации.

Законодательные инновации 2001-2002 года носили более продуманный и прагматичный характер, чем в начале 90-х годов, и привели к сокращению количества заключенных к 2003 г. на 220 тысяч человек (по сравнению с серединой 2000 г., когда количество заключенных достигло самого высокого уровня - 1 млн. 100 тыс. человек). Это позволило значительно улучшить ситуацию в местах лишения свободы, особенно в СИЗО и ВК, количество заключенных в учреждениях этого типа сократилось в два раза.

Тем не менее, ситуация в пенитенциарной системе России продолжает оставаться тревожной. В 2003 году опять наметились тенденции к росту численности заключенных СИЗО, в 1,5 раза увеличилось количество заключенных ВК, рост численности ВИЧ-инфицированных заключенных (в 20 раз - с 0,23% до 4,6% - по сравнению с 1997 г., в 2003 году – с 4,2% до 4,6%) вновь обострил проблему с тюремным туберкулезом, в борьбе с которым были достигнуты определенные успехи в предыдущие годы, благодаря поддержки западных фондов и организаций.

В декабре 2003 г. были приняты новые законы ФЗ-161 и ФЗ-162, направленные на смягчение уголовной политики государства, улучшение условий содержания заключенных, создание дополнительных возможностей для защиты их прав.

Поправки, предусмотренные законом ФЗ-162, по оценкам экспертов, могут привести к сокращению численности тюремного населения России до 500 тыс. чел. к 2006 году (т.е. еще на 200-250 тысяч человек). При этом количество несовершеннолетних заключенных (вместе с находящимися с СИЗО) к этому времени может сократиться до 18-20 тысяч (сейчас около 27,5 тыс.), а ВИЧ инфицированных в 2-3 раза.

Смягчения уголовного законодательства, предусмотренные ФЗ-162, распространяются и на тех, кто, был привлечен к уголовной ответственности или осужден до вступления законов в силу. Многие из них (в т.ч. заключенные) могут рассчитывать на смягчения наказания, более ранний срок рассмотрения в суде вопроса об условно-досрочном освобождении (УДО), снятия судимости.

Закон ФЗ-161 содержит значительное количество новых норм, направленных на улучшение условий содержания заключенных, расширение прав подследственных и осужденных, возможностей их защиты. В этом законе более четко прописаны и процедуры реализации новых норм УК РФ (например, рассмотрение вопроса об УДО в суде).

Эти законы создают предпосылки для улучшения ситуации в местах лишения свободы. Но их реализация определяется рядом обстоятельств:

  • следственная и судебная практика;
  • степень правовой осведомленности заключенных, их родственников, сотрудников пенитенциарных учреждений и служб, правозащитников,
  • возможности получения заключенными правовой помощи;
  • выявление причин неэффективности тех или иных инноваций,
  • корректировка законотворческого процесса и практики реализации инноваций;
  • общественная поддержка проводимых преобразований и т.д.

В 2004-2005 гг. Центром совместно с другими НПО, КПЧ при Президенте РФ, Общественном совете при министре юстиции РФ реализуется программа мероприятий по мониторингу законодательных инноваций, информационной поддержке и обеспечению реформ, проводимых в системе уголовного правосудия и исполнения наказания. Настоящий проект – часть этой программы. Главные адресаты проекта – несовершеннолетние заключенные и подростки из групп тюремного риска. Но мероприятия и результаты проекта будут иметь большое значение для всех групп тюремного населения, а также для ситуации с соблюдением прав человека в системе уголовного правосудия и исполнения наказания.

Законодательные инновации 2003 г. значительно расширили возможности судов по освобождению подростков от уголовной ответственности, по назначению наказаний, не связанных с лишением свободы. Однако есть опасения, что многие инновации не дадут того результата, на который они были рассчитаны, или будут использованы далеко не во всех регионах. Проведенные нами исследования показали, что относительное количество девочек, отбывающих наказание в ВК, отличается в 15-20 раз в зависимости от региона. По взрослым заключенным аналогичный показатель расходится в 3-4 раза.

Прежде всего это относится к судебной практике по делам несовершеннолетних. В большинстве регионов при вынесении решений судьи не учитывают психологические особенности возраста, социальное положение (сиротство, неполную семью, воспитание в детском доме), сведения о личности ребенка, мотивов совершения правонарушения.

Крайне неэффективно работают службы, которые занимаются осужденными к наказаниям, не связанным с лишением свободы. В отношении подростков инспекторы часто направляют в суд необоснованные ходатайства о замене условного наказания на реальное.

Низкий уровень знаний у работников уголовного правосудия, УИИ, адвокатов и др. о проводимых реформах (их причинах, целях и задачах), законодательных изменениях, постановлениях Конституционного суда и т.п. также тормозит реализацию инноваций. Сотрудники учреждений не получают необходимой им информации из официальных источников.

Поэтому просветительская и информационная работа с функционерами органов правосудия и других служб, занимающихся подростками, крайне важна для реализации принятых законов. Проводить такую работу необходимо и с самими несовершеннолетними заключенными, детьми из групп тюремного риска. Как правило, подростки, которым назначено условное наказание, не могут оценить последствий дальнейшего противоправного поведения. От 30% до 40% заключенным ВК ранее было назначено условное наказание или наказание, не связанное с лишением свободы.

Для сокращения количества несовершеннолетних заключенных требуется также проведение мониторинга исполнения инноваций, корректировки законодательных предложений, разработки практических рекомендаций для различных органов власти и служб.