СМИ. Избранное

 
 

Генеральные штаты прокурора
Юрий Чайка завершил реорганизацию своего ведомства

Владислав Куликов

Юрий Чайка заявил о том, что практически завершена реорганизация ведущего правоохранительного ведомства страны. По его словам, Генпрокуратура станет главной правозащитной организацией страны. Теоретически она такой была и всегда, по крайней мере, по словам самих прокуроров. Теперь Генеральный прокурор Юрий Чайка требует от слов переходить к делу.

В одной известной песне поется: как вы лодку назовете, так она и поплывет. И только бывалые моряки знают: название не самое главное для удачного плавания, гораздо важнее правильно расставить команду по местам. Сухопутных ведомств этот принцип, кстати, тоже касается.

Когда Юрий Чайка вступал в должность, то назвал очень простой и ясный курс: защищать права человека, бороться с коррупцией, сопровождать реализацию национальных проектов. Чтобы двигаться в этом направлении, потребовалось произвести кое-какие перестановки в команде. В общих чертах они были известны давно, но более точные детали не сообщались. А ведь именно детали здесь исключительно важны.

Специально для своих читателей "Российская газета" выведала у Генерального прокурора РФ Юрия Чайки новую структуру главного правоохранительного ведомства страны: кто и за что там отвечает, кому теперь жаловаться, в какие двери стучаться.

Интересно, что очень скоро постучаться в прокуратуру можно будет не только в прямом, но и переносном смысле - через Интернет. Сейчас решаются технические проблемы, образно говоря, подтягиваются последние проводки и настраиваются серверы. В ближайшее время можно будет набрать во Всемирной сети заветный адрес и написать все, что думаете или знаете о чьих-то нехороших делах.

Какой бы ни была штатная сетка, в Генеральной прокуратуре всегда будет оставаться один человек, который отвечает сразу за все. Это сам Генеральный прокурор.

Служба надзора за чиновником

Главным после него защитником прав граждан, а заодно и грозой для нерадивых чиновников должен стать первый заместитель Генерального прокурора Александр Буксман. Он курирует Главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства. Это название может показаться скучным, но все же его стоит запомнить.

Именно в составе этого Главного управления появились принципиально новые подразделения, которые будут следить за соблюдением прав и свобод граждан, а также надзирать за тем, как чиновники соблюдают закон.

Хотя подразделение создано недавно, результаты работы уже есть. Как сообщил Юрий Чайка, уже проверено 11 ведомств, из них - три федеральных министерства и восемь подведомственных служб. Выявлено множество нарушений. Есть договоренность с премьер-министром Михаилом Фрадковым, что Юрий Чайка доложит о них на заседании правительства. Случай, кстати, беспрецедентный, но он имеет все шансы стать традицией.

Впрочем, главная задача управления не ловить отдельных коррупционеров, а бить по массовым целям. То есть выявлять системные недостатки и ликвидировать почву для коррупции. Например, где-то власти установили лишний запрет для граждан, который в принципе не нужен и не законен. Но зато, чтобы его обойти, надо кому-то заплатить. Глядишь, чиновник "помог" одному гражданину, другому, а вышел с работы - и карманы набиты деньгами.

Или взять другой излюбленный способ бюрократов устроить себе кормушку: заставить граждан получать лишние справки. Благодаря чему часто поход по инстанциям превращается в пытку. Надо вам, скажем, получить справку, что вы многодетный отец. А вам говорят: мало свидетельств о рождении и справок из ЗАГСа, принесите справку из роддома, справку от жены, справку от милиции, справку из школы и детского сада и еще десять справок из ЮНЕСКО. Кстати, проще всего получить бумагу в ЮНЕСКо, потому что в остальных инстанциях семь потов с гражданина сойдет, прежде чем он чего-то добьется. В таких случаях лучшей справкой для чиновника оказывается рубль. Трудно понять, в чем секрет, но как только иной столоначальник видит "справку" из казначейства России или США, то сразу решает любой вопрос.

Теперь с этим порядком будет бороться прокуратура. Она проверит все законы, постарается найти излишние процедуры, введенные для прокорма чинуш. Это может стать тяжелой утратой для коррупционеров.

Еще в подчинении Александра Буксмана - Главное управление обеспечения деятельности органов и учреждений прокуратуры и Главное организационно-инспекторское управление. В составе последнего, кстати, есть отдел по физической защите прокуроров. С этими парнями лучше не шутить.

Как рассказал корреспонденту "РГ" Юрий Чайка, на особом контроле будут и вопросы законности при регистрации политических партий, общественных и религиозных объединений.

Регистрировать организации должна Росрегистрация. Все ли она делает правильно? За этим будет следить специальный отдел. Его возглавит Алексей Жафяров, который перешел в Генеральную прокуратуру с поста начальника Управления по делам политических партий, общественных и религиозных объединений Росрегистрации. То есть раньше партии обращались к нему, желая зарегистрироваться, а теперь будут жаловаться, если их не зарегистрировали бывшие коллеги Жафярова.

Главный по тайнам следствия

А с вопросами о тайнах следствия надо обращаться к заместителю Генерального прокурора Виктору Гриню. Он курирует управление по расследованию особо важных дел. Другое управление, которое ему подчинено, надзирает за исполнением законов о федеральной безопасности. Первое, что приходит на ум при этом названии, - ФСБ. Ответ почти правильный, один из отделов этого управления обязан надзирать за чекистами. Но два других будут, наоборот, работать в тесном контакте с бойцами невидимого фронта. Потому что второй отдел должен контролировать исполнение законов о противодействии экстремизму. А третий - займется проверками в сфере межнациональных отношений.

Обвинители по должности

Зато когда дело дойдет до суда, то здесь следователи уступят место государственным обвинителям. За работу последних отвечает заместитель Генерального прокурора РФ Сабир Кехлеров. Ему подчинено управление по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами. Именно в составе этого управления рождаются прокурорские звезды, герои телеэкранов. Часто они не ищут славы, она сама находит их. Правда, далеко не всех, а только участников громких процессов. В отличие от следователей обвинители - люди публичные, и им приходится выступать не только на суде, но и перед журналистами. Это часть работы. Если обвинители не захотят общаться с прессой, то адвокаты другой стороны могут в принципе и сами справиться.

Сегодня самые известные обвинители в Генпрокуратуре - это Дмитрий Шохин и Камиль Кашаев. Зимой 2004 года Дмитрий Шохин добился обвинительного приговора для акционера "ЮКОСа" Василия Шахновского. Тот получил условный срок, но главное - суд тогда произнес слово "виновен". Это был первый обвинительный приговор в череде дел, связанных с известной нефтяной компанией.

Затем Дмитрий Шохин поддерживал обвинение на процессе Михаила Ходорковского и Платона Лебедева. Надо ли напоминать, чем закончилось то дело? Также он представлял гособвинение по делу об убийстве депутата Госдумы Сергея Юшенкова. Камиль Кашаев поддерживал гособвинение в суде против бывшего сотрудника службы безопасности "ЮКОСа" Алексея Пичугина. Все эти дела широко освещались в прессе, а поэтому и фамилии гособвинителей замелькали на страницах газет. Именно в силу "звездного" статуса любое их перемещение по служебной лестнице обречено стать сенсацией.

Из-за этого, кстати, недавно вышел даже казус. Одна из газет сообщила, что Дмитрий Шохин и Камиль Кашаев якобы уволены из Генпрокуратуры. Кто-то сразу увидел в этом добрый знак, кто-то - недобрый. Но вскоре выяснилось, что речь идет всего лишь о реорганизации. Знаменитых гособвинителей вывели за штат, а потом переназначили на равнозначные должности.

Прокурорский рейд за Березовским

При фамилии Александра Звягинцева - другого заместителя Генерального прокурора - должны вздрагивать Борис Березовский и Ахмед Закаев. Именно Александр Звягинцев курирует Главное управление международно-правового сотрудничества, которое занимается, в том числе и вопросами экстрадиции. Представители этого управления сейчас проводят активные консультации с английскими властями. В ближайшее время в Лондон вновь вылетит группа из Генеральной прокуратуры. Пока они решают чисто теоретические вопросы: сверяют нормы права наших стран, изучают подходы, выясняют, что же именно не устроило английских судей в запросах из России. Непосредственно этой работой занимается начальник Главного управления международно-правового сотрудничества Саак Карапетян.

Когда российские прокуроры найдут общий юридический язык с английскими властями, то теория по плану плавно перейдет в практику. Бумага для запросов и наручники для фигурантов уже приготовлены.

Также Александр Звягинцев отвечает еще за два управления, в том числе за загадочный Первый отдел, существующий на правах управления. Само его существование не афишируется, а руководители никогда не дают интервью. Может, потому, что надо хранить тайны, а может, из-за того, что занимается отдел в принципе скучными вещами: оборотом секретных бумаг, шифрами, кодами. Не путать с явками и паролями.

Особо важные следователи

Еще один зам Генерального прокурора - Евгений Забарчук курирует управление кадров, управление правового обеспечения, НИИ Генпрокуратуры, учебные заведения Генпрокуратуры. Он же будет взаимодействовать от имени Генеральной прокуратуры с правительством, Советом Федерации и Государственной Думой. Его задача - разъяснять и отстаивать в коридорах правительства и законодательной власти позицию Генпрокуратуры.

За правопорядок в армии отвечает заместитель Генерального прокурора - главный военный прокурор Сергей Фридинский.

Седьмой заместитель Генерального прокурора - Александр Бастрыкин. Он - назначен недавно. Еще семь заместителей Юрия Чайки возглавляют управления Генпрокуратуры, в федеральных округах. В Центральном федеральном округе - Владимир Малиновский. В Северо-Западном федеральном округе - Иван Кондрат. В Южном - Иван Сыдорук. В Приволжском - Сергей Герасимов. В Уральском - Юрий Золотов. В Сибирском - Иван Семчишин. В Дальневосточном федеральном округе - Юрий Гулягин.

По словам Юрия Чайки, в окружных управлениях увеличен следственный аппарат, теперь в каждом округе будет по четыре-пять следователей по особо важным делам.


Источник: Российская газета. 13.10.06