СМИ. Избранное

 
 

Суд для несовершеннолетних
Наталья Корчмарек

 

 

Специальные суды по рассмотрению "детских дел" скоро появятся в России. Проведенный в ряде регионов эксперимент по введению этого нового судебного института позволил только в Ростовской области в два раза снизить количество приговоренных к лишению свободы подростков, а также на 11% уменьшить уровень рецидивной преступности. Как заявила на прошедшей во вторник пресс-конференции глава комитета Госдумы по делам женщин, семьи и молодежи Екатерина Лахова, закон о введении ювенальных судов может быть одобрен депутатами уже в эту думскую сессию.

Эта история произошла ночью 14 февраля 2002 года в городе Соликамске Пермской области. Четверо подростков пригласили в гости 15-летнюю знакомую Юлю Зиновьеву, чтобы наказать ее за то, что она распускает про них сплетни. Когда девушка зашла, друзья начали всячески оскорблять ее, накинулись на Юлю, принялись бить ее по голове тяжелой разделочной доской, а потом решили ритуально состричь прядь волос с ее головы. Затем школьники спрятали верхнюю одежду Зиновьевой, а один из них - Леонид (имя изменено) схватил ее за волосы, не давая выбежать из квартиры. Униженная и напуганная девушка вырвалась на кухню, вооружилась кухонным ножом и потребовала вернуть ей теплые вещи. В этот момент Леонид решил снова начать воспитывать девушку и ударил ее по голове тяжелым деревянным бруском. В ответ Юля бросилась на повернувшегося к ней спиной обидчика и всадила в него нож.

27 мая того же года Соликамский городской суд квалифицировал действия подсудимой по ст. 113 УК РФ - "умышленное причинение тяжкого вреда здоровью в состоянии внезапно возникшего сильного душевного волнения (аффекта), вызванного насилием, издевательством и тяжким оскорблением со стороны потерпевшего". При этом не достигшая 16-ти лет (возраста уголовной ответственности) Юлия Зиновьева была приговорена к 1 году лишения свободы условно. Однако уже через год - 28 марта 2003 года - постановлением того же суда условное осуждение было отменено, а Юлю отправили отбывать наказание в воспитательную колонию. Справедливость была восстановлена только после вмешательства в дело правозащитников, в том числе председателя Совета при президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Эллы Памфиловой и директора центра содействия реформе уголовного правосудия "Тюрьма и воля" Валерия Абрамкина. И 29 августа 2003 года производство по этому уголовному делу было прекращено за отсутствием в действиях несовершеннолетней девушки состава преступления.

Впрочем, далеко не все "подростковые дела" заканчиваются подобным образом. Часто подростки совершают самые ужасные преступления (например, убийство 9-летней таджички Хуршеды Султоновой). Но даже там, где их действия поражают своей жестокостью, далеко не всегда оправданным оказывается вынесенный им приговор. "Еще четыре года придется провести в женской колонии Липецкой области 18-летней Маше Шевниной (имя изменено), - рассказал Стране.Ru Валерий Абрамкин. - Судьба этой девушки круто изменилась весной 2004 года. Будучи тогда еще шестнадцатилетним подростком и спасаясь от нищеты, росшая без отца Маша бежала из дома и решила поступить на работу в один из притонов Липецка. Проработав там около недели, Маша оказалась замешанной в убийстве. Хозяева притона вывезли девушек на пикник на берег реки и, угрожая пистолетом, заставили Машу, а также еще двоих совершеннолетних "подопечных", утопить свою "коллегу". Тело убитой работницы притона было вскоре обнаружено местными жителями. Прокуратурой Липецкой области было возбуждено уголовное дело, и следствие вышло на хозяев притона. Осенью 2004 года дело было передано в Липецкий областной суд. Все пятеро подсудимых - двое "хозяев" и трое их "подчиненных" - обвинялись по статье "убийство". Проникшись рассказом о непростой судьбе несовершеннолетней Маши Шевниной, мать убитой просила для нее отмены наказания. Однако в конце 2004 года 16-летняя Мария была приговорена к 6 годам лишения свободы сначала в колонии для несовершеннолетних, а потом в женской колонии".

Подобных дел в практике российского правосудия - десятки тысяч. "За три последние года преступность среди несовершеннолетних выросла на 10%, - заявил заместитель Генерального прокурора РФ Сергей Фридинский, выступая на "круглом столе" в Госдуме в понедельник. - Из 154 тысяч совершенных преступлений почти 50 тысяч тяжких преступлений, 6,5 тысячи - особо тяжкие, 1,5 тысячи из которых - убийства".

Одна из причин роста детской преступности - отсутствие системы профилактики совершения правонарушений подростками. По мнению экспертов, принятый в 1999 году закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" практически не работает. "Теперь уже совершенно ясно, что созданная система многочисленных профилактических ведомств не работает, - заявила во вторник глава комитета Госдумы по делам женщин, семьи и молодежи Екатерина Лахова. - За последние пять лет преступность среди несовершеннолетних выросла, а преступления стали более жестокими. Около 50 тысяч детей постоянно убегают из дома, а более 20 тысяч - не посещают школу. Только за минувший год родительских прав были лишены 60 тысяч человек. При этом до сих пор нет единой статистики о количестве беспризорных и безнадзорных детей. Мы считаем, что суд при рассмотрении дела несовершеннолетнего сам должен направлять в школу, социальным органам запросы о том, почему ранее они не обратили внимания на прогулы ребенка. Ведь, возможно, удалось бы избежать преступления".

Эксперты предлагают именно на суд возложить функции по профилактике детской преступности и создать ювенальные суды, в которых будут работать судьи, специализирующиеся на рассмотрении этой категории дел, а также штатные психологи. По мнению участников пресс-конференции, торжество карательного подхода при решении проблем детских преступлений приводит к тиражированию преступности в подростковой среде. Впервые совершивший преступление несовершеннолетний может угодить в колонию, где не получит возможности исправиться, а, напротив, пройдет свои "криминальные университеты". Смысл же ювенальной юстиции в том, чтобы не столько наказать подростка, сколько постараться перевоспитать его и подготовить к возвращению к жизни в обществе. О необходимости формирования этой новой ветви юстиции заявил недавно на пресс-конференции и председатель ВС РФ Вячеслав Лебедев. При этом предполагается, что эти суды будут рассматривать не только уголовные, но и гражданские дела, например, об усыновлении, наследственные, о лишении родительских прав.

Надо сказать, что создание ювенальных судов - проект-долгожитель. Еще в 2000 году был разработан проект необходимых поправок к закону "О судебной системе РФ", который спустя два года был принят в первом чтении подавляющим большинством депутатов (366 голосов). Однако после он угодил в "долгий ящик", а депутаты так и не смогли решить, будут ли ювенальные суды относиться к системе судов общей юрисдикции, или появятся как отдельная структура. К тому же, было решено для начала "обкатать" проект и провести в ряде российских регионов эксперимент по рассмотрению уголовных дел подростков специализированными судами.

Так, в январе 2001 года в Ростовской области был начат подобный эксперимент. И сегодня в 14 из 61 судов региона действуют судьи, специализирующиеся на уголовных делах в отношении несовершеннолетних. При таких судах также введены должности социальных работников, которые проводят свое расследование причин, приведших подростка на скамью подсудимых.

"За прошлый год 1085 "молодежных" уголовных дел у нас было рассмотрено этими судьями, - рассказала во вторник ювенальный судья Ростовского областного суда Елена Воронова. - При этом в места лишения свободы решением суда были отправлены 10% подсудимых, а ведь тот же показатель для общих судей нашей области - 19%. В отношении 18% подростков было прекращено уголовное дело по причине примирения сторон, которым, чаще всего, также занимается социальный работник при суде. К тому же 5% подростков получили помощь в трудоустройстве, а 15% - психологическую помощь".

Создан в Ростовской области и отдельный "пилотный" ювенальный суд в городе Таганроге. Как рассказала Елена Воронова, за прошедший год этим судом было рассмотрено 144 уголовных дела в отношении несовершеннолетних, из которых подавляющее большинство (112 подростков) не попали за решетку, и ни один из них впоследствии "не был задержан на рецидиве".

Успешные результаты ювенальных судов, а также острую необходимость в их создании признает и Генпрокуратура. По словам замгенпрокурора Фридинского, опыт введения ювенальных судов был опробован еще в ряде регионов - в Санкт-Петербурге, Перми, Саратове, а также в некоторых республиках Северного Кавказа. Результаты экспериментов показывают, что введение таких судов снижает в этих регионах уровень рецидивной преступности на 3-11%, а также самой подростковой преступности. "Время торопит довести этот законопроект ("О внесении изменений в закон "О судебной системе РФ" - Страна.Ru) до логического конца", - сказал он. И, по данным комитета Госдумы по делам женщин, семьи и молодежи, проект о создании ювенальных судов действительно будет рассмотрен во втором и третьем чтении уже в течение этой сессии.

Впервые ювенальные (молодежные) суды появились еще в конце XIX века в Чикаго. Спустя десять лет этот американский опыт переняли в Великобритании, а после судебное новшество распространилось по всей Европе, и на сегодняшний день существуют в большинстве стран мира. В России же ювенальные суды родились в 1910. При этом до 70% несовершеннолетних правонарушителей эти суды отправляли не в тюрьмы, а под надзор попечителей, наблюдавших за их поведением. В 1918 Совнарком РСФСР заменил ювенальные суды комиссиями по несовершеннолетним, которым фактически подчинялись суды, выносившие решения по "детским" делам. Участие юристов в таких комиссиях было сведено к минимуму. Но полным крахом системы ювенальной юстиции в России стало постановление ЦИК и СНК СССР (апрель 1935), по которому возраст ответственности для правонарушителей был снижен до 12 лет. К детям снова могли применять все виды наказаний - фактически и смертную казнь. Через несколько месяцев, "в целях повышения ответственности детей и родителей", упразднили комиссии по несовершеннолетним, хоть как-то защищавшие права детей. В 1941 был принят указ Президиума Верховного совета СССР, распространявший ответственность детей не только на умышленные преступления, но и на преступления, совершенные по неосторожности (указ 1935 в этом законодательном акте подвергался критике за излишнюю лояльность к несовершеннолетним преступникам). Оба указа действовали в СССР вплоть до конца 1950-х.

 

Источник: сайт Страна.Ru. 21.03.06.

 

См. также: Журнал "Неволя" - № 4, посвященный проблемам восстановительного правосудия и ювенальной юстиции.