Казнить нельзя. Точка
Константин Косачев
Волна дискуссий на тему о возврате к практике применения
смертной казни захлестывает наше общество со стабильной
периодичностью. Вопрос, к сожалению, чаще стоит именно
в такой плоскости: отменить ли введенный ранее мораторий?
А вовсе не так: отменить ли окончательно саму смертную
казнь?
Я убежден, именно такой должна быть постановка вопроса
для демократической России в XXI веке. Даже на фоне
волны насилия, захлестнувшей общество, на фоне новых,
зверских форм, которые сегодня обретает террор.
Я бы сказал - именно поэтому.
Ибо, ввязываясь в "гонку насилия", напоминающую
по бесперспективности прежнюю "гонку вооружений",
мы не увеличиваем свои шансы на победу.
Между тем очень многое, возможно, даже невосполнимо
утрачиваем сами как общество, как нация. И это для нас
гораздо важнее и серьезнее по потенциальным последствиям,
чем, казалось бы, очевидная и заслуженная казнь нескольких,
даже самых отъявленных головорезов.
Ожесточение имеет мало общего с решительностью. Злоба,
даже ответная, - плохой советчик и тем более плохой
законодатель и судья. Мы сетуем на волну насилия, захлестнувшую
общество, на всеобщую озлобленность, но сами при этом
требуем крови. Не понимая, что это вещи взаимосвязанные.
Конечно, трудно удержаться от эмоций, когда речь идет
о гибели близких людей, мирных жителей, детей. И все
же полагаю, что вопрос о применении смертной казни слишком
серьезен, чтобы решать его, руководствуясь исключительно
эмоциями. Даже если это эмоции большинства. Ибо оно
отнюдь не всегда право. Зато очень часто - весьма категорично.
В конце концов самая массовая мировая религия началась
с несправедливой казни по требованию народа, адресованному
к представителю власти: "Распни его!". И сама
Россия, пережившая болезненный этап самоочищения, еще
с содроганием вспоминает свое недавнее по историческим
меркам прошлое, где в массовых учебниках писали: "Советский
суд приговорил бухаринско-троцкистских извергов к расстрелу.
НКВД привел приговор в исполнение. Советский народ одобрил
разгром бухаринско-троцкистской банды и перешел к очередным
делам..."
Конечно же, речь идет о весьма разных вещах, о преступлениях
мнимых и очевидных. Хотя та власть также считала преступления,
караемые исключительной мерой, вполне очевидными, да
и сейчас многие не стали бы ограничиваться одним лишь
терроризмом в качестве основания для применения столь
суровой меры.
Но беда и в том, и в другом случае одна. Заключается
она именно в состоянии самого общества, которое и тогда,
и сейчас жаждет крови. Власть, которая идет на поводу
у ожесточенного народа, а то и искусственно подогревает
такие настроения, использует их в своих целях, на самом
деле расписывается в своем бессилии. В бессилии противодействовать
злу, караемому смертной казнью, и в бессилии создать
иной моральный климат в обществе, при котором государственное
убийство станет недопустимым.
Генеральный секретарь Совета Европы Терри Дэвис как-то
в личной беседе сказал мне: "Цель террористов -
навязать всему цивилизованному сообществу свой уровень
мышления. Низвести общество до варварского уровня террора.
Наша же первоочередная задача - ни в коем случае не
допустить этого. Отличие цивилизации от этих бандитов
в том, что они готовы убивать невиновных, а мы не лишаем
жизни даже виновных".
Убежден, что это - мораль совершенно иного порядка.
Мораль сильного. Который вершит правосудие, не мстя
и не озлобляясь.
Совет Европы упомянут здесь, конечно же, не случайно.
Вступая в эту организацию, мы приняли на себя обязательство
присоединиться к сообществу тех государств, которые
отменили у себя смертную казнь. А это все - европейские
государства, без исключения.
Единственным исключением остается Россия, которая ограничилась
лишь мораторием на применение этой меры наказания. Мы,
гордящиеся своими традициями гуманизма, добра и духовности,
остались последним государством Европы, которое сохранило
высшую меру в своем законодательстве. Факт, на мой взгляд,
весьма и весьма безрадостный.
Отсутствие или наличие института смертной казни для
европейцев - один из основных показателей демократического
развития общества. Если угодно, это критерий доверия
к тому или иному государству, когда то утверждает о
своем демократическом выборе. Не случайно в Совете Европы
сегодня всерьез обсуждают даже вопрос о применении к
России санкций в этой связи.
Однако при всей важности сохранения лица по отношению
к нашим политическим партнерам мы, конечно же, должны
руководствоваться в каждом случае прежде всего собственными
национальными интересами. Берусь утверждать, что с этой
точки зрения имеется также немало доводов в пользу полной
отмены смертной казни.
Наш национальный интерес заключается прежде всего в
законодательно закрепленном, достаточно жестком, эффективном
и неизбежном наказании за тяжкие преступления. Речь,
конечно же, в первую очередь о терроризме. Но в еще
большей степени - о предотвращении новых актов террора.
В этом смысле особую значимость приобретает неотвратимость
санкций, а не их жестокость. Борьба с причинами и корнями,
а не со следствиями и плодами. Надо лечить болезнь,
а не симптомы.
В мире не существует достоверной статистики, которая
математически выводила бы причинно-следственную связь
между применением смертной казни и снижением преступности.
Не существует именно потому, что такой связи, очевидно,
нет. Скажем, в США, где в некоторых штатах смертную
казнь еще практикуют, по статистике, на 100 тысяч человек
приходится около 6 убийств. При этом число убийств в
казнящих штатах значительно выше, чем в неказнящих.
В европейских странах, отменивших казнь, эти цифры
значительно ниже: Германия - 1,28 убийства, Франция
- 1,63. Ни в одной стране - члене Совета Европы отмена
смертной казни не привела к росту кровавых преступлений.
Можно вспомнить и такие доводы. Террористы сегодня
все чаще прибегают к услугам фанатиков-смертников, которым,
со всей очевидностью, нечего терять. Смерть они нередко
воспринимают, как самый короткий путь в рай. Наличие
смертной казни не остановит фанатика от свершения теракта.
Гораздо важнее и эффективнее было бы для него, например,
знание, что это - богомерзкий поступок, не приветствуемый
его религией. Лжеучениям тех, кто снаряжает и обучает
смертников, должна быть противопоставлена четко и ясно
выраженная воля и мораль всех религий, запрещающая убийство
по каким бы то ни было соображениям.
Сила государства - не в жестокости наказания, а в обеспечении
его неотвратимости. И бессилие власти заключается именно
в неспособности поймать и наказать преступников. Громкими
требованиями ввести смертную казнь политики зачастую
пытаются прикрыть именно это свое бессилие.
Террор нередко сопряжен с захватом заложников. Это
в свою очередь приводит к напряженным переговорам: по
сути - к торгу, ставка в котором беспрецедентна: человеческая
жизнь. Здесь каждый довод может стать решающим, спасительным.
И единственным аргументом может оказаться обещание
жизни тем, кто еще может услышать наши доводы. Им нужно
предложить путь назад, возможно, даже к раскаянию. Наличие
смертной казни в стране в этом смысле существенно усложняет
проведение такого рода переговоров, ослабляя нашу аргументацию
и тем самым создавая дополнительный риск для заложников.
Нередко уцелевшие преступники после совершения терактов
пытаются скрыться за рубежом. Зная об их местоположении,
мы обращаемся к иным странам с просьбой об экстрадиции
террористов. Однако и в этом случае наличие у нас смертной
казни может послужить единственным аргументом, по которому
нам будет отказано.
В некоторых странах Европы, например в Великобритании,
существует законодательный запрет на выдачу подозреваемых
в страны, где существует угроза их жизни. Получается,
что даже если бы политические власти и хотели по тем
или иным причинам оказать России содействие, закон им
это однозначно запрещает.
Статья 11 "Европейской Конвенции об экстрадиции"
говорит: "Если преступление, в связи с которым
запрашивается экстрадиция, наказывается смертной казнью
в соответствии с законом запрашивающей стороны.., в
экстрадиции может быть отказано, если запрашивающая
сторона не предоставит таких гарантий, которые запрашиваемая
сторона сочтет достаточными в отношении того, что смертный
приговор не будет приведен в исполнение".
Не стоит забывать, что существуют вполне конкретные
обязательства, которые мы взяли на себя при вступлении
в Совет Европы, в том числе подписав упомянутый 6-й
Протокол. Когда Россия проявила медлительность в вопросе
введения моратория, в частности, когда в 1996 году законопроект
не прошел первое чтение в Госдуме, в январе 1997 года
последовало предупреждение Совета Европы (резолюция
N 111) о возможном неутверждении полномочий российской
парламентской делегации на следующей сессии.
Россия сама обязалась отменить смертную казнь в мирное
время в течение года и ратифицировать Протокол N 6 в
течение трех лет. Этого не произошло до сих пор. И Россия
существенно теряет в своем авторитете как государство,
ответственно относящееся к своим международным обязательствам.
Разумеется, не все страны отказались от смертной казни.
Даже "ведущая мировая демократия" - США -
применяет ее. Но Америка и не брала на себя никаких
обязательств на сей счет. Но нужно ли нам именно в этом
вопросе равняться на США? В конечном итоге пусть лучше
критикуют их, а не нас.
Удивляет, что нередко отменить мораторий на смертную
казнь призывают те, кто позиционирует себя как патриоты,
традиционалисты, православные. Полагаю, в данном случае
традиция понята неверно и речь чаще всего идет о банальной
спекуляции на актуальных эмоциях народа. Для России
не было свойственным проявлять жестокость к побежденным
и осужденным. Кстати, вопреки некоторым стереотипам
в плане казней и их жестокости мы заметно отставали
от просвещенной Европы. Суровость в бою, но милость
к поверженному - это нам гораздо ближе. Как утверждал
Достоевский, "лучше уж ошибиться в милосердии,
чем в казни".
Хотел бы в заключение отметить, что приведенные выше
доводы - исключительно мои личные соображения, а не
точка зрения партии ли, думского Комитета по международным
делам или всех моих коллег. Полагаю, в таком серьезном
вопросе каждый имеет право на личную точку зрения так
же, как и право ее высказать, которым я и хотел бы в
данном случае воспользоваться.
Более того, считаю своим долгом высказать свою позицию,
которая заключается, повторюсь, в том, что России нужно
ратифицировать 6-й Протокол к Конвенции о защите прав
человека и основных свобод. Очень не хотелось бы отмечать
малоприятный десятилетний юбилей его "нератификации",
который уже не за горами. И если чаша весов все же склонится
в пользу положительного решения, полагал бы наиболее
правильным вести дело к ратификации до начала нашего
председательства в Совете Европы в мае 2006-го. Это
позволило бы нам более эффективно использовать председательство
для достижения прежде всего наших собственных целей
по всем важнейшим для нас позициям, сняло бы многие
аргументы и претензии к России наших оппонентов.
Но дело в конце концов не в Совете Европы и наших обязательствах
перед ним, как ни важны они с точки зрения политиков.
Дело прежде всего в нас самих. Тем самым мы доказали
бы, что не опустимся до примитивного и варварского -
"око за око", не примем бесчеловечную мораль
террористов, не впадем в озлобление и одичание, губительное
для человека не меньше, чем насилие.
Россия XXI века в конце концов все же не будет убивающим
государством. Уже у нашего поколения политиков есть
исторический шанс сделать это реальностью. Сделать еще
один значительный шаг к окончательному возвращению нашей
страны в лоно европейской цивилизации. Ее органичной
составной частью была Россия прошлых веков, внеся значительный
вклад в формирование ее гуманистической культуры.
Источник: Российская газета. 28.09.2005.
|