Общественный Центр Содействия Реформе Уголовного Правосудия

Центр содействия реформе уголовного правосудия

 

На главную

 

О Центре :: Новости :: Проекты :: Пишите! :: Вопрос - Ответ

Карта сайта :: На главную

 
 

>>> Радиопередача "Облака"

 
 

Передача №338

06.08.98.

  • Произвол администрации
  • Благотворительность

 

Здравствуйте. У микрофона Ирина Новожилова.

В эфире программа “Облака”...

Это передача о заключенных, для заключенных и для всех тех, кому не безразлична их судьба.

“1 октября этого года в ШИЗО и ПКТ нашей колонии ввели спецназ…

Их лица были закрыты черными масками. Выгоняя из камер, они били нас руками и ногами. В этот момент на мне не было слухового аппарата, их команд я не слышал, а когда попытался это объяснить — меня стали бить по ушам...

После избиений они требовали, чтобы я дал подписку о том, что никаких претензий к ним не имею. Когда я ответил отказом, спецназовцы стали избивать моих сокамерников, написав мне на бумаге: “Будем ломать всю камеру, пока ты не дашь подписку… Подписку я им дал…”

Мы прочитали Вам отрывок из письма Александра Ермолаева, который отбывает наказание в исправительной колонии № 5 Нижегородской области. Письмо датировано 2-м октября. Той же датой помечены и другие письма, пришедшие в адрес нашей передачи из этой колонии. Вот что пишет нам осужденный пятой колонии Нижегородской области Дудкин:

“Взвод спецназа был введен без санкции прокурора и без всяких оснований/ Нас ставили на колени, а тех, кто отказывался это делать, жестоко избивали. В оказании медицинской помощи избитым заключенным было отказано…”

А вот строчки из письма заключенного той же колонии Александра Ермолаева:

“По первому сроку я сидел еще в середине 80-х годов. В то время иметь религиозную литературу заключенным было запрещено. Сейчас разрешено. Даже в штрафной изолятор ты можешь взять с собой Библию или Евангелие. Я и взял. Так бойцы спецназа били меня через Библию, чтобы не оставлять следов от побоев”.

Рассказывает наш корреспондент Сергей Саяпин:

“Сообщения об избиениях заключенных бойцами спецназа стали поступать в адрес нашей радиопередачи еще в 1992 году. Чуть позже от активистов правозащитных организаций и даже от должностных лиц стало известно, что бойцы спецназа вводятся в тюрьмы и лагеря не только для устрашения заключенных, но и для тренировки: то есть для отработки тактики подавления беспорядков, специальных приемов, ударов и т. п. Должностные лица объясняли плановые вводы спецназа стремлением сэкономить государственные средства: строительство специальных учебных полигонов для тренировок спецназовцев обошлось бы для бюджета слишком дорого. Сведения о “профилактических” избиениях заключенных были представлены правозащитными организациями в Комитет по правам человека ООН еще в 1995 году. Ни один из фактов, приведенных правозащитниками, не был опровергнут российскими официальными должностными лицами. В 1996 году аналогичная информация была представлена в ходе рассмотрения 2-го периодического Доклада правительства России в Комитете против пыток ООН”.

Из представления Общественного Центра содействия реформе уголовного правосудия Комитету против пыток ООН.

“Сведения об избиении заключенных в “профилактических” целях, для их устрашения, а также для предупреждения акций протеста с их стороны против грубейших нарушений законности получили подтверждение в результате проверки, проведенной Комиссией по правам человека Верховного Совета РСФСР совместно с представителями Главного управления по исполнению наказаний МВД РФ. Против трех сотрудников органов внутренних дел, участвовавших в избиении заключенных, возбуждены уголовные дела.

С 1993 года профилактические экзекуции спецназа против заключенных получают все большее распространение. Бойцы спецназа “действуют только в масках, что не позволяет установить личность сотрудника и укрепляет в нем уверенность в безнаказанности. Все уголовные дела, возбужденные по жалобам на незаконное применение физической силы и спецсредств, прокуратурами прекращены”.

В Докладе Президентской Комиссии по правам человека сообщается о случае смерти заключенного Бурлаченко после избиения спецназом, а также о попытке массового (100 человек) самоубийства заключенных, доведенных до отчаяния постоянными экзекуциями, проводимыми спецназом.”

Рассказывает наш корреспондент Сергей Саяпин:

“Результатом публикаций в средствах массовой информации и борьбы правозащитников против профилактических избиений заключенных спецназом стало решение Генеральной прокуратуры (принято оно было в 1997 году), запретившей ввод бойцов спецназа в пенитенциарные учреждения в масках и использование спецназа в профилактических целях.

Надо сказать, что первые и наиболее исчерпывающие сведения об избиениях заключенных бойцами спецназа были представлены в ООН Нижегородским обществом прав человека. Этой организации удалось добиться и возбуждения уголовного дела по одному из случаев избиения заключенных. Именно поэтому, прочитав письма заключенных пятой колонии, я попросил прокомментировать их председателя Нижегородского общества прав человека Сергея Шимоволоса:

“Сама ситуация очень настораживает, потому что совершенно ясно: использование спецназа в случаях, когда нет массового неповиновения, когда нет никакой явной угрозы общественной безопасности от того, что происходит в колониии — просто неправомерно. Для нас первое, что мы можем сделать — это подготовить обращение, может быть, даже не одно обращение, в суд. Основание — это не только избиение заключенных спецназом, но и условия содержания в этой колонии. Если судить по письмам осужденных — условия просто жуткие, почти такие же, как и в СИЗО: камеры переполненны, по крайней мере, в штрафных изоляторах и в ПКТ. Вот это самое главное и самое реальное для нас — попытаться судебным порядком добиться от администрации соблюдения элементарных норм закона. Только через суд! Обращение же в прокуратуру, в администрацию, я полагаю – это сегодня ничего не даст.

Корр.: Почему?

— По одной простой причине. Всегда находятся аргументы, чтобы списать неправомерные действия спецназа на какие-то объективные обстоятельства. Когда ответсвенные доложностные лица не хотят, чтобы виновные несли наказание, так обычно и бывает.

Корр.: А вы обращались ранее в суды ?

— У нас был положительный опыт, хотя относительно положительный. Во-первых, наказали того охранника, который бил. Все-таки суд свершился и признали, что избиение было неправомерным. Я хочу сказать, что до сих пор тех, кого били и тех, кто давал показания, до сих пор в этой колонии и в других колониях преследуют. Переводят на тюремный режим, дают сроки за злостное неподчинение администрации. Конечно, их нужно просто спасать.

Корр.: Если я правильно понял, необходима программа защиты свидетелей?

— Да, наверное. Их нельзя оставлять один на один с администрацией. Они не должны быть беззащитны, потому что они беззащитны перед той администрацией, которая косвенно или прямо виновна в том, что случилось...”.

 

* * *

 

Россия занимает первое место в мире по относительному количеству заключенных (около 700 человек на 100 тысяч населения). Содержание полуторамиллионной армии заключенных и сотрудников пенитенциарных учреждений в условиях экономического и финансового кризиса стало одной из тяжелейших проблем нашего общества. Сегодня совершенно ясно: наша страна не может обеспечить не только соблюдение международных стандартов в области прав заключенных, но и элементарные условий для их выживания.

Вот лишь некоторые последствия разразившегося кризиса.

На питание одного российского заключенного из федерального бюджета в день выделяется 67 копеек. Это стоимость 300-граммовой пайки хлеба.

В исправительных учреждениях для осужденных к лишению свободы и следственных изоляторах не хватает продуктов, лекарств, одежды, заболеваемость туберкулезом среди заключенных в 44 раза выше, чем на воле, а смертность — в 18 раз.

Более 10 тысяч российских заключенных умирают ежегодно от голода, туберкулеза, задыхаются от кислородного голодания в переполненных камерах следственных тюрем.

Если мы не остановим бессмысленное уничтожение людей в наших тюрьмах и колониях, Россия превратится в страну вдов, сирот и бывших заключенных.

Единственный выход из сложившейся ситуации — радикальное сокращение численности тюремного населения России.

Заложниками кризиса стали сотрудники уголовно-исполнительной системы, которые работают в невыносимых условиях, пытаясь предотвратить надвигающийся голод среди заключенных, погасить туберкулезную эпидемию. Но решение проблемы сокращения численности тюремного населения, по большому счету, зависит не от них, а от следственных органов МВД РФ, прокуратуры, судов. Именно эти ведомства под видом борьбы с преступностью отправляют за решетку не профессиональных преступников, а людей, которые пошли на правонарушение из-за нужды, безработицы, из-за того, что остались без источника дохода или крыши над головой.

Накануне 50-летия провозглашения Всеобщей декларации прав человека в Москве пройдет международная конференция “Уголовная политика и тюремная реформа — новые подходы”. В ней примут участие эксперты из России и других стран, представители отечественных, западных и международных неправительственных организаций, федеральных и региональных органов исполнительной, судебной и законодательной власти, общественные и политические деятели. Основные проблемы, которые будут обсуждаться на конференции: возможные способы сокращения численности заключенных и программа оказания срочной помощи уголовно-исполнительной системе по предотвращению катастрофы, предложения по выходу из кризиса.

В дни проведения конференции состоится открытие выставки “Человек и тюрьма”, которая продлится до 20 декабря. Выставка будет проводиться в Московском Фотоцентре, расположенном по адресу: Гоголевский бульвар, дом 8.

Выставка и конференция проводятся Общественным центром содействия реформе уголовного правосудия и рядом других неправительственных организаций. В период проведения выставки также будет проходить благотворительная распродажа поделок заключенных, представляться продукция, производимая их руками. Мы предлагаем вашему вниманию интервью, которое наш корреспондент Сергей Саяпин взял у сотрудника Общественного регионального Центра помощи заключенным Шамиля Абубакарова. Эта организация принимает самое активное участие в проведении выставки и благотворительных акций по сбору помощи заключенным.

“- Наш Центр уже в течении двух лет помогает заключенным московских тюрем и учреждениям Московской области.

Корр.: А почему вы решили заняться этой деятельностью?

- Я в свое время был осужден судом к лишению свободы. Осужден справедливо, ни на какой ошибке правосудия я не настаиваю. Но свое я, как говорится, отсидел, видел, как люди мучаются… И вместе с такими, как я, принял участие в создании нашего Фонда, чтобы помогать заключенным материально, морально, оказывать всяческую помощь людям, находящимся там за решеткой.

Недавно мы посетили Можайскую женскую колонию. Эта колония постоянно получает от Фонда материальную, гуманитарную помощь. Мы хотим помочь администрации в организации спортивной комнаты, чтобы женщины могли заниматься и физкультурой, держать себя в более-менее спортивной форме, сохранить здоровье, а не выходить на волю больными, калеками… Обеспечиваем мы женщин заключенных гигиеническими средствами, продуктами, медикаментами.

Но вот проблема, с которой мы столкнулись при последнем посещении… Буквально со слезами на глазах к нам подходили осужденные женщины, у которых дети находятся в Доме ребенка, расположенном на территории колонии. Сейчас там содержится 80 детей в возрасте от рождения до трех лет. Положение детей не то что плачевно, оно просто катастрофическое. Детям нечего есть… Дети не получают элементарного: нет масла, нет молока, нет манной каши, которая так необходима этим ребятишкам.

И не только матери, но и администрация просила нас привезти хотя бы 5 кг. масла, 40 литров молока, чтобы дети могли продержаться хотя бы неделю.

Корр.: Шамиль, а где вы сами получаете продукты, которые развозите по колониям ?

Мы получаем их в качестве гуманитарной и благотворительной помощи от различных коммерческих или общественных организаций. Мы тесно сотрудничаем со многими организациями: с центром народной помощи “БЛАГОВЕСТ”, с Общественным Центром содействия реформе уголовного правосудия. От этой организаци мы получаем еще и правовую литературу. Кроме того нам помогают и коммерческие структуры, которые жертвуют продукты, чаще – вещи, это то, что они сами производят. Благотворительность – это благосостояние того же коммерсанта, т.е. если он способен на благое дело, значит, он еще не зачерствел душой, может помогать нуждающимся, а не просто набивать свои карманы.

Корр.: А как может помочь вашей работе обычный россиянин?

Я думаю, никто не откажется помочь детям, которые не совершили никакого преступления, кроме того, что они были, как говорится, зачаты в тот момент, когда их родители совершили какое-нибудь правонарушение и попали в тюрьму… Люди, которые хотят помочь этим детям, могут связаться с нами напрямую по контактному телефону — 207 32 34. Тот, кто пожелает нам помочь, может звонить в любое время, мы всегда на месте, всегда нас можно найти.

Рассказывает наш корреспондент Сергей Саяпин:

“Сотрудники Общественного центра содействия реформе уголовного правосудия, которые занимаются организацией выставки “Человек и тюрьма”, попросили передать нашим радиослушателям следующую информацию. Основная цель мероприятий, проводимых в период выставки – сбор средств для традиционной акции российских неправительственных организаций “Рождество за решеткой”. Кроме этого, средства будут собираться и для отдельных заключенных, приславших свои поделки, картины, рисунки для благотворительной распродажи. Их вы можете направить в адрес Центра: 101000 Москва, Лучников переулок, дом 4, комната 24. По этому же адресу руководители колоний, тюрем и СИЗО могут прислать сведения о производимой их учреждениями продукции. Эта информация будет представлена на выставке для того, чтобы помочь нашим пенитенциарным учреждениям найти в России и за рубежом покупателей, заказчиков их продукции, возможных инвесторов”.

 

Вы слушали программу “Облака”.

Всем привет.

Copyright © Центр содействия реформе уголовного правосудия. All rights reserved.
Использование материалов сайта без согласования с нами запрещено.
Комментарии и предложения по оформлению и содержанию сайта: sodeistvie08@gmail.com

  Rambler's Top100      

  Яндекс цитирования