Общественный Центр Содействия Реформе Уголовного Правосудия

Центр содействия реформе уголовного правосудия

 

На главную

 

О Центре :: Новости :: Проекты :: Пишите! :: Вопрос - Ответ

Карта сайта :: На главную

 
 

>>> Радиопередача "Облака"

 
 

Передача N 491

02.11.2001

  • Газеты в зоне, издания для заключённых, важность для мужчин-заключённых переписки с женщинами с воли
  • В радиопередаче принимали участие:
    Валерий Абрамкин – директор Центра содействия реформе уголовного правосудия

 

В эфире программа "Облака"...

Это передача о заключенных, для заключенных и для всех тех, кому не безразлична их судьба.

Еще лет 10 назад одной из самых больших групп подписчиков периодических изданий были арестанты. В те времена, в отличие от сегодняшних, работой в зоне была обеспечена большая часть осужденных. При всех вычетах и выплатах по искам, деньги, хоть и небольшие, на “карточку” (т.е. на лицевой счет заключенного) зачислялись. А вот тратить их было почти не на что: по действующему тогда исправительно-трудовому кодексу расходы “на ларек” (продукты и сигареты в магазине колонии) были установлены на нищенском уровне – от двух до 10 рублей. Да и “ларька” могли запросто лишить, например, за невыполнение нормы выработки. А вот на подписку или на книги денег тратить можно было сколько угодно. Поэтому арестанты и были, пожалуй, самой читающей частью населения России. В любой зоне можно было найти подписчиков даже на такие экзотические издания как “Доклады Академии Наук”, “Советская педиатрия” или “Психологический журнал”.

Сейчас ограничений на посылки, передачи, “ларек” стало гораздо меньше. Но работы, а соответственно, и денег не только на газеты, но и на хлеб, чай, сигареты на счету нет. Да и пересылка центральной прессы сейчас не по карману даже вольному человеку. Единственным доступным “средством массовой информации” для заключенных в последние годы стала газета, которую выпускает региональное управление по исполнению наказаний. К слову сказать, по мнению старых арестантов, тюремные многотиражки сейчас стали, в отличие от прежних времен, куда интересней и информативней. Некоторые из них завели даже что-то вроде службы знакомств, публикуя объявления вольных красавиц, желающих завести переписку, а то и роман с заключенным “без вредных привычек”. Псковская многотиражка публикует отрывки из произведений Александра Солженицына, Варлама Шаламова и других ранее запретных писателей, за чтение которых еще лет двадцать назад можно было получить порядочный срок.

C 27 по 30 октября в Москве проходил рабочий семинар руководителей пресс-служб территориальных органов уголовно-исполнительной системы и редакторов газет для осужденных. В семинаре участвовали журналисты вольных газет, психологи, социологи, правозащитники. Выступившие на семинаре отмечали, что некоторые пресс-службы Уголовно-исполнительной системы активно сотрудничают с неправительственными организациями: делятся информацией, публикуют в многотиражках для заключенных подготовленные правозащитниками материалы, проводят совместные мероприятия. В организации и проведении конференции “Вернем тюрьму народу”, прошедшей недавно в Екатеринбурге, активное участие приняла пресс-служба Свердловского ГУИН.

Как считает директор Центра содействия реформе уголовного правосудия Валерий Абрамкин, многотиражки органов исполнения наказаний должны активнее освещать не только правовые проблемы, но и ход тюремной реформы. Среди руководителей региональных управлений по исполнению наказаний и сотрудников ИУ появились люди, понимающие необходимость перемен. Но их информированность о реформе УИС оставляет желать лучшего. В СИЗО и колониях зачастую нет даже текстов “Концепции реформы УИС” (подписанной Президентом), не говоря уже о квалифицированном комментарии к ней. Нет такого комментария и к новым законам. В лучшем случае пенитенциарные сотрудники получают разъяснении о порядке применения тех или иных правовых актов. Персонал учреждений имеет смутное представление о своих собственных правах и возможностях.

Нынешние тюремные проблемы в России связаны во многом с тем, что тюрьма, тюремный мир выпали из жизни народа, - пишет в своей книге “Малолетка сегодня” Валерий Абрамкин. Заключенные находятся в глухой изоляции от населения. Мы отдаем их во власть тюремного ведомства, а что там с ними происходит дальше — нас не волнует. Своих заключенных мы не знаем и знать не хотим. Кардинально изменить ситуацию в тюрьме можно лишь тогда, когда она становится открытой для общества, для посещения волонтеров, т.е. людей, добровольно занимающихся заключенными: священнослужителей, врачей, студентов и даже активистов правозащитных организаций.

Когда говоришь с сотрудниками колоний, - пишет далее Валерий Абрамкин, - о необходимости открыть тюрьму для доброхотов, для людей милосердных, далеко не все с этим соглашаются, спрашивают: а нам-то что за польза от этих визитеров, разве что хлопот добавят? И тогда я рассказываю им такую историю...

Было это еще на заре перестройки. Однажды газета “Советская торговля” опубликовала подборку писем заключенных из одной лесной колонии строгого режима... Авторы писем рассказывали о себе и просили одиноких женщин (пусть даже и с детьми) откликнуться, вступить с ними в переписку. Что-то вроде брачных объявлений, но совсем иного, чем бывает у людей вольных, содержания. Что-что, а душевные письма наши арестанты писать умеют. К слову сказать, редакция газеты “Советская торговля” вовсе не подозревала, почему так много писем ей приходит именно от заключенных, что на зоне — это одна из самых читаемых газет. Дело вполне понятное, газета публикует всякие очерки, да еще с фотографиями о продавщицах, завмагах, кладовщицах... Это как раз тот “контингент”, который заключенных очень интересует. Ведь многие из них не имеют родных, близких, крыши над головой по выходе на свободу, средств для того, чтобы продержаться первое время и снова не угодить за решетку. И почему-то именно на красавиц из торговой сети у зека самая большая надежда.

Результатом акции, проведенной газетой “Советская торговля”, стало более тридцати браков, которые заключались прямо в колонии или по выходе осужденного на свободу. Не все они, правда, оказались счастливыми, но судьбы нескольких десятков людей (не только заключенных, но и одиноких женщин) были устроены. Совершенно неожиданным последствием этой акции стало снижение напряженности в отношениях между заключенными и сотрудниками, а также резкое (почти в три раза) сокращение количества дисциплинарных нарушений. Начальник колонии объяснял такую перемену следующим образом: “Да они у меня теперь все имеют заочниц (так называют женщину, с которой заключенный познакомился по переписке), а некоторые уже и жен... Так что им не до пьянок и скандалов, все стараются лишнее свидание получить, да в ШИЗО-ПКТ не угодить. На работу ходят, как шелковые: надо ж бабе своей к празднику или ко дню рождения подарок послать. Все свободное время занимаются письмами, некоторые уже целые романы (есть и в стихах) понаписали...”

В этом месте, - пишет Валерий Абрамкин, - сотрудники колоний, которые не понимали — зачем нужна проницаемость тюрем, смеются и начинают потихоньку соглашаться, что и от посланцев воли польза может случиться...

 

Вы слушали программу “Облака”.

Всем привет.

Copyright © Центр содействия реформе уголовного правосудия. All rights reserved.
Использование материалов сайта без согласования с нами запрещено.
Комментарии и предложения по оформлению и содержанию сайта: sodeistvie08@gmail.com

  Rambler's Top100      

  Яндекс цитирования