Общественный Центр Содействия Реформе Уголовного Правосудия

Центр содействия реформе уголовного правосудия

 

На главную

 

О Центре :: Новости :: Проекты :: Пишите! :: Вопрос - Ответ

Карта сайта :: На главную

 
 

>>> Радиопередача "Облака"

 
 

Передача N 581

22.08.03
17.30-17.48

  • Ушел из жизни первый диктор радиопередачи «Облака» Сергей Милованов.
    «Почему дети приносят своим родителям горе?» - стихи и эссе воспитанников Брянской колонии читает Сергей Милованов.

  • Пять месяцев провели в местах лишения свободы по незаконным (за недостижением возраста уголовной ответственности) приговорам Юля Зиновьева и Саша Корнеева. Освобождением девочек занимаются сотрудники Новооскольской колонии, правозащитники и Комиссия по правам человека.

  • 19 августа освободили Сашу Корнееву. «Этапом шла два месяца, через пять пересылок… Взрослые относились ко мне, как к ребенку… Тяжелее всего была разлука с мамой»…

  • Пермская прокуратура направила в областной суд представление на отмену приговора по делу Юли Зиновьевой.

  • Уполномоченный по правам человека Саратовской области Александр Ландо занимается делом еще одной незаконно осужденной воспитанницы Новооскольской колонии.

  • За два года правозащитнику Андрею Бабушкину удалось добиться снижения сроков наказания 13 новооскольским воспитанницам.

  • Правосудие по делам несовершеннолетних будет оставаться бесчеловечным, пока в России не восстановят ювенальную юстицию.

     

 

 

В эфире программа "Облака".

Это передача о заключенных, для заключенных и для всех тех, кому небезразлична их судьба.

Здравствуйте. У микрофона Ирина Новожилова.

13 августа на пятьдесят пятом году жизни скончался артист театра и кино Сергей Милованов. В 1992-1994 годах Сергей вместе со мной вел программу «Облака». Он был одним из первых ведущих этой передачи. Позже Сергей Милованов читал в нашей передаче отрывки из литературных произведений, письма заключенных. Предлагаем вашему вниманию запись из архива «Облаков». Это 1999 год. Стихи и прозу воспитанников Брянской колонии читает Сергей Милованов.

 

Владимир Мурашов

Тишина

Тишина, над водой тишина.
Только светит мне с неба луна.
Я задумался снова о ней -
О судьбе непутевой своей.
Коротка наша жизнь - почему?
Смотришь, год пролетел и другой...
Сединой все покрылось (когда - не пойму).
Сединой, сединой, сединой.
Тишина, над водой тишина.
В темноте утонула луна.

Сергей Шумейко

Почему дети приносят своим родителям горе?

Почему дети приносят своим родителям горе? Может быть, потому, что каждый родитель любит свое дитя, какое бы оно ни было?

Почему дети не понимают, что делают хуже себе? А в первую очередь, делают хуже родителям. Кажется, все так сложно, но нет. Часто вспоминаю с болью в сердце, как мать из-за меня плакала, а я просто тогда сам себе говорил: поплачет и перестанет. После всего, что случилось со мной, я хотел покончить с собой, возненавидев себя. Но один человек сказал, что умереть еще успею, а вот наладить отношения с родителями, добиться их прощения не каждый может. Я понял суть жизни, но не знал, как ее начать. Просил прощения у матери. Она ничего мне не сказала, только обняла и заплакала.

Александр Бычков

Вместо молитвы

Смилуйся, Боже, над тем, кто далече,
К свету идет через страсти и муку.
Смилуйся, Боже, дай долю полегче,
Смилуйся и протяни ему руку.

Вспомни, Господь, как страдая и мучаясь,
Крест свой пронес ты, чтоб не было муки.
Дай нам надежду на лучшую участь.
И протяни нам спасения руку.

Алексей Петрушин

Каждому из нас: хорошему, плохому, всякому - необходима в жизни хоть маленькая доля радости, дружбы, любви. Каждому нужно, чтобы его где-то ждали, были готовы выслушать и просто рады видеть. И счастливы те, у кого есть такой дом, родительский дом...

Сергей Тихонов

Слово

Одно лишь слово сказано не так,
Чуть резче прежнего. Как будто бы пустяк.
Случайно вырвалось, непроизвольно.
Но стало вдруг невыносимо больно.
Как будто молния во мраке просияла
Одно лишь слово сказано не так.
Пустяк, по-твоему? Нет, это не пустяк.
Был близкий человек - и вот его не стало.
Одно лишь слово сказано не так...

Стихи воспитанников Брянской колонии прозвучали в исполнении артиста театра и кино Сергея Милованова, одного из ведущих «Облаков» в 1992-1994 годах.

 

В Новооскольскую колонию Юля Зиновьева и Саша Корнеева пришли одним этапом, 6-го июня, с одним и тем же наказанием: год лишения свободы, назначенным по одной и той же статье Уголовного кодекса. И даже конец срока у них приходился на один день - 27 марта будущего года. На субботу. Взрослые арестанты, с которыми Юля и Саша шли этапом, объяснили, что в таких случаях положено отпускать человека на свободу на день раньше - в пятницу. Еще одно совпадение обнаружили сотрудники спецчасти колонии при проверке приговоров, поступивших вместе с девочками. Судьи, а вместе с ними прокуроры и адвокаты не заметили, что Юля и Саша в момент совершения деяний, за которые их приговорили к лишению свободы, не достигли возраста уголовной ответственности. Незаконные приговоры (так это звучит на языке Уголовного кодекса) вынес Юле Зиновьевой Соликамский городской суд (это Пермская область), Сашу Корнееву судили в Боровичах Новгородской области. Уже на 11-й день пребывания девочек в колонии местный прокурор Николай Иванович Головин отправил представление прокурорам Пермской и Новгородской области, то есть сообщил коллегам о явных судебных ошибках и просил принять меры к их исправлению. Если бы сотрудники колонии и прокурор Головин пропустили ошибки в приговорах девочек, никто бы незаконных судебных решений, скорее всего, не заметил. Сидеть бы Юле и Саше до конца срока и радоваться, что выйдут на свободу днем раньше.

После обнаружения ошибок в судебных приговорах Юли и Саши прошло два месяца. По делу Юли Зиновьевой никаких сообщений из Перми не приходило. Саша Корнеева 6-го августа получила извещение о том, что Новгородский областной суд еще 25-го июля отменил приговор и закрыл ее уголовное дело. Но освободить Сашу администрация колонии не могла. По установленному порядку судебные решения должны присылаться специальной почтой на имя начальника колонии, а постановление Новгородского суда пришло в обычном конверте и почему-то на имя самой девочки.

Неизвестно, как долго пришлось бы Саше ждать освобождения, но тут к ее делу подключились сотрудники Центра содействия реформе уголовного правосудия и Элла Памфилова, председатель Комиссии по правам человека при Президенте. Через неделю после обращений, которые были отправлены по факсу в Новгородский областной суд, в воспитательную колонию пришли все необходимые документы. И 19-го августа, через 24 дня после принятия судебного решения о прекращении уголовного дела, Саша Корнеева была освобождена. В тот же день она вместе с сопровождающим ее сотрудником колонии выехала в Москву. Вся дорога из Нового Оскола в Боровичи вместе с пересадками займет не более 2-х суток. Этапом в колонию Саша Корнеева шла месяц. Через пять пересыльных тюрем. Каждую их них Саша хорошо запомнила:

Саша Корнеева: «Я сначала сидела в Новгородской, в СИЗО, потом меня этапом на «столыпине» повезли в Ярославль. В Ярославле я была, наверное, неделю-две. В Туле я была один день. В Смоленске один день. Потом меня повезли в Воронеж. В Воронеже я тоже была где-то недели две-три, с апреля по май, где-то месяц ехала. В «столыпине» конвой нам хороший попадался. В туалет выйти, воду нам давали, нормально все было».

 

В России - всего три девичьих колонии. За двумя (в Рязани и Новом Осколе) закреплены почти все европейские регионы, за третьей, расположенной в Томске - Сибирь и Дальний Восток.

Оказавшись в колонии, большинство девочек оказываются надолго оторванными от родных мест. Их близкие, как правило, не имеют средств для дальней поездки, а это значит, что девочки остаются без положенных им свиданий, выходов в город, отпусков (для этого нужен взрослый сопровождающий). Не приезжают их встречать и в день освобождения. После долгого срока девушек ждет возвращение туда, где о них мало кто помнит, мало кто знает.

Практически все осужденные к лишению свободы девочки проходят через долгий (иногда до двух-трех месяцев) этап, это испытание не из легких и для взрослых здоровых мужчин. На вопрос нашего корреспондента, что показалось ей самым тяжелым в неволе, Саша Корнеева про этап не вспомнила. Как и большинство девочек, она считает самым тяжелым из всех тюремных испытаний - разлуку с родными, с мамой…

Саша Корнеева:«Тяжело конечно, маму, родных не видишь. Сидишь - думаешь: столько сидеть еще, вот это… А так взрослые относились ко мне как к ребенку, нормально. В камерах хорошо встречают. Вот у нас на СИЗО тоже хорошо встречают. Некоторых я знала, помогали мы, конечно, друг другу все».

 

В день освобождения Саши Корнеевой в Комиссию по правам человека пришло сообщение по делу Юли Зиновьевой: Пермская прокуратура направила свое представление по ее делу в надзорную инстанцию - президиум Пермского областного суда. Остается надеяться, что пермские судьи, в отличие от своих новгородских коллег, не будут затягивать с вынесением и исполнением судебного решения, связанного с исправлением грубейшей юридической ошибки. Мы постараемся проследить дальнейшую судьбу незаконно осужденных девочек, которым пытаются помочь правозащитники.

Подробные материалы и документы по делам Юли Зиновьевой и Саши Корнеевой можно найти в интернете, на сайте Центра содействия реформе уголовного правосудия: www.prison.org.

 

Как пишут в учебниках для будущих юристов: «по общему правилу уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления 16-летнего возраста». Лишь по 20-ти из 260 статей Особенной части кодекса уголовная ответственность наступает с 14 лет. Не обязательно даже все 20 статей помнить наизусть, важно знать об «общем правиле» и на всякий случай заглядывать в кодекс, когда имеешь дело с подростком. К прохождению и рассмотрению дел Юлии Зиновьевой и Александры Корнеевой имело отношение, по крайней мере, десятка два профессиональных юристов: следователи, судьи, прокуроры, адвокаты… Никто из них в Уголовный кодекс, по всей видимости, не заглядывал. Если даже в случае несовершеннолетних, девочек становятся возможны такие грубые судебные ошибки, какие же приговоры выносятся в остальных случаях?

 

Центр содействия реформе уголовного правосудия совместно с Уполномоченным по правам человека Саратовской области Александром Соломоновичем Ландо сейчас занимаются делом еще одной воспитанницы Новооскольской колонии. Зою М. в 2001 году приговорили к двум годам лишения свободы по статье, предусматривающей уголовную ответственность с 16 лет (девочке было 15). По инициативе Белгородской прокуратуры было начато надзорное производство. Закончилось оно для девочки печально. Саратовский суд вернул дело на стадию предварительного следствия. Потом был новый суд и новый приговор (6 лет лишения свободы) по статье, которая предусматривает уголовную ответственность с 14 лет. По новому УПК и по нормам международного права такое решение считается недопустимым. Правозащитники надеются, что им удастся добиться пересмотра второго приговора в отношении Зои М., но сделать это будет не так просто. К тому же, даже в случае успеха, Зою освободят нескоро, между тем, свой первый срок девочка отбыла в марте этого года.

 

Правозащитнику Андрею Бабушкину за два года удалось добиться смягчения приговоров (в сумме на шесть с половиной лет) для 13 новооскольских воспитанниц. Всего в Новооскольской колонии отбывают наказание 350 девочек из 40 субъектов федерации. Общее же количество осужденных к лишению свободы несовершеннолетних достигло к 1 июля 14 тысяч человек (в начале 2003 г. было 11 тысяч).

Все эти цифры и случаи говорят о том, что судебная практика в отношении несовершеннолетних нуждается в тщательном изучении и корректировке. Но, как считают правозащитники, возможности для радикального изменения положения дел с соблюдением прав детей в системе уголовного правосудия появятся только после восстановления в нашей стране специального правосудия для детей - ювенальной юстиции.

 

И в завершение сегодняшнего выпуска - еще одна запись из нашего архива: отрывок из передачи «Облака», которая вышла в эфир в конце 1992 года. Стихи заключенных читает артист театра и кино Сергей Милованов. Напомню, 13 августа этого года Сергей скончался на 55-м году жизни.

 

За праздничным столом хоть на мгновенье

Подумайте о тех, кто вдалеке,

Кто ждет как света дня освобожденья

На общем, строгом и особняке.

 

И бредим мы одной святой мечтою

Вернуться к вам, скорей увидеть вас.

И если мы чего-нибудь да стоим,

То поднимите первый тост за нас.

 

Это стихотворение из письма Владимира Александровича Пастухова.

И еще одно короткое стихотворение из письма Леонида Ивановича Петрова.

 

Светло в России от снегов,

Светло лесам, полям.

И светел радостный покров зимы,

Пришедшей к нам.

 

А снег кружит, не застит свет,

Как яблоневый ток.

Мне б отыскать любимой след

На поле без дорог.

 

Заканчивая нашу передачу, мы еще раз хотим пожелать нашим слушателям удачи и перемен к лучшему.

 

Вы слушали программу «Облака».

Вели передачу Ирина Новожилова и Сергей Милованов.

Всем привет!

Copyright © Центр содействия реформе уголовного правосудия. All rights reserved.
Использование материалов сайта без согласования с нами запрещено.
Комментарии и предложения по оформлению и содержанию сайта: sodeistvie08@gmail.com

  Rambler's Top100      

  Яндекс цитирования