Общественный Центр Содействия Реформе Уголовного Правосудия

Центр содействия реформе уголовного правосудия

 

На главную

 

О Центре :: Новости :: Проекты :: Пишите! :: Вопрос - Ответ

Карта сайта :: На главную

 
 

>>> Радиопередача "Облака"

 
 

Передача N 583

05.09.03
17.30-17.48

  • Педагоги, которые работают в школах при воспитательных колониях, утверждают, что их ученики ждут начала занятий с нетерпением, в отличие от своих сверстников на воле.

    Первое сентября в Новооскольской колонии для девочек. Только к каждой пятой воспитаннице приехали родные и близкие.

  • Незаконное лишение свободы - грубейшее нарушение неотъемлемых прав человека. По нормам международного права, каждый должен быть обеспечен эффективными средствами правовой защиты перед государственными органами или должностными лицами, которые незаконно лишили человека свободы. Но в нашей стране запустить "механизмы правовой защиты" человека, пострадавшего от правосудия, не так просто. «Дело Юли Зиновьевой не случайная судебная ошибка, по сути, это приговор всему нашему правосудию», - считает директор Пермского регионального правозащитного центра Сергей Исаев:

  • 29 августа Пермский суд отменил приговор, вынесенный Зиновьевой, но не согласился с доводами об отсутствии события преступления. Юрист Центра Елена Першакова: «На этом этапе нам важнее всего было добиться освобождения девочки и признания ее права на реабилитацию».

  • Александр Ландо добивается освобождения Зои Муравьевой (еще одной незаконно осужденной воспитанницы Новооскольской колонии): «Надеюсь на здравый смысл и на то, что справедливость восторжествует».

     

 

В эфире программа "Облака".

Это передача о заключенных, для заключенных и для всех тех, кому небезразлична их судьба.

Здравствуйте. У микрофона Ирина Новожилова.

 

Первое сентября - начало нового учебного года. Не только для школьников и студентов, но и для 50-ти тысяч осужденных к лишению свободы. По российским масштабам не так много - всего 6% от общего количества заключенных. По европейским меркам - цифра небывалая, 50 тысяч - это все тюремное население такой страны, как Франция.

Педагоги, которые работают в школах при воспитательных колониях, утверждают, что их ученики ждут начала занятий с нетерпением, в отличие от своих сверстников на воле.

В наше время большинство детей школу не очень-то любит, а после летних каникул она и вовсе покажется им тюрьмой. В серой, тягостной, однообразной арестантской жизни, где один день неотличим от другого, школа - глоток свободы. Сюда идут с радостью, а учатся с куда большей охотой, чем на воле.

И еще: сильных, талантливых педагогов-подвижников школа за решеткой привлекает сейчас больше, чем вольная школа.

 

Из сочинения Дмитрия Кодина, Брянская воспитательная колония:

«Наша школа ничем не хуже вольной: цветы, чистые парты, стенды. Но главное для нас в школе - это учителя. Они понимают, что многого мы не знаем, помогают наверстать упущенное. Никто здесь на тебя голос не повышает.

Здесь я понял, что у меня есть способности, почувствовал даже гордость: да, я могу учиться хорошо. Если бы на воле у меня были такие учителя, может быть, я и не попал бы сюда».

Удивительно, что такого внимания и заботы дети в своих прежних школах - на воле - не ощущали. И не только в школах.

Накануне первого сентября в Новооскольской колонии, как и в большинстве воспитательных колоний, прошла родительская конференция - что-то вроде дня открытых дверей для родных и близких воспитанниц. Девочек в колонии - 340. В гости приехало чуть больше шестидесяти человек. Не так мало, если учесть, что 28 воспитанниц - сироты, еще столько же - социальные сироты. Для большинства семей девочек Новый Оскол (это Белгородская область) - «места отдаленные», сами семьи - бедные или бедствующие, расходы на дорогу - непомерные. А надо еще и передачу собрать, без этого в тюрьму ездить в России не принято. Вот и получается, что приезжают, в лучшем случае, к каждой пятой девочке. Поэтому 1-го сентября администрация колонии обязательно делает еще один, общий праздник для всех воспитанниц.

Вот что рассказала по телефону нашему корреспонденту Евгению Кузнецову начальник отдела по воспитательной работе Новооскольской колонии Светлана Ивановна Кирносова:

Светлана Ивановна Кирносова:«Первого сентября в Новооскольской воспитательной колонии традиционно проводится торжественная линейка, посвященная началу учебного года, на которой присутствуют все сотрудники и девочки. В этот же день шесть воспитанниц, которые занимаются в кружке духовного песнопения, посетили Святохолковский монастырь, который находится в соседнем районе, где совершал богослужение Высокопреосвященный Владыка Иоанн. У него был день рождения, и наши воспитанницы поздравили его песнопением на духовную тему. Все остались довольны. Девчонки посетили священные места. Естественно, это надолго запомнится».

Помимо родительской конференции, в Новооскольской колонии в последние дни августа произошло еще одно событие, взволновавшее воспитанниц и сотрудников. 19 августа была освобождена от наказания «подчистую» - с отменой приговора и прекращением уголовного дела - Саша Корнеева из Боровичей Новгородской области. Через десять дней, 29 августа, в колонию пришло сообщение о том, что принято решение о точно таком же освобождении Юли Зиновьевой из Соликамска Пермской области. Официальный текст судебного постановления отправлен из Перми в колонию фельдсвязью 1-го сентября…

 

Во Всеобщей декларация прав человека, пактах, конвенциях, правилах, разработанных на ее основе, слово свобода встречается чаще всех других слов. И это понятно: свобода является главной ценностью человеческой жизни после самой жизни. «Каждый человек имеет право на жизнь, свободу и личную безопасность», - говорится в статье третьей Всеобщей декларации прав человека. Незаконное лишение свободы считается одним из грубейших нарушений неотъемлемых прав человека. Каждый должен быть обеспечен эффективными средствами правовой защиты перед государственными органами или должностными лицами, которые незаконно лишили человека свободы. После выявления ошибки должны приниматься самые срочные меры для освобождения заключенного и эффективного восстановления его в правах, реабилитации и компенсации ущерба компетентными судами. Такова, вкратце, суть норм международного права, касающихся случаев незаконного лишения свободы.

Все сказанное имеет самое непосредственное отношение к истории, случившейся с Сашей Корнеевой и Юлей Зиновьевой. Обе девочки были приговорены к лишению свободы за деяния, совершенные ими до наступления возраста уголовной ответственности. Это очевидный случай незаконности судебного решения. Под стражу Саша и Юля были взяты в зале суда в конце марта этого года. В начале июня девочки прибыли в Новооскольскую воспитательную колонию, где судебную ошибку практически сразу обнаружили. Уже 17-го июня прокурор, надзирающий за соблюдением законности в исправительных учреждениях Белгородской области, направил «представления» на каждую из девочек прокурорам Пермской и Новгородской области.

Можно, конечно, посетовать на то, что элементарную судебную ошибку так долго не замечали многочисленные должностные лица в различных инстанциях и учреждениях: ведь девочки прошли пять пересыльных тюрем. Но можно и порадоваться, что хотя бы через два месяца ее все-таки обнаружили. Главное сделано, и, казалось, теперь все должно разрешиться скоро и по справедливости, как этого требует международное право и российские законы. Но не тут-то было, понадобилось еще два с лишним месяца, пока девочек освободили. И не факт, что обошлось бы только этими двумя месяцами, если бы к делу Юли и Саши не подключились правозащитники.

В августовских выпусках «Облаков» мы рассказывали о судебной волоките, устроенной Новгородским судом по делу Саши Корнеевой, о новых ошибках, которые оказались в постановлении об отмене вынесенного ей незаконного приговора. С обращениями ускорить освобождение Корнеевой в Новгородский областной суд обращались сотрудники колонии, директор Центра содействия реформе уголовного правосудия Валерий Абрамкин, председатель Комиссии по правам человека при Президенте РФ Элла Александровна Памфилова. Но только 19 августа, на 24-й день после вынесения постановления об отмене приговора, Саша вышла на свободу.

 

История с освобождением Юлии Зиновьевой была еще более запутанной и затянутой, чем в случае с Сашей. Оказалось, что представление, отправленное Валуйским прокурором Головиным в Пермь, потерялось. Это выяснили сотрудники Пермского регионального правозащитного центра. Рассказывает директор Центра Сергей Исаев:

Сергей Исаев:«О Юле и ее печальной участи нам сообщил Валерий Федорович Абрамкин, который вскоре передал нам и документы, которыми он располагал на этот момент, в подтверждение своего мнения о необходимости скорейшего освобождения ее как незаконно осужденной. В этот же день я говорил с дежурным прокурором областной прокуратуры, с которым разговор не очень получился. Поэтому я позвонил прокурору по надзору, с которым знаком лично, и он отреагировал нормально на мою просьбу посмотреть, не поступало ли предписание Валуйского прокурора в отношении Юлии Зиновьевой. На следующий день он перезвонил мне и сказал, что навел справки, отметка о поступлении предписания не стоит, оно не поступало, тем не менее, на дело посмотрели и находят основания для представления в порядке надзора. Правда, сам Прокурор по надзору через несколько дней уходил в отпуск, а поэтому тревога за то, как скоро областная Прокуратура принесет это предписание, подвигла меня на то, чтобы обратиться с обращением в Прокуратуру области».

 

Запустить «механизмы правовой защиты» человека, пострадавшего от правосудия, в нашей стране не так просто. Это раньше подать надзорную жалобу мог любой человек, не говоря уже о правозащитнике. По новому Уголовно-процессуальному кодексу такого права не имеет даже федеральный Уполномоченный по правам человека. Помимо прокурора и потерпевшего, право на подачу надзорной жалобы имеют: сам осужденный, его законный представитель или их защитник. На помощь профессионального адвоката могут рассчитывать только люди состоятельные. Да и деньги не всегда помогают: квалифицированного адвоката найти можно, попробуйте отыскать добросовестного.

У Пермского регионального правозащитного центра есть отделения в различных городах области, в том числе и в Соликамске, где живет мама Юли Зиновьевой. Продолжает Сергей Исаев:

Сергей Исаев:«Мы при помощи соликамских правозащитников постарались поговорить с мамой Юлии Ларисой Викторовной и продублировать эту работу, написав надзорную жалобу теперь уже от законного представителя Юлии, от ее мамы. Что и было очень скоро сделано соликамскими правозащитниками по нашему тексту. Правда, здесь случилась заминка, потому что у Ларисы Викторовны не было с собой приговора суда. Обратившись в соликамский городской суд, они узнали, что дело запрошено областной Прокуратурой и находится там. Поэтому надзорную жалобу, которая ей, тем не менее, была выслана, с теми материалами, которые у нее были, но их было недостаточно - эту надзорную жалобу не приняли к производству в областном суде. Представление областная Прокуратура принесла 19-го августа, на 29-е августа был назначен Президиум областного суда, который должен был это надзорное представление рассмотреть».

 

От Соликамска до Перми - дорога неблизкая: шесть часов на поезде. Но пермские правозащитники сделали все возможное, чтобы на заседание Президиума Пермского областного суда по делу Юли Зиновьевой приехала ее мама - Лариса Викторовна. В сложившейся ситуации только она, по закону, была, что называется, «процессуальной фигурой» и имела возможность оказать хоть какое-то влияние на исход дела. В представлении прокурора речь шла об отмене приговора по причине отсутствия «состава преступления» (недостижение возраста уголовной ответственности). Но, как считает директор Пермского регионального правозащитного центра Сергей Исаев, в действиях Юли не было и «события преступления»:

Сергей Исаев: «28-го августа мы пригласили Ларису Викторовну Зиновьеву к нам с тем, чтобы с ней побеседовать, чтобы сопровождать ее в судебном заседании. И с тем, чтобы подготовить ходатайство, которое, с нашей точки зрения, было просто необходимо. Дело в том, что нам представлялось важным решить вопрос о реабилитации Юлии. Чтобы это решение провозгласил Президиум областного суда. Но вопрос с точки зрения законодателя был совсем не простым. Поэтому для того, чтобы все прошло без сучка и задоринки, мы постарались сформулировать вопрос о реабилитирующих основаниях, о прекращении производства по Юлии. С нашей точки зрения, таким основанием была безусловная самооборона».

 

Из текста самого приговора соликамского суда следует, что Зиновьеву насильно удерживали в чужой квартире четверо подростков более старшего возраста, истязали и издевались над ней. Когда она пыталась вырваться, схватив кухонный нож, ее ударили по голове деревянным брусом.

О состоянии, в котором находилась в этот момент сама Юля, можно получить некоторое представление из ее короткого рассказа, записанного нашим корреспондентом в Новооскольской колонии:

Юля Зиновьева:«…довели меня до такого, я уже сидела ревела…Оставьте, говорю, меня в покое, они так и не оставляли… Потом взяла нож, говорю - уйдите, я стала бегать по квартире, искать одежду, но не могла ее найти, мысль у меня была такая, чтобы взять одежду и уйти, чтобы меня не трогали… Потом этот вот Гера взял брусок и мне прямо по голове ударил, у меня аж вся голова потемнела…И у меня, видимо, то ли злость, то ли что… Я пошла на него… и вот не помню этого момента… Потом он ушел в комнату, я бросила этот нож, прижалась к стенке, села, сидела ревела. Меня всю трясло. Потом он еще пришел, лег у меня в ногах, я уже кровь увидела, закричала: «Вызывайте скорую!» Скорую вызвали, начали кровь останавливать, тут принесли полотенце, начали зажимать рану. Скорая приехала, его забрали. Потом приехала милиция, я сама все рассказала, меня забрали в участок».

 

Президиум Пермского областного суда в своем решении от 29 августа отсутствие события преступления в действиях Юли Зиновьевой не признал. Но, как считает юрист Пермского регионального правозащитного центра Елена Першакова, на этом этапе рассмотрения дела важно было добиться освобождения девочки и признания ее права на реабилитацию:

Елена Першакова: «Президиум Пермского областного суда принял решение об отмене судебных решений. Уголовное дело прекращено. Принято решение об освобождении осужденной девочки. Особенно важно: Президиум Пермского областного суда признал за ней право на реабилитацию, которое включает в себя право на возмещение имущественного вреда, устранение последствий морального вреда, восстановление также иных прав, которых она была лишена в связи с незаконным осуждением».

 

Следует отметить, что в совершенно аналогичном случае (по делу Саши Корнеевой) Новгородский областной суд, отменив незаконный приговор, права на реабилитацию за девочкой не признал.

 

Директор Пермского регионального правозащитного центра Сергей Исаев считает, что дело Юли Зиновьевой нельзя сводить только к случайной судебной ошибке. По сути, вся эта история - приговор нашему правосудию:

Сергей Исаев:«Ситуация с Юлией действительно дикая. По другому ее, видимо, не назовешь. Из беседы с Ларисой Викторовной Зиновьевой я понял, что система правосудия - это конкретные люди: это следователь милиции, который должен был прекратить производство по делу и не сделал этого, это прокурор, который подписывал обвинительное заключение и должен был прекратить производство по делу, но не сделал этого, первый адвокат Юлии, который обещал прекратить производство по делу за 4 тысячи рублей, но мама не смогла их заплатить и адвокат не сделал этого, второй адвокат, в суде, которая требовала 3 тысячи рублей, которая, видимо, не ознакомилась с делом и читала по листку, переданному Ларисой Викторовной, и тоже ничего не сделала. Это, в конце концов, государственный обвинитель, который представлял государственное обвинение в суде, который, видимо, тоже был очень слабо знаком с делом. Ну и наконец человек, который прежде всего должен знакомиться с делом - это судья, ибо он и назначает наказание… Посмотрите, какая череда людей, из которых и состоит наше уголовное правосудие. Которые проявили, мягко сказать, халатность».

 

Как мы уже говорили, постановление об отмене приговора Юлии Зиновьевой отправлено фельдсвязью в Новооскольскую колонию 1 сентября. В колонии его должны получить через два-три дня. Юля и сотрудники колонии об этом извещены. Говорят, что девочка, ее подруги, воспитатели и радуются, и плачут.

И Юля сейчас думает не о том, что уже произошло, а о том, как она будет жить на свободе. Вот что сказала Юля нашему корреспонденту Евгению Кузнецову по телефону из Новооскольской колонии:

Юля Зиновьева:«Когда я освобожусь, мне хотелось больше сюда никогда не попадать, конечно. Потому что здесь не скажешь, что плохо, но ничего хорошего в этом не вижу. Лучше всегда быть дома, с родными, близкими. Приеду я домой, закончу школу, буду помогать маме. Потом устроюсь на работу, буду работать, создам семью, буду себя хорошо вести. За это время, проведенное в местах лишения свободы, я многое что поняла, что не могла понять на воле».

В тот же день, когда Пермский суд отменил приговор Юлии Зиновьевой, стало известно, что Уполномоченный по правам человека Саратовской области Александр Соломонович Ландо обратился в областной суд с ходатайством о пересмотре приговора еще одной незаконно осужденной воспитанницы Новооскольской колонии Зои Муравьевой. Небольшой отрывок из интервью, которое наш корреспондент взял у Александра Соломоновича по телефону:

Александр Ландо:«Я в данной ситуации обратился к Председателю Саратовского областного суда, поддержав жалобу законного представителя Зои Муравьевой - ее мамы, с просьбой пересмотреть это дело в порядке надзора, приложив полное свое обоснование такого вывода, сделанного на основе всех доказательств, которые мною были изучены, всех документов и судебных решений, которыми я располагаю. Надеюсь на здравый смысл и на то, что справедливость в данном случае восторжествует».

 

Мы продолжаем следить за судьбами трех незаконно осужденных воспитанниц Новооскольской колонии. О том, как развивались события дальше, комментарии юристов и правозащитников слушайте в следующих выпусках нашей передачи.

 

Вы слушали программу “Облака”.

Всем привет.

 

Copyright © Центр содействия реформе уголовного правосудия. All rights reserved.
Использование материалов сайта без согласования с нами запрещено.
Комментарии и предложения по оформлению и содержанию сайта: sodeistvie08@gmail.com

  Rambler's Top100      

  Яндекс цитирования