Общественный Центр Содействия Реформе Уголовного Правосудия

Центр содействия реформе уголовного правосудия

 

На главную

 

О Центре :: Новости :: Проекты :: Пишите! :: Вопрос - Ответ

Карта сайта :: На главную

 
 

>>> Радиопередача "Облака"

 
 

Передача N 585

19.09.03
17.30-17.48.

  • Международное право о необходимости использования разных подходов к взрослым и несовершеннолетним правонарушителям.

  • В Пензе прошел Круглый стол по проблемам социального сопровождения несовершеннолетних заключенных. Его цель - привлечь пензенские государственные службы и неправительственные организации к участию в судьбе своих малолетних узников, отправляемых в Воронежскую (мальчики) и Белгородскую (девочки) области. Подростков, которым надо помогать с возвращением в нормальную жизнь - должно стать меньше.

  • Выявленные судебные ошибки в приговорах новооскольских воспитанниц - это капля в море судебного произвола. Люди, угодившие в сети уголовного правосудия, часто становятся жертвами бессовестных адвокатов и их «коллег» из следственно-судейского корпуса.

    § Саратовский областной суд приступил к проверке уголовного дела еще одной воспитанницы Новооскольской колонии - Зои Муравьевой. Срок по первому (незаконному) приговору у Зои давно истек. «Второй приговор по делу Муравьевой - был попыткой судей и прокуроров защитить честь мундира, все вынесенные по делу Муравьевой судебные решения должны быть отменены», - считает Александр Ландо

  • Дни, проведенные в ожидании исполнения судебного решения об освобождении, были для Юли Зиновьевой самыми тяжелыми в неволе. Судьи должны помнить, что от их ошибок страдают люди, - сказала Юля нашему корреспонденту после освобождения.

  • Судьбы заточенных в темницу и казненных Апостолов - напоминание о несовершенстве человеческих и судейских установлений.

 

В эфире программа "Облака".

Это передача о заключенных, для заключенных и для всех тех, кому небезразлична их судьба.

Здравствуйте. У микрофона Ирина Новожилова.

 

Международное право предусматривает разные подходы в отношении взрослых и несовершеннолетних правонарушителей. В случае несовершеннолетнего более важной считается задача его возвращения в общество, а не задача наказания или исправления. И здесь дело не в какой-то снисходительности к юному правонарушителю, а в необходимости учитывать особенности возрастного периода, который связан с ускоренным развитием всех сил и способностей человека. Исследования, проведенные в разных странах, показали, что до 80% молодых людей совершают, по крайней мере, одно правонарушение, которое остается невыявленным, нераскрытым. Но это чаще всего не мешает человеку впоследствии стать законопослушным гражданином, добиться успеха в жизни, в профессиональной деятельности, в творчестве. В случае же, когда ребенок оказывается привлеченным к уголовной ответственности или, хуже того, попадает в тюрьму, шансов на его благополучное будущее становится меньше.

Последствия пребывания в местах лишения свободы для подростка оказываются более губительными, чем для взрослого. Поэтому в международных правовых документах говорится о необходимости использовать «все возможные общественные и государственные ресурсы для социальной интеграции несовершеннолетнего заключенного, создания максимально благоприятных возможностей для его развития и самореализации».

 

16-17 сентября в пансионате «Чистые пруды» под Пензой прошел Круглый стол по проблемам социального сопровождения несовершеннолетних осужденных. Проблема возвращения оступившегося подростка в нормальную жизнь для нашей страны весьма актуальна: Россия занимает одно из первых мест в мире по относительному количеству заключенных. И взрослых, и несовершеннолетних. По степени безразличия государства и жестокости общества к своим малолетним узникам мы, наверное, тоже заняли бы одно из первых мест в мире, если бы подобные международные сравнения проводились. Как говорят сотрудники воспитательных колоний: «Дети приходят к нам ниоткуда и уходят в никуда. Получается, что кроме нас они никому не нужны».

В особенно тяжелом положении оказываются несовершеннолетние заключенные из тех регионов, в которых воспитательных колоний нет. Пензенская область относится именно к таким регионам: приговоренных к лишению свободы девочек отправляют в Новооскольскую воспитательную колонию Белгородской области, а мальчиков - в Бобровскую колонию Воронежской области. Никакого участия в судьбе своих малолетних узников пензенские государственные службы и неправительственные организации до недавнего времени не принимали. Хотя узников этих не так много: девочек сейчас всего шесть, а мальчиков - чуть больше 40.

Инициатива проведения Круглого стола принадлежит администрации Пензенской области и московским неправительственным организациям: Международной тюремной реформе и Центру содействия реформе уголовного правосудия. В последний год эти организации провели несколько семинаров по организации непрерывного социального сопровождения несовершеннолетних заключенных. Одно из совещаний прошло в Администрации Президента в марте этого года. На нем шла речь и о том, что мальчики и девочки из других регионов находятся в чужих воспитательных колониях в состоянии совершенной заброшенности и оставленности.

Рассказывает директор Центра содействия реформе уголовного правосудия, член Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации Валерий Абрамкин:

Валерий Абрамкин: «Конечно, сами сотрудники колоний разницы особой между своими и чужими воспитанниками не делают, по мере сил и возможностей стараются помочь всем. Но со своими им проще: местный чиновник доступнее, расшевелить и усовестить его легче. Дальние чиновники живут по принципу «с глаз долой - из сердца вон».

Своих родственников дети из других регионов почти не видят: поездка на дальнее свидание не всем сейчас по карману, письма тоже многие подростки не получают, сами пишут домой редко - не у всех есть деньги даже на конверт.

Так вот, ни одному губернатору или региональному Уполномоченному по правам человека, по правам ребенка не приходит в голову оформить для своих же подростков хотя бы одну подписку на областную газету, не говорю уже про конверт, бланк для паспорта или кусок мыла…

И в Пензу мы приехали не только для дискуссий, но и для решения практической задачи - помочь договориться между собой руководству Новооскольской и Бобровской колоний с государственными службами и организациями Пензенской области, договориться о конкретных формах сотрудничества, о помощи детям и их семьям. Например, об автобусе или машине для родственников, которые готовы навещать своих детей. Хотя бы два-три раза в год. На машине от Пензы до Бобровской или Нового Оскола дорога недолгая, а на поезде приходится ехать больше суток из-за пересадок. Но и может быть, с этими автобусами и пензенское начальство начнет в колонии заглядывать».

 

Кроме проблем и предложений правозащитники привезли в подарок жителям Пензенской области выставку «Человек и тюрьма». Этот вариант выставки отличается от основного и передвижного вариантов, «путешествующих» по разным городам регионов уже пятый год. Кроме общероссийских проблем уголовного правосудия и наказания, выставка представляет «тюремную историю» и нынешний день тюрем и колоний Пензенской области.

Своими впечатлениями о выставке делится по телефону Лариса Юрьевна Рябихина, член Правительства Пензенской области:

Лариса Юрьевна Рябихина: «Мне хочется поблагодарить за прекрасную выставку, которая организована в рамках проведения семинара - «Человек и тюрьма». Очень большая работа была проведена на территории Пензенской области, и было собрано масса материалов и очень много информации, которая, к сожалению, для многих жителей Пензенской области, была закрыта. На сегодня она обнародована, и есть уникальная возможность каждому жителю города, области, взрослым и детям ознакомиться с материалами этой выставки и понять всю важность той проблемы, которой мы сегодня коснулись на семинаре».

 

Наш корреспондент Евгений Кузнецов взял интервью по телефону у одного из участников круглого стола Светланы Петровны Кудиновой, заместителя министра образования Пензенской области:

Светлана Петровна Кудинова: «Я очень надеюсь на то, что все выступления, все размышления, все наши дискуссии помогут нам, прежде всего взрослым, определить меру ответственности перед подростком, для того, чтобы сделать все возможное, чтобы ребенок, пройдя все круги ада, попав в колонию для несовершеннолетних, по возвращению понял и меру своей ответственности, но и понял, что он на этой земле не одинок, что есть взрослые, которые на сегодня готовы ему помочь, есть государство, которое его любит, понимает, а главное - принимает его таким, которым он есть.

 

Круг проблем, обсуждаемых в Пензе, был скорректирован при подготовке и проведении Круглого стола. Организаторы круглого стола сочли необходимым больше внимания и времени посвятить проблемам правового сопровождения подростков, угодивших в сети уголовного правосудия, приговоренных к наказаниям, не связанным с лишением свободы, анализу судебной практики по делам несовершеннолетних. У микрофона директор Центра содействия реформе уголовного правосудия Валерий Абрамкин:

Валерий Абрамкин: ««Облака» и другие средства массовой информации в последнее время довольно подробно рассказывали об истории трех девочек, которые оказались в Новооскольской колонии по незаконным судебным решениям. Подобных судебных ошибок (по России это, наверное, не десятки, а тысячи безвинно посаженых людей) можно было бы избежать, если бы подросткам оказывалась элементарная правовая помощь. Но правосудие пока остается недоступным для подавляющей части российских граждан. Речь идет не только о бедных и бедствующих группах населения. Даже люди, относящиеся к среднему классу, сейчас легко могут стать жертвами бессовестных адвокатов, которые иногда вместе с другими коллегами своими - «юристами» просто разоряют своих клиентов.

К сожалению, у нас не было возможности посмотреть дела всех новооскольских воспитанниц и мы пока занимались судьбами только девочек. Но видимо, эти дела просматривать там, откуда девочки и мальчики уходят этапом в другие регионы. Я думаю, что и сотрудникам СИЗО это будет по силам, если бы они наладили сотрудничество с юридическими факультетами вузов и колледжей, с государственными и независимыми правозащитниками и другими службами. Тогда и тех, кому надо помогать с возвращением в нормальную жизнь, станет меньше. В частности и в Пензенской области их станет меньше».

 

В прошлых выпусках «Облаков» мы рассказывали вам, уважаемые слушатели, историю девочек, оказавшихся в Новооскольской воспитательной колонии по незаконным приговорам. Незаконность двух приговоров уже установлена в судебном порядке, девочки освобождены. Это произошло через пять месяцев после того, как они оказались в тюрьме. В обоих случаях исполнение судебных решений затянулось из-за судебной волокиты. Юлю Зиновьеву из Пермской области освободили на 12-й день после вынесения постановления об отмене приговора, Сашу Корнееву из Новгородской области освободили на 24-й.

В конце августа Саратовский областной суд приступил к проверке уголовного дела еще одной воспитанницы Новооскольской колонии - Зои Муравьевой. Надзорную жалобу матери Зои поддерживает Уполномоченный по правам человека в Саратовской области Александр Ландо. По закону судья областного суда, которому поручена проверка дела, в течение месяца должен вынести одно из двух возможных решений. Он может либо отказать в удовлетворении надзорной жалобы, либо возбудить надзорное производство и направить жалобу в Президиум Саратовского областного суда. Свое решение по жалобе Президиум должен вынести в течение следующих 15-ти дней. Как сообщил нашему корреспонденту Александр Соломонович Ландо, в случае отрицательного решения в этой надзорной инстанции, он будет добиваться отмены в Верховном Суде Российской Федерации.

Вкратце напомним суть дела Зои Муравьевой. В июле 2001 года Зою приговорили к двум годам лишения свободы по статье, предусматривающей уголовную ответственность с 16 лет (а девочке было 15). Ошибка была обнаружена в Новооскольской колонии, Белгородская прокуратура направила представление Саратовской прокуратуре. Потом началось надзорное производство и закончилось оно для девочки печально. Президиум Саратовского областного суда по протесту областного прокурора вернул дело на стадию предварительного следствия. Потом был новый суд и новый приговор по статье, которая предусматривает уголовную ответственность с 14 лет - это шесть лет лишения свободы вместо прежних двух. Старый Уголовно-процессуальный кодекс, действовавший в то время, такой поворот, ухудшающий положение осужденного, допускал. В то же время, вынесение второго приговора противоречит, и тогда противоречило, нормам международного права: нельзя судить человека за деяние, за которое он уже один раз был осужден, если это ухудшает его положение. Это один из доводов, который Александр Соломонович Ландо приводит в своем представлении, направленном в областной суд. Кроме того, Уполномоченный по правам человека в Саратовской области считает, что есть и другие основания считать, что все вынесенные по делу Муравьевой судебные постановления являются незаконными и подлежат отмене.

В эксклюзивном интервью нашей передаче Александр Соломонович, в частности, сказал:

Александр Ландо: «Я посчитал возможным и необходимым обратиться к Председателю саратовского областного суда с своим ходатайством, приложенным к жалобе законного представителя мамы этой девочки. И в письме я полностью изложил все доводы, очень подробно, с ссылками на все доказательства, которые имеются в деле, с просьбой истребовать это дело, принести представление и пересмотреть это дело в пользу девочки. Первая часть пути пройдена, дело истребовано. Сейчас оно изучается судьей, будем ждать дальнейшего решения».

 

Далее Александр Соломонович Ландо сказал:

 

Александр Ландо: «В данном случае стал действовать уже стереотип и защита своего мундира. Надо кому-то было отвечать за то, что она год просидела в местах лишения свободы незаконно. Поэтому переквалифицировали ее действия и второй раз уже судили и дали 6 лет лишения свободы.

Тот обвинительный уклон, который к сожалению, еще у нас присутствует в сознании судебных работников, я уж не говорю о прокурорских и следственных работниках - к сожалению, всегда он был. Но вот суды, когда продолжают входить в положение обвинителей, в положение прокуратуры… - вот это никуда не годится».

 

Срок по первому приговору (это два года лишения свободы) у Зои Муравьевой закончился в марте этого года. Правозащитники уверены, что, в конце концов, им удастся добиться освобождения Зои Муравьевой. Но пока только от российских судей зависит, сколько еще дней, недель, месяцев, лет придется ей оставаться в местах лишения свободы...

 

Здесь каждый день похож на предыдущий:

подъем, зарядка, завтрак и работа…

потом обед, развод, проверка, плац…

На полчаса, на час включают телевизор -

туманное окошко в мир.

Потом отбой.

Все дни сливаются

в один тоскливый, бесконечный день.

Одна мечта: скорей бы срок кончался.

И страшно думать: будет ли, придет свобода?…

Это был отрывок из сочинения Александра К., Можайская воспитательная колония.

 

О положительном решении Президиума Пермского областного суда по своему делу Юля Зиновьева узнала 29 августа. Извещение об освобождении и праве на реабилитацию пришло в Новооскольскую колонию заказным письмом 10 сентября. В тот же день ее освободили. Сотрудники колонии сделали все возможное, чтобы Юля смогла выехать из Нового Оскола в Москву ближайшим поездом. Последние дни в колонии Юле особенно запомнились:

Юля Зиновьева: «Мне эти две недели прошли как два года, точно. Вроде отсидела 5 месяцев, а для меня это так показалось долго. Я даже не представляю: у кого большие срока, как они сидят, как они ждут своего дня освобождения, к чему-то стремятся, пытаются чего-то добиться, у них это не получается. Никому не советую попасть туда, честное слово. Там вроде и кажется, что легко, а на самом деле это очень тяжело и страшно. Это останется на всю жизнь».

 

Что бы ты хотела пожелать судьям, прокурорам, адвокатам - людям, которые решали твою судьбу и будут решать судьбы других подростков? - спросил у Юли наш корреспондент на следующий день после освобождения.

Юля Зиновьева: «Я бы им хотела сказать, чтобы они больше не ошибались так, так как судьбы людей - это все же не так просто. Они же все-таки сидят, страдают от этого. Они решили и сидят себе спокойно, а те люди, которых осудили неправильно, они сидят и страдают, не зная то, что правильно их осудили или неправильно».

 

Надо сказать, что подростки плохо понимают, что с ними происходит во время следствия, суда и приговора. Даже в случаях очевидных судебных ошибок и несправедливостей они ни в чем казенных людей не винят. Пишут, что виноваты сами, что не слушались маму, что так сложилась их судьба.

 

И еще один отрывок из интервью, которое мы взяли у директора Центра содействия реформе уголовного правосудия Валерия Абрамкина накануне Круглого стола по проблемам социального сопровождения несовершеннолетних осужденных. Напомню, он прошел 16-17 сентября в пансионате «Чистые пруды» под Пензой:

Валерий Абрамкин: «Среди российских арестантов бытует устойчивое представление о том, что справедливые приговоры может выносить только тот судья, который сам хотя бы недолгое время был узником. Возможно, в истоках подобных представлений лежит христианская традиция отношения к узнику - человеку, признанному преступником судом мирским.

Напомню, что большинство апостолов были узниками, некоторые попадали в темницу несколько раз, и по нынешним представлениям могли бы признаваться особо опасными рецидивистами. Десять из 12 апостолов были подвергнуты самым тяжким уголовным наказаниям, существовавшим в то время: распятию на Кресте, отсечению головы, сдиранию кожи.

Возможно, в судьбах апостолов есть некая подсказка - напоминание о несовершенстве мирских и, в частности, судейских установлений. Напоминание о том, что суд человеческий был неправеден даже к Спасителю и его ученикам. Хорошо бы помнить об этом не только судьям, но и всем нам. Особенно, когда речь идет о наказании детей».

 

Вы слушали программу «Облака».

Всем привет!

Copyright © Центр содействия реформе уголовного правосудия. All rights reserved.
Использование материалов сайта без согласования с нами запрещено.
Комментарии и предложения по оформлению и содержанию сайта: sodeistvie08@gmail.com

  Rambler's Top100      

  Яндекс цитирования