Общественный Центр Содействия Реформе Уголовного Правосудия

Центр содействия реформе уголовного правосудия

 

На главную

 

О Центре :: Новости :: Проекты :: Пишите! :: Вопрос - Ответ

Карта сайта :: На главную

 
 

>>> Радиопередача "Облака"

 
 

Передача N 604

30.01.2004
17.30-17.48.

  • После вступления 11 декабря 2003 г. в действие поправок в УК, согласно принципу обратной силы смягчающего закона, 300 из 400 девочек из Новооскольской колонии могут расcчитывать на смягчение приговора.

  • В рамках акции "Рождество за решеткой" Центром содействия реформе уголовного правосудия издано несколько брошюр и буклетов с текстами новых законов о поправках в УК и комментариями.

  • Незаконное судебное решение - в отношении Ксении Блиновой, осужденной за кражу люстры и двух плафонов. И еще о двух судебных решениях: за кражу семи рельс с территории склада - Татьяна Ш. и за кражу одежды и зажигалки - Наташа Д. отбывают сроки лишения свободы в колонии.

  • Комментарий Валерия Абрамкина. "Милиции, прокуратуре, судам гораздо проще демонстрировать свои успехи в борьбе с преступностью на слабых и беззащитных, на детях."

  • Кольская ассоциация женщин-юристов призывает правозащитные организации объединить усилия для мониторинга нарушений, которые они предвидят в связи с большим потоком дел после принятия поправок в УК и плохой подготовкой судов к их рассмотрению.

 

В эфире программа "Облака".

Это передача о заключенных, для заключенных и для всех тех, кому небезразлична их судьба.

Здравствуйте. У микрофона Ирина Новожилова.

 

"Самый хороший и самый плохой день в моей жизни". Такой была тема сочинений, которые писали девочки Новооскольской колонии 21 января, в рамках акции "Рождество за решеткой".

"Самый счастливый день в моей жизни будет тогда, когда в моем доме, в моей семье наступит мир и согласие… И вечное, вечное счастье…" Так написала в своем сочинении Катя Морозова.

Большинство воспитанниц Новооскольской колонии считают, что самый счастливый день в их жизни - впереди. Это день освобождения, день встречи с человеком, которого они полюбят с первого взгляда и на всю жизнь. День, когда у них родится сын или дочь от любимого.

Правда, так думают не все.

"Самый счастливый день в моей жизни уже был, - написала Таня Колдомова, - это день, когда родилась моя племянница Настена. Вернее, когда ее принесли из роддома. Настена, не отрываясь, смотрела на нас с сестрой. И вы не поверите - улыбалась. Почему-то говорят: только что родившиеся дети улыбаться не умеют. Настена умела. Выворачиваясь из пеленки, она тянула свои маленькие ручонки к нам, что-то бормотала и улыбалась…"

"В колонии мне нравится, - пишет Аня К., - жить здесь легче, чем на воле, мы одеты и не голодаем… А на воле меня никто не ждет, мама пьет и даже писем не пишет. Что происходит дома - я не знаю, да и дома, наверное, никакого нет - его, скорее всего, продали.

Все самые счастливые дни моей жизни остались в прошлом. В том счастливом времени были живы люди, которые меня любили: бабушка, дедушка и Вячеслав. Любили они меня ни за что, такую, какая есть, но все это я только сейчас понимаю, а тогда не замечала и жила, как мне хотелось. Слава вернул меня в нормальную жизнь. Я тогда скиталась и бродяжничала. Он переживал за меня, любил и никогда не давал в обиду.

Повесился Слава в Пермской тюрьме.

И какие могут быть счастливые дни дальше…

Недавно пришло письмо от мамы Вячеслава. Она пишет: "Я жду тебя и люблю, дверь нашего дома для тебя всегда открыта…".

 

В декабре, после вступления в силу федерального закона № 162 ("О внесении изменений и дополнений в УК РФ"), сотрудники спецчасти Новооскольской колонии начали проверку дел воспитанниц. По мнению сотрудников спецчасти, обратная сила смягчающего закона в той или иной степени отразится на приговорах 300 из 400 девочек. Самая большая группа (примерно 200 воспитанниц) это те, у кого раньше наступит время, когда они получают право на условно-досрочное освобождение - УДО. Раньше подростки, совершившие тяжкие преступления, могли были быть освобождены судом после половины отбытого срока, теперь достаточно отбыть одну треть. Примерно у 40 девочек, в частности, осужденных по статье 162-й (разбой), изменится категория преступления: с особо тяжкого на тяжкое. И они также могут рассчитывать (при хорошей характеристике, конечно) на УДО после отбытия одной трети срока наказания, назначенного судом. У четверти воспитанниц (это 100 девочек), возможно, будут пересмотрены приговоры с отменой наказания или снижением срока лишения свободы. Уже подготовлены и переданы в суд приговоры, дела и ходатайства 18 воспитанниц. Они должны быть рассмотрены в конце этого - начале следующего месяца.

К сожалению, пока никаких официальных рекомендаций и разъяснений по принятым федеральным законам в исправительные учреждения не поступало. В рамках акции "Рождество за решеткой" Центром содействия реформе уголовного правосудия издано несколько брошюр и буклетов с текстами законов и комментариями. Возможно, они помогут ускорить подготовку и рассмотрение дел осужденных, на которых распространяется обратная сила смягчающего закона. У микрофона директор Центра Валерий Абрамкин, недавно побывавший в Новооскольской колонии.

Валерий Абрамкин: "В первую очередь сотрудники Новооскольской колонии направили в суд дела воспитанниц, осужденных за преступления небольшой тяжести впервые в возрасте до 18 лет и преступления небольшой или средней тяжести впервые в возрасте до 16 лет. Напомню, что по новой редакции УК таким подросткам наказание в виде лишения свободы (даже условное) назначено быть не может. И если они оказались в заключении, их должны освобождать от наказания в виде лишения свободы.

Кажется, можно только порадоваться за воспитанниц Нововоскольской колонии, которые вернутся домой чуть раньше назначенного срока. Но при изучении большинства приговоров невольно возникает вопрос: зачем надо было отправлять в колонию девочек, совершивших настолько незначительные и не представляющие особой опасности правонарушения? Неужели судьи не знают, насколько тяжким оказывается для большей части девочек назначенное наказание? Они идут долгими мучительными этапами по нескольку недель или даже месяцев, проходят по три-пять пересыльных тюрем. Напомню, что в Новооскольскую колонию прибывают девочки из 33 субъектов Федерации. Для большинства девочек это оборачивается разлукой с близкими, которые не могут приехать на свидание из-за отсутствия средств. Особой свирепостью по отношению к юным правонарушительницам отличаются суды Пермской и Челябинской области. В пересчете на 1 млн населения они отправляют в места лишения свободы в 15-18 раз больше девочек, чем, скажем, Санкт-Петербург, Белгородская или Брянская область. (Кстати, относительное количество взрослых заключенных в Пермской и Челябинской области всего на 30-50% превышает среднероссийский показатель.)".

Судебное решение, по которому попала в колонию Ксения Блинова из Челябинской области, сотрудники спецчасти и юристы Центра, изучавшие материалы из личного дела девочки, считают незаконным. За кражу люстры и двух плафонов, общей стоимостью 1650 рублей, Ксению приговорили к двум годам лишения свободы. Приговор вступил в силу 28 июня 2002 года. Через три дня начал действовать новый Административный кодекс, и кража с таким ущербом перестала считаться уголовным преступлением. Если бы девочке назначили реальный срок лишения свободы, она попала бы в колонию и там ее дело было бы пересмотрено в течение месяца. Но срок Ксения получила условный. Сотрудники уголовно-исполнительной инспекции, куда поступило дело девочки, о законодательных изменениях, судя по всему, ничего не знали и никаких мер к отмене приговора не приняли. В июне 2003 года дело Ксении снова попало в суд, который вместо того, чтобы отменить ставший незаконным приговор, заменил условный срок реальным. Незаконное судебное решение вынес судья Озерского городского суда Челябинской области Андреев. В рассмотрении дела участвовали прокурор Заварухин и адвокат Мачнева. Они судебной ошибки тоже не заметили. Люстра, украденная из детского дома Ксенией и еще одной воспитанницей, была возвращена через день, когда девочки во всем признались прибывшей на место происшествия милиции.

Татьяна Ш. Из Оренбургской области получила год лишения свободы за похищение семи рельс с территории склада при железнодорожном депо. Кража считается квалифицированной, поскольку совершена группой лиц по предварительному сговору.

За каждую похищенную рельсу "группа лиц по предварительному сговору" выручала 100-120 рублей. Таня получала ровно треть от полученных денег. На них она покупала еду для трех младших братьев и сестер, которым было нечего есть, поскольку их родители находились в двухмесячном запое. Сейчас мама Тани отбывает полученные 4 года в колонии, младшие дети попали по малолетству в другой "казенный дом" - детский.

"Самый плохой день в моей жизни - это когда посадили маму, а мои братья и сестра остались без нее на много лет, - написала Таня Ш. в своем сочинении. Сейчас им очень тяжело без мамы в детском доме. И еще я тоже села сюда…"

Наташу Д. Кисловодский городской суд Ставропольского края приговорил к трем годам лишения свободы. Тоже за кражу: одежды с бельевой веревки, 300 рублей, спортивной куртки стоимостью 300 рублей и зажигалки стоимостью 15 рублей. Одежду девочки вернули на следующий день. Потерпевший Казаркин требовал в ходе судебного процесса возмещения нанесенного ущерба в сумме 615 рублей (деньги, куртка и зажигалка). Помимо трех лет лишения свободы, Наташе и детскому дому № 2 "Золотой ключик" присуждено выплачивать иск: по 307 рублей 50 копеек с каждого ответчика. Кражу Наташа совершала, как говорится в приговоре, "вступив в преступной сговор с малолетней Женей П. (избежавшей по возрасту уголовного наказания) и своей подругой Катей П". Кате назначили условный срок. Правда, на суде все три девочки кражу куртки и зажигалки отрицали.

Стоит, наверное, добавить, что Наташа Д. осталась без родителей. Она жила в Чечне, ее маму зверски убили, когда девочке было 4 года, отец пропал без вести. О том, почему Наташа попала в детдом, ни судья (Бобровский Л.И.), ни прокурор (Юрченко А.С.), ни адвокаты (Борлакова Ф.С. и Бугаевский К.Н.) девочку не спрашивали.

Комментирует приговоры девочек директор Центра содействия реформе уголовного правосудия Валерий Абрамкин.

Валерий Абрамкин: "Ничего удивительного здесь нет. Милиции, прокуратуре, судам гораздо проще демонстрировать свои успехи в борьбе с преступностью на слабых и беззащитных, на детях. Проще, чем на настоящих преступниках. Тех надо искать, ловить, доказывать их вину. Профессиональным расхитетялям и мошенникам легче откупиться, дать взятку, нанять хорошего защитника. Поэтому зачастую сложные преступления просто не регистрируют, и суровых приговоров не выносят. А тут все просто: подано заявление в милицию, правонарушение очевидное, дети сразу во всем сознаются, похищенное возвращают. И каждое такое правонарушение становится галочкой в графе - "раскрытые преступления".

В традициях нашего уголовного правосудия - к более слабым и беззащитным относиться с большей жестокостью. Не жалеют тех, кто просто умирает от голода, идет на преступление для того, чтобы накормить братьев и сестер, даже сирот не жалеют. Судей, прокуроров, казенных адвокатов не интересует: что заставило ребенка пойти на преступление.

Чаще всего, потерпешие от этих мелких краж и сами не рады, что обратились в милицию, когда узнают, кому грозит тюрьма. Но заявление подано, и машина, пожирающая наших детей, обратного хода не знает.

Бывают и такие "потерпевшие", которые еще и детей пытаются ограбить, приписывают какие-то несуществующие куртки, зажигалки, шапки, халаты… И весь этот присочиненный ущерб суды записывают в иски детям. Они из колонии выходят раздетые и разутые, с исками, хотя и небольшими, но для них неподъемными. И потом снова будут красть, чтобы не умереть с голода".

11 декабря прошлого года вступил в силу Федеральный Закон "О внесении изменений и дополнений в Уголовный Кодекс".

"Самой животрепещущей темой для обитателей мест заключения на сегодняшний день являются поправки в Кодекс, - говорится в обращении Кольской ассоциации женщин-юристов. - Мы призываем правозащитные организации объединить усилия для мониторинга нарушений, в том числе прав человека, которые предвидим в связи с большим потоком дел и плохой подготовкой судов к принятию такого количества дел к рассмотрению".

Саратовский Уполномоченный по правам человека Александр Ландо считает, что, для ускорения рассмотрения дел осужденных в порядке статьи 10 УК, необходимо объединить усилия правозащитных организаций, судов и служб уголовно-исполнительной системы. В Саратове предварительная работа в этом направлении началась в декабре, сразу после вступления в силу федерального закона № 162.

Тем не менее, по сведениям правозащитников, и в Саратовской области пока ни одного решения по пересмотру приговоров в порядке статьи 10 УК не вынесено.

Комментирует эти сообщения директор Центра содействия реформе уголовного правосудия Валерий Абрамкин.

Валерий Абрамкин: "По информации, которую мы получаем из некоторых регионов, появляется ощущение, что судьи затеяли нечто вроде итальянской забастовки. Создаются всякого рода искусственные препятствия для рассмотрения простейших дел, областные суды раасылают инструктивные письма. В них пишут, что, дескать, с целью соблюдения прав осужденных, надо рассматривать дела с их участием, в присутствии прокурора. Чиновники от правосудия не думают не только о судьбах людей, но и о государственных средствах, которые придется тратить на доставку осужденных на суд, на всю эту волокиту.

Закон ничего такого не требует. Если осужденный пишет в своем ходатайстве: я не возражаю против рассмотрения моего дела в мое отсутсвие, судья территориального суда может рассматривать его дело самостоятельно. Именно так было пересмотрено около 20 тыс. приговоров в июле-октябре 2002 года, когда действовал иной, чем сейчас, порядок определения размера мелкого хищения, за которое возможна только административная ответственность.

Зачем создаются очереди во всякого рода казенных структурах? Это мы хорошо знаем".

В случае если Вам самим трудно понять, подпадает ли какой-то конкретный судебный приговор под смягчающее действие обратной силы уголовного закона, мы советуем Вам обратиться к начальнику отряда или к сотрудникам спецотдела колонии. С подобным вопросом можно обратиться и в Центр содействия реформе уголовного правосудия по адресу: 101000, Москва, Лучников переулок, дом 4, комната 7. 101000, Москва, Лучников переулок, дом 4, комната 7. Центр содействия реформе уголовного правосудия. Ответы на Ваши вопросы мы постараемся дать в нашей передаче.

Просьба - не присылать копии судебных решений. Достаточно написать: по какой части и статье Уголовного кодекса вынесено наказание, квалифицирующие признаки преступления, стоимость похищенного имущества, в случае, когда речь идет о преступлениях против собственности, срок наказания и, если вы несовершеннолетний, в каком возрасте было совершено преступление.

Напоминаем, что поправки в статьи Уголовного кодекса, предусматривающие ответственность за незаконный оборот наркотических средств (это статьи 228 и 231 действующего кодекса), вступят в силу только с 11 марта этого года.

О новых федеральных законах, предусматривающих внесение поправок в уголовный, уголовно-процессуальный, уголовно-исполнительный кодексы и другие законодательные акты, мы будем рассказывать и в ближайших выпусках нашей передачи.

 

Вы слушали программу «Облака».

Всем привет!

Copyright © Центр содействия реформе уголовного правосудия. All rights reserved.
Использование материалов сайта без согласования с нами запрещено.
Комментарии и предложения по оформлению и содержанию сайта: sodeistvie08@gmail.com

  Rambler's Top100      

  Яндекс цитирования