Общественный Центр Содействия Реформе Уголовного Правосудия

Центр содействия реформе уголовного правосудия

 

На главную

 

О Центре :: Новости :: Проекты :: Пишите! :: Вопрос - Ответ

Карта сайта :: На главную

 
 

>>> Радиопередача "Облака"

 
 

Передача N 615

16 апреля 2004,
17.30-17.48

  • Как изменить репрессивную уголовную политику государства в отношении потребителей наркотиков и усилить ответственность наркодиллеров? О работе Независимого экспертного совета по проблемам злоупотребления психоактивными веществами.

  • Если правозащитникам и разработчикам закона удастся отстоять свои предложения по средним дозам, десятки тысяч осужденных за хранение наркотиков получат право на пересмотр приговоров.

  • Комиссия по правам человека при Президенте обращает внимание на проблемы, возникшие с реализацией права осужденных на обратную силу смягчающего уголовного закона. Еще одно разъяснение прав осужденных…

  • В почте "Облаков" много писем с вопросами по судебным решениям, которые выносятся судами по ходатайствам осужденных… О праве на пересмотр приговора в связи с обратной силой смягчающего закона говорит Андрей Бабушкин.

  • О Великом Празднике Светлого Воскресения Христа и о милосердии говорит о. Михаил (Резин).

 

В эфире программа "Облака".

Это передача о заключенных, для заключенных и для всех тех, кому небезразлична их судьба.

Здравствуйте. У микрофона Ирина Новожилова.

 

В прошлом году по инициативе Президента были разработаны и приняты поправки в уголовное законодательство, направленные на гуманизацию уголовной политики государства в отношении правонарушителей, не представляющих серьезной опасности для общества. Наиболее существенные смягчения были предусмотрены для несовершеннолетних правонарушителей. Кроме того, предлагалось, радикальным образом изменить политику государства в области наркотизации населения, усилить борьбу с незаконным оборотом наркотиков, отказавшись в от распространенной порочной практики использования уголовной репрессии лишь в отношении потребителей наркотиков.

Действующий Уголовный кодекс, по существу, предусматривает одинаковую ответственность для наркомана, задержанного с одной сотой долей грамма героина, и для наркоторговца, у которого обнаружены сотни килограммов наркотика. Такой порядок оказался выгодным и для наркомафии, и для тех должностных лиц, которые, вместо реальной борьбы с опасной социальной болезнью, вылавливали для отчетности обычных наркоманов.

Поправки в статьи по незаконному обороту наркотических средств должны были вступить в силу 12 марта. К этому времени правительство намеревалось разработать и принять Постановление с таблицей средних доз наркотиков. Изменения и дополнения, внесенные в Уголовный кодекс, предлагают определять крупный и особо крупный размер наркотика именно по средним дозам.

Проект постановления правительства, подготовленный Государственным комитетом по контролю за оборотом наркотических средств и Министерством внутренних дел, по существу, предлагал сохранить действующий порядок определения крупного размера наркотика. Разработчикам закона о поправках в УК и правозащитникам удалось добиться перенесения срока вступления в силу поправок по наркотикам до 12 мая. Одновременно был создан Независимый экспертный совет по проблемам злоупотребления психоактивными веществами. В него вошли ведущие наркологи, медики, юристы, правозащитники, специалисты в области организации здравоохранения.

О работе Независимого экспертного совета и подготовленных им предложениях мы попросили рассказать члена совета, президента фонда "Нет алкоголизму и наркомании" Олега Зыкова.

Зыков Олег: "Они прежде всего связаны не только с подготовкой Постановления правительства о дозах, но с и самой логикой формирования нормативной базы по определению доз. Существует соответствующее Постановление правительства, которое определяет перечень лекарственные препаратов, запрещенных к немедицинскому использованию на территории Российской Федерации. Мы предлагаем изменить это Постановление, включив туда тему доз, но с учетом только тех препаратов, которые реально используются на территории Российской Федерации, имея в виду, тем не менее, весь перечень запрещенных в международной практике средств. Мы рассчитываем, что до 12 мая правительство должно принять Постановление, в котором и будут зафиксированы эти дозы. Та версия, которую мы сформировали, даст возможность правительству, в конечном итоге, принять разумное Постановление, которое определит разумные дозы, за которые будет наступать уголовная ответственность в Российской Федерации. И тогда наши тюрьмы не будут заполняться пацанами, но будет реальная борьба с наркомафией, будет сформирована нормальная наркополитика в Российской Федерации".

Об окончательном решении правительства будет известно в начале мая, когда должны вступить в силу поправки в УК по наркотикам. По словам Олега Зыкова, предложения Независимого экспертного совета поддерживаются Комиссией по правам человека при Президенте и Министерством юстиции. Против выступает руководство Госнаркоконтроля и МВД.

в соответствии с принципом обратной силы смягчающего закона.

 

* * *

Комиссия по правам человека при Президенте обратилась к председателю Верховного Суда Российской Федерации Вячеславу Лебедеву, Генеральному прокурору РФ Владимиру Устинову и министру юстиции РФ Юрию Чайке с письмами, в которых обращает их внимание на проблемы, возникшие с реализацией права осужденных на обратную силу смягчающего уголовного закона. Право на пересмотр вынесенных приговоров получили осужденные за преступления, по которым новый закон предусматривает отмену или смягчение уголовной ответственности. За первые три месяца, прошедших после вступления в силу поправок в УК, из мест лишения свободы освобождено 2 тысячи человек, снижены сроки наказания еще 12 тысячам. Однако, как считают правозащитники, это лишь небольшая часть заключенных, которые имеют право на пересмотр приговоров. Об этом свидетельствует тот факт, что из 145 тысяч ходатайств, поданных осужденными в первые три месяца, рассмотрено лишь каждое четвертое ходатайство.

"В случае затягивания с подачей и рассмотрением ходатайств, - говорится в письме Комиссии по правам человека, - многие осужденные просто не успеют до конца срока воспользоваться своим конституционным правом на пересмотр приговора в порядке обратной силы смягчающего закона. Речь идет не только об осужденных, которые должны быть освобождены от наказания в связи с исключением уголовной ответственности за совершенное ими деяние, но и о случаях, когда они могут рассчитывать на снижение срока наказания.

Отчасти, проблемы, возникающие с пересмотром приговоров, связаны с пробелами в законодательстве. По действующему Уголовно-процессуальному кодексу вопрос о пересмотре приговора должен решаться судом по месту отбывания наказания осужденного, ходатайство должен подавать сам осужденный или его защитник. Не установлены в кодексе и конкретные сроки рассмотрения вопросов, связанных с пересмотром приговоров. Но право на обратную силу смягчающего уголовного закона предусмотрено статьей 54 Конституции России. А конституционные нормы по своей юридической силе выше любого закона.

У микрофона член Комиссии по правам человека при Президенте России, директор Центра содействия реформе уголовного правосудия Валерий Абрамкин.

Абрамкин Валерий: "К сожалению, некоторые должностные лица законодательные нормы, о которых идет речь, истолковывают таким образом, будто пересмотр приговора в соответствии с обратной силой смягчающего закона должен происходить исключительно по инициативе осужденного. Причем, будто бы не существует никаких сроков для рассмотрения соответствующего обращения или ходатайства. Такое истолкование, безусловно, противоречит основополагающим нормам и принципам права, это абсолютно неправовой подход. Принцип обратной силы смягчающего закона входит в группу основных, абсолютных конституционных прав и свобод. Такие права не могут быть ограничены ни при каких обстоятельствах, даже в условиях чрезвычайной ситуации. То есть реализация такого права человека является долгом государства. Некоторые из этих прав должны защищаться государством независимо от инициативы человека, права которого нарушены, и даже вопреки его воле. Ну, скажем, рыбака уносит в море, и что же, спасатели должны ожидать от него ходатайства, в котором он просит о защите его права на жизнь? Да нет, они поднимают вертолет, спасают людей, даже если они этого не хотят или протестуют против собственного спасения, ну, скажем опасаются штрафа. Так вот, если человек, который по новому уголовному закону не может привлекаться к уголовной ответственности или ему должны сократить срок, или его пора освобождать, остается в местах лишения свободы, то подобный случай, все подобные случаи должны рассматриваться как случаи незаконного лишения свободы, как грубейшее нарушение прав человека. И если никаких мер к его освобождению работниками исправительных учреждений, прокуратурой не принималось в течение, скажем, трех месяцев, то можно говорить о неисполнении ими своих обязанностей, а в определенных случаях - о преступлении, скажем, о халатности. Таким образом, и сотрудники пенитенциарных учреждений, и прокуроры обязаны таких людей выявлять, оказывать им правовую и юридическую помощь, а судьи должны рассматривать их дела в разумные сроки, скажем, в 15 дней. Если осужденный не удовлетворен решением суда по своему ходатайству, он может его обжаловать в кассационном порядке, а в случае если решение этой инстанции его не устраивает, он может обращаться в надзорную инстанцию, причем для обращения в надзорную инстанцию сроков не существует, и осужденный имеет возможность тщательно продумать все доводы, которые надо привести в надзорной жалобе".

Свою обеспокоенность ситуацией, сложившейся с пересмотром приговоров, в соответствии со статьей 54 Конституции, высказал во время недавней встречи с председателем Верховного суда Вячеславом Лебедевым и Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Владимир Лукин. Как подчеркнул Лукин, затягивание сроков пересмотра приговоров ведет к нарушению конституционных прав граждан, фактически продлевая срок их заключения без всяких на то законных оснований.

Как сообщили нам в Комиссии по правам человека, Верховный Суд уже направил председателям судов субъектов Российской Федерации указание о необходимости обеспечить незамедлительное рассмотрение ходатайств осужденных, особенно, несовершеннолетних. Аналогичные распоряжения направлены: в исправительные учреждения - Министерством юстиции, в территориальные органы прокуратуры - Генеральной прокуратурой.

 

* * *

В нашей почте много писем с вопросами по судебным решениям, которые выносятся судами по ходатайствам осужденных. Эти письма мы передаем в Центр содействия реформе уголовного правосудия и комитет "За гражданские права". Чаще всего встречаются жалобы на судебные решения, которые не учитывают смягчение наказания по той или иной статье Уголовного кодекса. Например, осужденному было назначено 10 лет лишения свободы при том, что соответствующая статья предусматривала наказание до 12 лет. Сейчас верхний предел наказания по этой статье снижен до 10 лет. Осужденный в своем ходатайстве просит о пропорциональном снижении своего наказания, но суд ему в этом отказывает. Мы попросили ответить на вопросы наших слушателей председателя комитета "За гражданские права" Андрея Бабушкина.

Бабушкин Андрей: "Наш законодатель установил, что когда приговор приводится в соответствие с новым уголовным законом, смягчающим размер или вид наказания за совершенное деяние, то суд не обязан руководствоваться принципом пропорциональности. Например, наказание было от 7 до 12 лет, назначили человеку 10 лет лишения свободы. Снизили наказание, стало от 5 до 10. Казалось бы, что суд, назначая наказание на два года меньше нежели максимальный срок наказания, исходил из целой совокупности различных обстоятельств: смягчающие и отягчающие вину обстоятельства, данные личности, влияние наказания на положение семьи осужденного, на процесс исправления самого осужденного, казалось бы, исходя из этих принципов суды должны были бы пропорционально снижать срок наказания. Но законодательство такого требования не содержит. Поэтому решать вопрос о том, каковы критерии снижения наказания, каждый судья будет самостоятельно".

Сказанное вовсе не означает, что с ходатайством в суд в подобных случаях обращаться не стоит. Некоторые суды выносят положительные решения по подобным ходатайствам заключенных: действующему законодательству такое решение не противоречит. Более того, как считает Андрей Бабушкин, такой подход более соответствует общим принципам права и справедливости, чем формальные решения судей, которые не учитывают духа и принципов, концепции нового закона о поправках в УК, не учитывают тех изменений, что произошли в уголовной политике российского государства.

Бабушкин Андрей: "Изменились правовые представления общества и власти о данном преступлении. Общество и власть в лице законодателя пришли к выводу, что да, если человек украл батон колбасы снова, будучи голодным, отбыв срок наказания, украл такой же батон колбасы, то это деяние менее общественно-опасное нежели представлялось первоначально, и что не надо за эти вещи человека признавать особо опасным рецидивистом, назначать от 5 до 10 лет лишения свободы. То есть деяние осталось тем же самым, но представление об этом деянии существенно изменилось. Изменения правовых представлений общества о характере и степени опасности преступления плюс те обстоятельства, которые суд уже учел при назначении наказания первоначально, дает право человеку, если квалифицирующий признак по его делу убрали, а срок наказания не изменили, требовать от вышестоящего суда учитывать весь комплекс обстоятельств, в том числе общественное представление о праве, о нравственности, об опасности преступления, об опасности наказания и о той социально-разрушительной роли, которую может сыграть наказание. Из-за наказания человек утрачивает имущество, здоровье, семью, жизнь кого-то из своих родственников и другие социальные ценности, намного более защищаемые нашим законом, нежели те ценности, на защите которых стояла та норма Уголовного кодекса, нарушив которую человек оказался в местах лишения свободы".

Как считает Андрей Бабушкин, ссылку на новые правовые нормы и принципы вполне уместно использовать в ходатайстве о пересмотре приговора или в кассационной жалобе на не устраивающее вас решение суда. Подать такую жалобу осужденный может в течение 10 дней с момента вручения ему копии судебного решения. Или со дня его провозглашения, если осужденный принимал участие в судебном заседании. В том случае, когда этот срок пропущен, или решение кассационной инстанции осужденный считает несправедливым, он может обжаловать судебные решения в надзорном порядке.

 

* * *

По вопросам, связанным с обратной силой смягчающего закона, вы можете обратиться в Центр содействия реформе уголовного правосудия или в Комитет "За гражданские права". Адрес Центра: 101000, Москва, Лучников переулок, дом 4, комната 7.

Адрес Комитета "За гражданские права" индекс 127224, Москва, проезд Шокальского, дом 61, корпус 1.

Ответы на ваши вопросы мы постараемся дать в нашей передаче. Просьба - не присылать копии судебных решений. Достаточно написать: по какой части и статье уголовного кодекса вынесено наказание, квалифицирующие признаки преступления, стоимость похищенного имущества и, если вы несовершеннолетний, в каком возрасте было совершено преступление.

 

* * *

Мы поздравляем вас, уважаемые слушатели, с наступившим Великим праздником - Светлым Христовым Воскресением, с Пасхальной неделей, временем всеобщей радости, посещения узников, больных и в нужде пребывающих.

Свои поздравления по случаю главного для православных христиан праздниика просил передать слушателям "Облаков" постоянный участник нашей передачи настоятель Знаменского Собора Нижегородской епархии иерей Михаил (Резин).

"Христос воскрес. Преобразился мир, наполнился ликованием и радостью. Каждое верующее сердце чувствует это, - сказал отец Михаил. Но пусть наши глаза, наше духовное зрение не пропустит и угнетающие картины зла, неустроенности в человеческом обществе, страданий наших братьев, которые оказались в беде, в болезни, нищете, затворенности".

В особенно тяжелом положении находится одна из самых бедствующих групп тюремного населения - несовершеннолетние заключенные.

О. Михаил (Резин): "Фактически, это жертвы нашего общества, и наша общая наша задача - принять и обогреть и каким-то образом вернуть их в общество, несмотря на то, что они, конечно, все, кто прошел вот эту негативную школу жизни колонской, детдомовской, очень сложны. И души их изранены и несут следы этих ран многие годы. И нужны огромные усилия, чтобы эти раны исчезли. Никто, кто приходит к нам или оказывается в зоне нашего внимания, или кто приходит к церкви православной, не должны быть отторгаемы нами, оставаться без нашего внимания. Мы должны принимать его, потому что любой человек - это образ Божий, любой человек - это создание Божье и дите Божье. И если Христос пошел на распятие ради каждого из нас, то мы не вправе отталкивать даже тех, кто, может быть, нам неприятен, или кого, может быть, мы и не хотели бы видеть рядом с собой. Поэтому если и окажется кто из сирых, голодных, гонимых, окажите хотя бы малое внимание. Бывает достаточно сказать теплое участливое слово, и уже человек получит какую-то поддержку, И уже в этом будет проявление нашего христианского милосердия".

 

Вы слушали программу «Облака».

Всем привет!

Copyright © Центр содействия реформе уголовного правосудия. All rights reserved.
Использование материалов сайта без согласования с нами запрещено.
Комментарии и предложения по оформлению и содержанию сайта: sodeistvie08@gmail.com

  Rambler's Top100      

  Яндекс цитирования