Радиопередача Облака

 
 

Передача N 758

13 марта 2007
15.10

  • Может ли быть престижной профессии тюремщика?
  • Проблема профессиональной деформации сотрудников уголовно-исполнительной системы
  • О Центре психологической реабилитации Фонда "Социальное партнерство
  • Встреча правозащитников и представителей власти 6 марта в Министерстве Юстиции

 

 

В эфире программа "Облака"...

Это передача о заключенных, для заключенных и для всех тех, кому небезразлична их судьба.

Здравствуйте. У микрофона Ирина Новожилова.

 

В конце 19 века - 12 марта 1879 года - по высочайшему повелению императора Александра II при Министерстве внутренних дел был создан Главный тюремный департамент. В начале 21-го века этот день стал отмечаться как профессиональный праздник сотрудников уголовно-исполнительной системы. Правда, до сих пор эксперты, журналисты, да и некоторые сотрудники считают, что вводить такой день - "день тюремщика" - не стоило бы: профессия не престижная, плохо оплачиваемая, "общество относится с предубеждением и к тем, кто сидит, и к сотрудникам уголовно-исполнительной системы".
Но социологи отмечают, что в общественном сознании за последние десять лет произошли некоторые положительные сдвиги по отношению к тюремной профессии и рядовым сотрудникам тюрем и колоний. Таких сдвигов пока не происходит в отношении населения к профессии судьи, прокурора, следователя или сотрудника милиции.
Как считают правозащитники, в этих переменах есть и заслуга самих сотрудниках пенитенциарных учреждений, что, может быть, важнее законодательных и других преобразований.
У микрофона председатель Комитета за Гражданские права Андрей Владимирович Бабушкин. Запись из архива Облаков:

С моей точки зрения, если сравнивать персонал пенитенциарных учреждений, сотрудников милиции и сотрудников судебной системы, то как раз с персоналом уголовно-исполнительных учреждений ситуация обстоит существенно лучше, чем в других сферах функционирования нашего государственного судебного и карательного аппарата. Что, с моей точки зрения, необходимо делать дальше? Конечно, необходимо в обязательном порядке тестировать людей, работающих в тюремной системе, на предмет того, способны ли они выдержать "бремя власти", которое на них обрушивается: власти над чужими судьбами, над чужими жизнями. Конечно, надо бороться со мздоимством в тюремной системе. По нашим исследованиям получается, что каждый четвертый человек, условно-досрочно освобождающийся из мест лишения свободы, утверждает, что к нему предъявлялись неправомерные требования о передаче "вознаграждения" за представление к условно-досрочному освобождению. Необходимо содействовать становлению общественного контроля. В колонии придут люди, которые от имени гражданского общества получат право выяснять, как обстоят дела в закрытых учреждениях… Понятно, что мздоимство не прекратится, нарушения не прекратятся, но брать взятки будет намного сложнее. Но давайте вспомним: сотрудники уголовно-исполнительной системы - это люди, которые выдержали 90-е годы, пережили август 98-го года. В те годы на 30-ть процентов финансировалась уголовно-исполнительная система. Зарплату сотрудникам выплачивали с полугодовой задержкой. У них голодали семьи. Даже очередь на жилье ликвидировали и семьи сотрудников жили в подвалах, в полуподвалах, в строящихся бараках для заключенных… Но они не разбежались, они не стали на 100% коррумпированными. Конечно, именно они предотвратили развал уголовно-исполнительной системы с полуторомиллионной армией заключенных и сотрудников…

Как отмечают в своих исследованиях психологи, сотрудники уголовно-исполнительной системы, являются невольными узниками избранной профессии: территория их жизнедеятельности ограничена "зоной", часто ограничена поселком, где проживают их семьи. По долгу службы они постоянно пребывают в экстремальных, стрессовых условиях, их деятельность протекает в конфликтных ситуациях, в ситуациях, опасных для жизни. Это приводит к "профессиональной деформации", т.е. к необратимому слому личности, к неадекватной реакции на поступок человека, оказавшегося рядом, провоцирует срывы, жестокость… Вначале по отношению к заключенным, потом к членам собственной семьи, к "братупо несчастью".
У микрофона Валерий Васильевич Борщев, Председатель Правления Фонда "Социальное партнерство":

Что такое тюрьма и колония? Персонал там проводит не менее двенадцати часов в сутки. Не менее двенадцати. Разумеется, это сказывается на них, происходит деформация личности. Она выражается в самых разнообразных формах, в депрессии, скажем, в попытках суицида. Эта деформация - в конечном счёте - сказывается и на отношении к заключённым. Проявления жестокости, насилия… Ну, человек просто срывает свое зло, в которое его погружают

Недавно Фонд "Социальное партнерство" начал новый проект - по оказанию психологической поддержки сотрудникам колоний.
Первый этап проекта прошел в Северо-Кавказком регионе, в учреждениях Краснодарского края. Продолжает Валерий Борщев:

Почему мы начали с Краснодарского края? Отсюда многих сотрудников уголовно-исполнительной системы отправляли в Чечню. Участие в боевых действиях не могло просто так пройти для нормального человека. Вот как относятся к людям, у которых и так не простая работа. Дополнительно уродуют их Чечней. Мало того, что они занимаются этой сложной работой, тяжёлой работой, вредной работой, просто вредной для личности, - их ещё и используют в этих самых конфликтных ситуациях… Конечно, их надо спасать.

Как считает Валерий Борщев, проведение регулярных психологических тренингов поможет не только персоналу учреждений, но и снизит социальную напряженность, улучшит ситуацию с соблюдением прав человека в местах лишения свободы:

Раньше мы просто проводили с сотрудниками обучающие семинары по изучению Европейских пенитенциарных правил, по другим международным договорам о заключенных. Потом поняли: им прежде всего необходима духовная поддержка. Так возникла идея о центре о психологической реабилитации: не на один день, не на два - это дней пять-семь нужно. Тренинг включает в себя самые разные аспекты: здесь и проблемы конфликтологии, здесь человек, сотрудник получает возможность осмыслить, что такое человек, "права человека", как он должен соотносить их со своей деятельностью. Очень важно, чтобы психологи помогли им смягчить этот постоянный гнёт, помочь избавиться от "текучей" депрессии, от жёсткого русла тюремной жизни как-то освободиться. Я думаю, что мы им поможем. И после этого центра у них, хоть на какое-то время, снизится уровень жестокости по отношению к заключённым. Дай Бог, чтоб они сохранили это состояние на более долгий срок. Такой мы задумали эксперимент - Центр Психологической Реабилитации для сотрудников уголовно-исполнительной системы. Мне кажется, что эксперимент состоялся. Многое, конечно, еще непонятно, но в принципе эксперимент состоялся.

Уполномоченный по правам человека в Краснодарском крае - Александр Григорьевич Козицкий - надеется на успешное продолжение и расширение географии проекта, начатого Фондом "Социальное партнерство":

Я думаю, что этот эксперимент - только начало. Постоянно бывая в "зоне", общаясь с сотрудниками и заключенными, я, действительно, убедился в том, что для эффективной работы со "спецконтингентом" необходимо больше психологов, социальных работников, педагогов, воспитателей… А не просто людей под погонами. Поэтому этот проект, который сейчас начинается в нашем регионе, - очень важен. Пока не понятно, какие результаты он даст, но мне бы хотелось, чтобы он получился. И тогда полученный результат надо использовать в других регионах. Но, подождем - посмотрим. Я надеюсь, что очень скоро мы сможем уверенно сказать: все получилось.

Мы уже рассказывали в Облаках о встрече Владимира Путина с членами Президентского Совета по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека. Встреча состоялась в январе этого года. В ходе дискуссии Глава государства предложил обсудить проблему соблюдения прав человека в учреждениях уголовно-исполнительной системы отдельно: с руководством Министерства юстиции, другими государственными органами и службами, которые отвечают за положение дел в местах лишения свободы.
6 марта в Министерстве Юстиции РФ прошло рабочее совещание руководства Министерства и Федеральной службы исполнения наказаний с членами и экспертами Президентского Совета. В совещании принимали участие: министр юстиции Владимир Васильевич Устинов, председатель Совета Элла Александровна Памфилова, заместители министра, руководитель Федеральной службы исполнения наказаний Юрий Иванович Калинин, представители правозащитных организаций.
По мнению правозащитников, одна из главных задач совещания, состоявшегося в Министерстве юстиции - возобновление прерванного в 2004 году диалога между представителями гражданского общества и службой исполнения наказания.
У микрофона директор Центра содействия реформе уголовного правосудия Валерий Абрамкин:

После перехода учреждений уголовно-исполнительной системы в Министерство Юстиции, у правозащитников складывались рабочие, можно даже сказать - доброжелательные отношения со Службой Исполнении Наказаний. Не будет большим преувеличением сказать, что это позволило предотвратить кризисы, а может быть, даже и катастрофы не только национального, но и глобального масштаба. Например, удалось не "выпустить" на волю эпидемию тюремного туберкулёза - обычного и практически неизлечимого, лекарственно-устойчивого. Да и то, что сама система, с ее полуторамиллионной "армией" заключенных и сотрудников, после августа 1998 г. не развалилась, можно считать чудом. Но где-то в последние два-три года отношения между правозащитниками и руководством службы исполнения наказаний становились все более острыми. Одновременно ухудшалась и ситуация с соблюдением прав заключенных, отмечался рост социальной напряженности в местах лишения свободы. Вот об этом мы подробно говорили в Министерстве Юстиции. Особенно интересное сообщение сделала Людмила Михайловна Алексеева (председатель Московской Хельсинской Группы). Ну, и кроме того, мы передали Владимиру Васильевичу Устинову доклад о пытках (он был подготовлен Фондом "В защиту прав заключенных"), материалы о нарушениях прав человека в местах лишения свободы, полученные от различных правозащитных организаций. Надо сказать, что ухудшение отношений между правозащитниками и Службой Исполнения Наказаний происходило далеко не во всех субъектах Федерации. Во многих регионах между нами сохранились рабочие, доброжелательные отношения. Возможно, поэтому и жалоб от арестантов из таких регионов приходит меньше. Активно и откровенно обсуждают с нами вопросы реформы системы уголовного правосудия и исполнения наказания и сотрудники учреждений. Пользуясь случаем, хотел бы поздравить с их профессиональным праздником.

А вот несколько мнений самих сотрудников пенитенциарных учреждений: о реформе, о взаимодействии с представителями институтов гражданского общества. Они были опубликованы на независимом сайте сотрудников службы исполнения наказания.

"Посещать наши учреждения должны только компетентные, незаинтересованные люди… Мы не должны воспринимать посетителя ни как друга, с которым можно втихую замять все проблемки, ни как врага, от которого все утаивают.
Нужно понять, что ситуацию можно изменить только всем миром".

"Общественность должна воспринимать заключенных, как людей, отбывающих наказание за преступление (конечно, после отбытия наказания и снятия судимости все юридические и моральные претензии должны быть сняты), а сотрудников ФСИН - как людей, обеспечивающих исполнение наказание, но не наказывающих, не карающих, не злобных кровожадных монстров.
Правда, при этом и заключенные, и сотрудники действительно должны быть людьми".

"Закрывая двери УИС для общественности, мы отрезаем себе путь к нормальной реформе системы. Реформе не только для заключенных, но и для нас.
Как и любая силовая структура, наша система не может и не должна реформировать себя сама. Как это происходит сейчас. Решать, какой должна быть система, должны "гражданские люди".
Консультации с нами, безусловно, должны быть. Но право принятия решения - у гражданских, если мы хотим выглядеть цивилизованной страной (я не говорю, "демократической").
И хотим иметь высокий социальный статус сотрудника".

Как сообщает пресс-служба Министерства юстиции, участники совещания, прошедшего 6 марта текущего года, "пришли к единому мнению о необходимости дальнейшего тесного взаимодействия и регулярного проведения подобных встреч. Кроме того, по результатам обсуждения Владимир Устинов дал конкретные поручения своим заместителям и руководителям федеральных служб".
О том, как проходило совещание, и о некоторых конкретных предложениях правозащитников рассказывает нашему корреспонденту член Президентского Совета по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Валерий Абрамкин:

Как мне показалось, к сожалению, аргументы, рабочие гипотезы и оценки правозащитников не всегда находили понимание у руководства Службы исполнения наказаний. Мы говорим о закрытости мест лишения свободы, а нам приводят цифры о количестве посещений закрытых учреждений журналистами, представителями неправительственных организаций, говорят о том, что сотрудников учреждений и так замучили проверками. Но главная цель взаимодействия между гражданским обществом и государственными органами, не "проверки", не контроль, а решение общественно значимых проблем, в т.ч. и тех, которые затрагивают интересы людей, работающих в учреждениях. Вот для решения этих проблем, прежде всего, и необходим диалог между правозащитниками, независимыми экспертами и представителями государственных ведомств и служб. Конечно, невозможно все вопросы рассмотреть и решить на одном совещании. Представители Совета, который возглавляет Элла Александровна Панфилова, предлагают создать две рабочих группы: одну - по системным, сложным вопросам, которые требуют изменений законов, нормативных актов и так далее. А вторую можно было бы условно назвать группой быстрого реагирования. Она должна заниматься срочными вопросами: на месте разбирать конфликтные ситуации, причины массовых акций протеста, скажем, проверять сообщения о пытках и грубейших нарушениях прав человека в местах лишения свободы. И, безусловно, важное направление совместной деятельности Министерства Юстиции и Совета - это становление общественного контроля за местами лишения свободы, да и вообще за всеми закрытыми учреждениями.

И в завершении передачи творческая группа Облаков поздравляет сотрудников уголовно-исполнительной системы с профессиональным праздником: желаем им успехов в работе, здоровья, счастья и доброго отношения к их подопечным,

 

Вы слушали программу "Облака".
Всем привет!