Общественный Центр Содействия Реформе Уголовного Правосудия

Центр содействия реформе уголовного правосудия

 

На главную

 

О Центре :: Новости :: Проекты :: Пишите! :: Вопрос - Ответ

Карта сайта :: На главную

 
 

>>> О старых и новых законах ||| Федеральный закон

 
 

Письмо Генерального прокурора РФ Устинова В.В. Председателю Совета Федерации Строеву Е.С

Генеральная прокуратура РФ
29.01.2001, № 1-ГП-4-2001
Председателю Совета Федерации
Федерального Собрания РФ
Строеву Е.С.

 

О принятом 17 января 2001 года государственной Думой федерального собрания российской Федерации Федеральном законе “О внесении в изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты Российской Федерации”.

 

Уважаемый Егор Семенович!

В связи с предстоящим рассмотрением Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации вышеупомянутого закона, радикально вторгающегося в сферу деятельности всех правоохранительных органов и судебной власти, обращаюсь к членам Совета Федерации с просьбой всесторонне оценить не только гуманистический потенциал нововведений, но и неблагоприятные криминологические последствия принятия этого закона.

В то время, когда в рамках работы над проектом нового Уголовно-процессуального кодекса диет напряженный поиск возможных способов оптимизации уголовного процесса, рассматриваемый закон необоснованно сужает основания ареста и сокращает сроки содержания под стражей обвиняемых в совершении тяжких и особо тяжких преступлений, ограничивает возможности судебного следствия, вводя институт предельных сроков содержания под стражей подсудимых, пересматривает уголовно-правовые критерии тяжести преступлений. Столь поспешное, не основанное на глубоком изучении проблем и анализе последствий изменение отдельных норм в трех действующих кодексах существенно нарушает баланс интересов, прав и обязанностей участников уголовного процесса, а также значительно затрудняет решение задач борьбы с преступностью и обеспечением безопасности общества.

Так, предусмотренные статьей 97 УПК РСФСР предельно допустимые сроки содержания под стражей с санкции Генерального прокурора Российской Федерации совершенно необоснованно сокращены с 18 до 12 месяцев. Такое изменение повлечет за собой освобождение из-под стражи значительного числа обвиняемых, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления. При этом не учитывается, что специальный закон о защите потерпевших и свидетелей не принят и это делает практически невозможным защиту участников процесса, создает реальную угрозу для их безопасности. Будет существенно затруднено и сохранение доказательственной базы по уголовным делам.

В настоящее время в следственных изоляторах российской федерации содержится под стражей свыше 12 месяцев более 350 арестованных. Все они обвиняются в совершении таких тяжких преступлений, как похищение людей, убийства, изнасилования, разбои, бандитизм и т.п.

расследование каждого из этих уголовных дел представляет особую сложность и не может быть завершено в устанавливаемые новым законом сокращенные сроки в связи с многоэпизодностью преступной деятельности, значительным числом ее участников, необходимостью проведения многочисленных экспертиз, большим объемом материалов и длительностью ознакомления с ними обвиняемых.

К числу таких дел относятся уголовные дела в отношении банды Пустовалова, Филатова и других, которой на территории г.Москвы и области совершено 23 вооруженных нападения, убито 30 и тяжело ранено 11 человек; банды Сопова, совершившей в Иркутской области 10 заказных убийств, и многие другие тяжкие преступления.

В производстве прокуратуры г.Нальчика находится уголовное дело в отношении банды Ляхова З.А., по которому арестован 31 человек. Собранные доказательства изобличают их в совершении 23 убийств, 17 разбоев, десятков грабежей, квартирных краж и т.д. Действия банды отличались особой жестокостью, при совершении разбойных нападений пострадавшие подвергались изуверским пыткам. Истязаниям, а и отдельных случаях, чтобы не оставлять свидетелей, бандиты убивали целые семьи, включая малолетних детей. Расследование по настоящему делу сопряжено с проведением многочисленных экспертных исследований.

В течение пяти лет на территории Рязанской области действовала банда Грачева, имевшая на вооружении большое количество огнестрельного оружия, в том числе пулеметы и гранатометы, и совершившая многочисленные убийства, разбои и иные тяжкие преступления. 11 членов преступной группировки содержатся под стражей свыше 12 месяцев, и предварительное следствие по делу должно быть продолжено.

Еще не завершена большая следственная работа по расследованию преступлений, совершенных на территории республики Дагестан бандой Решедова в составе 14 человек, похитившей с целью выкупа 25 военнослужащих войсковых частей, дислоцированных в городах Махачкале и Буйнаксе.

В случае одобрения и введения в действие нового закона эти и сотни других подобных им особо опасных преступников в 40 регионах России одномоментно окажутся на свободе со всеми вытекающими для общества негативными последствиями. В опасности окажутся потерпевшие и свидетели. Будет предельно затруднено дальнейшее расследование этих дел.

К аналогичному результату приведет и освобождение из-под стражи подсудимых, содержащихся в следственных изоляторах (СИЗО) в период рассмотрения уголовных дел судами. Новая статья 239-1 УПК РСФСР ограничивает срок и содержания под стражей шестью месяцами, допуская его продление лишь “при наличии данных, свидетельствующих о том, что освобождение подсудимого существенно затруднит рассмотрение дела”, такая неопределенность закона поставит в сложное положение как суд, так и участников процесса. Вынужденное и в ряде случаев неоправданное ограничение судебного разбирательства отрицательно скажется на общем состоянии правосудия.

В соответствии с новой нормой только из СИЗО г.Москвы может быть освобождено более 1570 человека, из СИЗО г.Санкт-Петербурга - свыше 920 человек, из СИЗО Тульской области - более 470 человек.

Не способствует укреплению законности и новая редакция статьи 96 УПК РСФСР, согласно которой избрание меры пресечения в виде содержания под стражей становится возможным лишь по делам о преступлениях с санкцией свыше двух лет лишения свободы, а в отношении несовершеннолетних - свыше пяти лет (и лишь в отдельных случаях - менее указанного срока). Применение такой меры пресечения, как заключение под стражу, ограничено: по делам о преступлениях, за которые законом наряду с лишением свободы предусмотрены иные виды наказания, оно допускается только в случаях, если обвиняемый (подозреваемый) был ранее осужден к лишению свободы или нарушил ранее избранную ему меру пресечения либо не имеет постоянного места жительство или его личность не установлена.

Из статьи вообще исключен перечень преступлений, за которые мера пресечения в виде заключения под стражу может быть применена по мотивам одной лишь опасности совершенного преступления, независимо от величины существующих уголовных санкций. Этот перечень в ныне действующем законодательстве является важным правовым инструментов органов предварительного следствия и дознания и применяется главным образом для обеспечения нормального хода расследования в случаях, когда это продиктовано необходимостью.

В совокупности указанные нововведения практически исключат возможность заключения под стражу лиц, совершивших преступления (в том числе при отягчающих обстоятельства), представляющие повышенную общественную опасность, такие, как кража (ч.2 ст. 158 УК РФ), мошенничество (ч.2. ст. 159 УК РФ), присвоение и растрата чужого имущество (ч.2 ст. 161 УК РФ), участие в незаконном вооруженном формировании (ч.2 ст. 208 УК РФ), призывы к активному неподчинению законным требованиям представителей власти, массовым беспорядкам, насилию над гражданами (ч.3 си. 212 УК РФ), умышленное уничтожение транспортных средств или путей сообщения (ч.1 ст. 267 УК РФ)Ю получение взятки должностным лицом (ч. 1 ст. 290 УК РФ), неоднократная дача взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий (ч. 2 ст. 291 УК РФ) и т.д.

Следует обратить внимание на то, что заключение под стражу несовершеннолетних новый закон позволяет применять только в случае совершения ими тяжкого или особо тяжкого преступления. Одновременно вносится изменение в часть вторую статьи 158 УК РФ, снижающее на один год - с шести до пяти лет лишения свободы максимальное наказание за кражи, совершенные неоднократно. С проникновением в жилище, с причинением значительного ущерба и группой лиц. в связи с этим они переводятся из категории тяжких преступлений в разряд преступлений средней тяжести, несмотря на очевидность повышенной степени их общественной опасности и значительную распространенность.

Такое, на первый взгляд, незначительное изменение действующего законодательства повлечет за собой серьезнейшие правовые последствия и фактически превратится в широкомасштабную амнистию

Необходимо будет освободить из-под стражи несовершеннолетних, обвиняемых в совершении краж чужого имущества. Подлежат пересмотру все состоявшиеся приговоры по сотням тысяч уголовных дел в отношении всех лиц, совершивших не только кражи чужого имущества, но и сопряженные с ними грабежи, разбои, мошенничество, вымогательство и многие другие тяжкие и особо тяжкие преступления. И все это на фоне нарастающего вала корыстных преступлений.

Нельзя не отметить и допущенную в законе ошибку новой редакции статьи 96 УПК РСФСР при определении процессуальных полномочий военных и иных специализированных прокуроров, которые лишаются права санкционирования арестов, в то время как это право предоставлено заместителям прокуроров городов и районов.

В связи с приведенными обстоятельствами следует признать, что новые нормы уголовного и уголовно-процессуального законодательства неадекватны сложившейся в стране реальной криминогенной обстановке. Достаточно весомых причин для пересмотра отдельных положений кодифицированных нормативных актов в настоящее время не имеется.

В целом полагаем, что впредь до принятия нового Уголовно-процессуального кодекса, устанавливающего принципиально иной порядок и основания применения заключения под стражу, следует сохранить ныне действующие правила.

Изложенное свидетельствует о необходимости отклонить закон, принятый государственной Думой.

 

Генеральный прокурор

Российской Федерации

В.В.Устинов

Copyright © Центр содействия реформе уголовного правосудия. All rights reserved.
Использование материалов сайта без согласования с нами запрещено.
Комментарии и предложения по оформлению и содержанию сайта: sodeistvie08@gmail.com

  Rambler's Top100      

  Яндекс цитирования