2.9. Семья
В следственной тюрьме хата - это не только отведенная
тебе клетка с номерком на двери, это люди, ее обживающие.
Если сидишь в маленькой камере на пять, на семь человек,
то, как правило, они и составляют одну семью. В тюремной
семье, точно так же, как и в вольной, всякое может случиться
- и ссоры, и нелады, но от этого общее между вами не
исчезает. Не пользуются уважением у арестантов хаты,
где каждый сам за себя, сам по себе. В большой камере,
на несколько десятков человек, семей бывает несколько,
в семье все поровну. Здесь появляется и общак, что-то
вроде фонда взаимопомощи. Трудно с куревом, чаем - создают
общаковый (общий) запас чая, махорки, табака, каждый,
получивший посылку или отоварившийся в ларьке, делает
сюда свой добровольный взнос. А те, у кого ничего нет,
этим общаком пользуются.
Общак - дело святое, и те, кто жадничает, уважением
общества не пользуются, не помогут и ему в трудную минуту.
Заходит, например, новичок в хату: “Привет, братва”.
Развязывает мешок, не торопясь, достает пару пачек сигарет,
может быть, чая, кусок сала, кулек конфет: “Это на общак...”
Сразу видно: путевый человек, арестант, бродяга. Другой
закатывает в камеру с огромным сидором и начинает, что
называется, менжеваться - к кому бы ему повыгоднее пристроиться.
Все одно он свой сидор не убережет, в карты проиграет
или прокладку ему какую сделают - арестанты в этом отношении
народ ушлый...
В зоне общак - общий фонд денег, продуктов, вещей,
в который зеки добровольно, кто сколько хочет, делают
свои вклады. Считается, что если на зоне есть общак,
зона правильная. В общаке могут участвовать все мужики
и блатные. Козлы, петухи и прочие - нет. Но у тех свои
общаки бывают.
Общак стараются держать в деньгах - так его легче прятать.
Выбирают смотрящего за общаком - честного, чистого по
этой жизни зека. Тот сам набирает себе помощников. Им
каждый член общака и отдает долю всего, что он получает
сверх пайки и казенной одежды, - часть посылки, часть
отоварки в ларьке, часть денег, которые они получат
за левые заработки или от родственников. Средства общака,
в свою очередь, используются как на общие нужды, так
и на помощь отдельным людям. Приходит человек этапом,
еще не обжился, отовариться не успел, на свидании не
был. Вот ему на первое время самое необходимое будет
из общака. То же для тех, кого внезапно на этап отправляют,
на “крытую” и т.д.
ШИЗО и ПКТ, например, общак греть должен. Интересно,
что маленькие общаки есть и в ШИЗО - там человек жертвует
свою пайку в первый и в последний дни отсидки. Считается,
что человеку с "воли" можно и поголодать денек
- он еще вчерашним сыт. А тому, кого из ШИЗО выпускают,
голод не грозит - завтра наестся. Из средств общака
помогают одеждой и деньгами тем, кто освобождается.
В лагере семья - это группа зеков, ведущих общее хозяйство,
имеющая общий доход. То есть, помимо общелагерного общака,
у них есть свой небольшой общак. Одна семья состоит
из двух или более, до 15-20 человек. Посемейники заботятся
друг о друге, в беспредельных зонах защищают своих членов.
Хотя защита такая, конечно, нормальным явлением не считается.
На правильных зонах арестанта защищает закон. И если
он этот закон нарушил, семья заступаться за него не
имеет права. Наоборот, посемейники связаны круговой
порукой, то есть коллективной ответственностью за поступки
каждого члена своей семьи. Семья и штраф за своего посемейника
заплатить должна, чтобы того не опустили или не убили,
и наказать его как следует, если он будет признан на
разборке преступником. Выход из семьи считается косяком.
В общем, семья на зоне - это отец и его дети. Мать у
них умерла, теперь живут одни, как могут. В условиях
зоны это явление вполне нормальное и хорошее.
Есть еще такое слово - кентовка. Во-первых, это синоним
слова "семья". Но есть тут и второе значение
слова. Если в семью обычно приходят самые разные люди
- как правило, только из-за личных симпатий или из соображений
выгоды совместной жизни, то кентовка состоит в основном
из земляков. Площадь "земли", прежние обитатели
которой могут собраться на зоне в одну кентовку, практически
не ограничена. Может быть сибирская кентовка в какой-нибудь
среднеазиатской зоне. А в зоне, расположенной в городе,
может быть кентовка, состоящая только из жителей одной
улицы этого города. И, соответственно, другие уличные
кентовки. Если улицы этого города (или соседние районы,
или соседние деревни) враждуют на воле, то соответствующие
кентовки враждуют обычно и на зоне.
- А как на зонах с национальным вопросом?
- Национальные кентовки на зонах есть. Иногда между
ними возникают напряженные отношения - соперничество,
недоверие, злорадство. О каких-то межнациональных побоищах
на зонах я не слышал.. Тюремный закон, как и его прародитель
воровской закон, национальностей не признает. Для воровского
закона национальный вопрос - вопрос фраерский, то есть
недостойный внимания нормального человека.
Правда, как уже было сказано, воровской закон в последние
годы пережил много изменений. И порядки в тюрьме изменились.
Сегодня борьба между разными группировками может принимать
и национальный характер.
Дело в том, что среди “апельсинов” много кавказцев,
еще их называют “лаврушниками”. На Кавказе давно уже
безработица и перенаселенность, и невест мало осталось.
Вот и двигают оттуда мужики в Россию. Случается, попадают
они в преступный мир. Эмигранты по всему миру гораздо
активнее себя ведут, чем местные, и в преступном мире
тоже. Кавказцам, по их национальным культурам, всегда
незазорно было заниматься торговлей, бизнесом. Они быстро
смекнули, какие выгоды можно извлечь из воровского звания.
В результате сегодня русских среди воров в законе остается
все меньше. Это по данным МВД, которое продолжает учет
людей по национальному признаку. По тем же данным, сегодня
среди воров в законе грузин примерно столько же, сколько
и русских. Много и выходцев из других кавказских народов
- азербайджанцев, армян.
Конечно, кавказец во главе группировки еще не означает,
что его братва состоит сплошь из соплеменников. Бывают
и кавказские банды при русском пахане, и русские банды
при пахане с Кавказа. В этом смысле преступный мир по-прежнему
интернационален. Но когда банды начинают враждовать,
в ход идет все, в том числе и фашистская идеология.
|