3.1. Святые отцы о молитве
"Во время молитвы, - говорит святой Иоанн Златоуст,
- мы беседуем с Богом. Она есть занятие общее человеку
с ангелами. Все мы нуждаемся в молитве, как деревья
в воде. Молитвы - нервы души нашей. Кто не молится Богу
и не имеет усердия беседовать с Богом, тот мертв, бездушен,
бессмыслен".
Какова должна быть молитва? "Бог не требует от
молящегося красоты речи и искусного сложения слов, но
душевной теплоты и усердия... Часто не нужно бывает
и голоса, ибо если в сердце своем изречешь его (слово)
как должно, то и в таком случае Бог услышит тебя".
"Не говори мне, что для человека, занятого делами,
невозможно проводить целый день в молитве. Можно, и
как легко! В молитве нужны не столько звуки, сколько
мысль: не воздеяние рук, но возвышение ума, не наружный
вид, но внутренний смысл... Можно, идучи на площадь,
ходя по улицам, творить продолжительные молитвы; можно
и занимающемуся работой посвящать Богу дух свой, и входящему
и выходящему, и рабу, и купцу, и стоящему у очага можно,
говорю, творить продолжительную и усердную молитву".
"Молясь долгое время и прощения своего не получая,
не говори, что будто ничего не приобрел ты своею молитвой:
ибо уже получил ты и так много. Потому что какое добро
может быть величественнее, как присоединиться к Господу
и в беспрерывном с ним союзе пребывать?"
Святитель Тихон Задонский так учит о молитве: "Молитва
не в том только состоит, чтобы в известный час стоять
и кланяться телом перед Богом, и молитвы написанные
читать, но возможно и без того на всякое время и на
всяком месте умом и духом молиться. Ибо Бог везде и
на всяком месте есть, и всегда к Нему двери отверсты
и приступ к Нему удобен, не так, как к человеку, и везде
по Своему человеколюбию готов нас слушать и нам помогать...
Приучая себя к молитве, проси Самого Господа, чтобы
Духом Святым научил тебя молиться, как Апостолы просили
Его об этом: "Господи, научи нас молиться".
(Из творений святого Тихона Задонского).
|