Общественный Центр Содействия Реформе Уголовного Правосудия

Центр содействия реформе уголовного правосудия

 

На главную

 

О Центре :: Новости :: Проекты :: Пишите! :: Вопрос - Ответ

Карта сайта :: На главную

 
 

>>> Наши проекты ||| Остановить тюремный Чернобыль! ||| Туберкулез в тюрьме и на воле

 
 

Встреча представителей организаций занимающихся проблемами, связанными с пенитенциарной системой Российской Федерации

Место: офис организации "Врачи без границ" (MSF)

Время проведения: 28 февраля 2002 г.

Основная идея встречи:

На основании 5-летнего опыта работы в пенитенциарной системе Кемеровской области "Врачи без границ" подготовили медицинское обоснование недостаточности только медицинских и эпидемических мероприятий для контроля над туберкулёзом в тюрьмах России. Врачи сталкиваются с необходимостью бороться с последствиями неадекватного функционирования системы уголовного правосудия - растущей эпидемией туберкулёза, но не способны повлиять на причины её возникновения и роста.

MSF обратилась к заинтересованным организациям с призывом объединить усилия по поиску конструктивных предложений для решения сложившейся ситуации. В частности, предполагается организовать представительный Форум с участием как медицинских, так и правозащитных структур и организаций для обсуждения проблем пенитенциарной системы России и разработки конкретных шагов для их разрешения.

Представление присутствующих:

Центр содействия международной защиты - Каринна Москаленко, Наталья Денисова;
"Международная амнистия" - Мари Мёрфи
Международный противотуберкулезный проект - Сергей Билецкий, Наталья Билецкая
Пермская ГМА, кафедра туберкулеза - Пеленёва Ирина
Эксперт института Прав человека - Лев Левинсон
"Врачи без границ" - Николя Канто, Андрей Славуцкий, Эдвиж Жанмар, Антонина Чернышева, Татьяна Рыбалкина, Ирина Кухарчик, Алексей Никифоров.

 

Доклад медицинского координатора организации "Врачи без границ"
Андрей Славуцкий, Туберкулёз и ВИЧ в Российских тюрьмах: Бессилие медицины, На основании 5-летнего опыта совместной работы с ГУИН по Кемеровской области.
(См. Приложение 1)

Тезисно:

  • Условия содержания в местах заключения - идеальная среда для распространения и заражения ТБ. СИЗО - ИВС являются генераторами лекарственно-устойчивой формы ТБ:
    • из-за частого этапирования заключенных-больных ТБ прерывается их лечение, чему способствует межведомственная разобщённость - три министерства на одного больного (СИЗО - в системе Минюста, ИВС - МВД, если в ИВС нет медпункта вызывается скорая помощь из ближайшего учреждения Минздрава);
    • переполненность СИЗО приводит к быстрому распространению ТБ, в том числе лекарственно-устойчивых форм, и в частности МЛУ ТБ ;
  • Врач, работающий в ГУИНе, находится на службе у системы и обязан выполнять приказы, даже если они противоречат медицинской этике: приоритет режимов заключения над изоляцией по медицинским показаниям (бацилловыделители); врач ГУИН в первую очередь военный или врач?
  • Прозрачность пенитенциарной системы: ограниченность/отсутствие доступа к больным, нуждающимся в помощи;
  • Колонии переполнены, что также осложняет своевременное выявление ТБ и ускоряет распространение ТБ;
  • Угрожающий рост ВИЧ-инфицированных: в 1999 г. - 9 ВИЧ-положительных на входе в СИЗО области, в 2000 г. - 310, в 2001 г. - более 1 000; По России за 2001 - 15 100 ,
  • Медики нуждаются в помощи, так как полагаясь только на свои усилия, они не могут решить проблему лечения ТБ в пенитенциарной системе;
  • Контроль над ТБ не воможен без координированных межведомственных дейсвий:
    • 7% поступающих в СИЗО уже больны ТБ;
    • 12% освобождающихся - больные ТБ;
  • Амнистии, как единственный способ разгрузить тюрьмы от балласта, приводят к неконтролируемому выбросу ТБ в общество:
    • Амнистия 2000 г. по КО: 6 000> освободились:
      • из них >700 больных ТБ;
      • из них >130 больных МЛУ ТБ;
  • Амнистия сегодня - способ эскалации эпидемии ЛУ формы ТБ?
  • При освобождении нет функционирующего механизма удержания больного ТБ на лечении, нет преемственности ГУИН - Минздрав (31,4% освободившихся ТБ больных не встают на ТБ учет); нет социальной реабилитации, адаптации и интеграции бывших заключённых в общество; больные "теряются" в обществе и способствуют активному распространению ТБ.

Обсуждение:

Доклад Сергея Билецкого, международный противотуберкулезный проект
Проблемы условий содержания и заболеваемость туберкулезом в Пермской области, доклад о ситуации в пенитенциарных учреждениях. (Приложение 2)

Было рассмотрено несколько проблем.

  • Методы выявления и подтверждения диагноза туберкулеза, применяемые в пенитенциарных учреждениях Кемеровской области.
    В начале программы качество микроскопии мазка вызывало сомнение, но в настоящее время создана сеть лабораторий по всей пенитенциарной системе Кемеровской области - 12 лабораторий на 28 учреждений (3 СИЗО и 25 колоний). Два раза в год во всех колониях проводятся массовые флюорографии. У всех подозрительных на ТБ собирается мокрота для микроскопии в прикреплённой лаборатории. С 1999 года всем больным, поступающим на лечение в программу, проводится посев мокроты, а с 2000 года проводится исследование на лекарственную чувствительность. В среднем срок лечения 6-8 месяцев. С момента начала программы по сегодняшний день было взято на лечение более 8300 пациентов, 7200 закончили лечение, из них более 5000 успешно пролечены.
  • Нарушения прав человека и принуждение заключенных к лечению.
    Насколько добровольно лечение заключенных в Кемеровской области? Как убедиться в добровольности лечения? Правомочно ли принудительное лечение? (В Указе Президента от 2001 г. говорится "О принудительном лечении").
    Хотя в новом Протоколе Соглашения между ГУИН Кемеровской Области и MSF- Бельгия от 28.02.02, некоторые конкретные пункты по соблюдению прав человека исключены , пункт об условии предусматривающем не включение пациента в программу лечения - "Отказ пациента от ТБ лечения", сохранён. Такое условие, в частности, соблюдая добровольность принятия на лечение, препятствует эффективному излечению этих пациентов. Посетившие колонии в Томской области отметили, что администрация и врачи говорят, что лечение добровольное, а заключенные рассказывают, что их принуждают. Часто заключенные не доверяют медикам, боясь, что их травят, вредя их здоровью. В Кемеровской области эта проблема практически отсутствует, в основном благодаря переговорам между MSF и "авторитетами" среди самих заключенных, так как кастовая иерархия играет одну из ведущих ролей в дисциплине в тюрьмах.
  • Поднималась проблема коррупции медицинского персонала, в частности в Пермской области, где пациенты могут избежать лечения в случае взятки врачам.
  • Как положительный момент отмечено создание новой должности в ГУИН - заместителя начальника управления по Правам человека. Хотя сотрудник на этой должности будет военный, но это реальная возможность обращаться к нему со случаями нарушения прав заключенных, прав больных и проверить, как это работает. Высказано предложение, выйти с конкретными предложениями по поводу защиты прав человека в отношении больных в тюрьмах.
  • Реформа пенитенциарной системы. В настоящее время ГУИН становится менее доступен для совместной работы и необходимо научиться работать с ним. Согласно Приказу 117, нельзя посещать ИУ без разрешения ГУИН Москвы. Сам по себе ГУИН слабее, чем МВД вместе с Прокуратурой. Возникает конфликт интересов. ГУИН не будет поддерживать общую реформу пенитенциарной системы, так как это может вызвать уменьшение его власти. ГУИН может быть только исполнителем и издавать приказы. К сожалению, ГУИН не может повлиять на переполненность колоний и СИЗО.
  • В пенитенциарной системе пересекается деятельность трех Министерств: МВД - ИВС, Министерство Юстиции - СИЗО, колонии, Минздрав - ИВС. Ведомственная разобщённость ведёт к прерыванию лечения на этапах и к росту лекарственн-устойчивых и неизлечимых форм ТБ.
  • Известны случаи жестокого обращения в ИВС. Было бы логично, если бы ИВС также относились к Министерству Юстиции. Насколько медперсонал ГУИН хочет быть в ведомстве Минздрава?

Резолюция:

1. Наша цель: подготовка представительного Форума всех заинтересованных лиц и организаций для выработки конкретных предложений власть предержащим;
2. Все присутствующие соглашаются внести посильный вклад в подготовку, создание неформальной инициативной группы;
3. "Врачи без границ" берут на себя роль связующего звена.
4. Следующие тезисы были отобраны, как наиболее важные направления, по которым стоит объединиться для совместной работы (ответственные разработчики выделены в скобках):

В СИЗО, тюрьму нельзя принимать больше, чем предусмотрено по нормам содержания; (Москаленко)
ИВС - необходимо добиться, чтобы подчинялся Минюсту; (Москаленко)
Условия содержания в СИЗО, ИВС и ИК; (Билецкий, Москаленко)
Взаимодействие правозащитных организаций с медицинскими организациями; Какое оно? (Билецкий)
5. Резюме собрания разослать участникам по электронной почте;
6. До конца апреля 2002 выработать предложения.

MSF хотела бы поблагодарить всех присутствовавших на встрече за активное участие. Комментарии и добавления к данному документу приветствуются.
MSF будет держать в курсе о развитии данного проекта всех участвовавших.

Copyright © Центр содействия реформе уголовного правосудия. All rights reserved.
Использование материалов сайта без согласования с нами запрещено.
Комментарии и предложения по оформлению и содержанию сайта: sodeistvie08@gmail.com

  Rambler's Top100      

  Яндекс цитирования