СМИ. Избранное

 
 

Реакция берет реванш

 

27 апреля в Независимом пресс-центре по инициативе руководителя программы "Новая наркополитика" Льва Левинсона (Институт прав человека) состоялась пресс-конференция, на которой была представлена следующая информация.

6 мая 2004 года Правительством было принято Постановление № 231 об утверждении размеров средних разовых доз наркотических средств и психотропных веществ для целей Уголовного кодекса. Появление этого документа обозначило пересмотр российской политики в области наркотиков, ее рационализацию, гуманизацию, соответствие европейским подходам, дифференцированный подход к правонарушителям.

Спустя год, 21 апреля 2005 года, Правительством одобрен законопроект, предусматривающий исключение из УК понятия "средняя разовая доза потребления" и направленный на возобновление репрессий против людей, употребляющих наркотики.

По мнению правозащитников, данный законопроект - результат давления реакционных сил на правительство с целью остановить реформы, направленные на изменение карательного характера уголовной политики, проводимые по инициативе Президента РФ с 2002 года и получившие, в частности, отражение в законах (Федеральные законы № 162 и 163 от 8.12.2003) и упомянутом Постановлении № 231.

Пересмотр уголовного законодательства о наркотиках инициировал Президент РФ. Законопроект, вводящий понятие "средняя разовая доза" в качестве критерия установления порога уголовной ответственности, был внесен Президентом, неоднократно публично отстаивавшим необходимость изменения подхода в противодействии наркопреступности. По сути, Правительство дезавуирует реформу УК, проведенную главой государства. Игнорирует Правительство и высокую оценку, данную новой модели уголовной ответственности за наркотики Управлением ООН по наркотикам и преступности.

Главным инициатором реванша выступает Федеральное ведомство, более известное по старому "лейблу" - Госнаркоконтроль. Прошедший год, отчетливо показал, что 40-тысячное ведомство (с многочисленным генералитетом) не имеет никакой концепции борьбы с наркобизнесом и предпочитает вернуться к золотым временам, когда можно было строчить липовые отчеты за счет отлавливания потребителей наркотиков.

Кроме того, на пресс-конференции обсуждалось и недавно принятое Постановление Государственной Думы (от 20 апреля 2005 г. N 1761- IV ГД) "Об объявлении амнистии в связи с 60- летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов". По этому постановлению, в честь всенародного юбилея предполагается освободить 262 человека. Этот "рекорд" (ни по одной "юбилейной" амнистии за последние 50 лет такого просто не было!) - также реванш ведомств. К сожалению, в их число входит и Министерство юстиции РФ, ранее считавшееся одним из самых прогрессивных. По всей видимости, руководство этого министерства также опасается, что дальнейшее сокращение численности тюремного населения может привести к сокращению армии сотрудников пенитенциарных учреждений.

Как сообщает Председатель Общественного Совета при Министре юстиции РФ (далее ОС) В.В. Борщев, Советом был разработан совсем другой проект (традиционный для "юбилейных" амнистий). Узнав о новом проекте на 262 человека, члены ОС самостоятельно передали свой вариант в Комитет по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, однако парламентарии предпочли принять "рекордное" Постановление.

Принятое Постановление об амнистии неизбежно вызывает следующие вопросы.

Чем вызвано такое запредельное сужение групп заключенных подпадающих под амнистию? Ведь участники ВОВ, блокадники и т.п. не только в колониях и тюрьмах сидят, есть и такие, которые остались на воле (трудно найти в России семью, которая не была бы задета войной), они ждут своих детей, внуков, правнуков... Почему бы и к ним не проявить милосердие? Не смягчить наказание тем, кого участники ВОВ, бывшие блокадники и др. ждут?

Правозащитники, утверждают, что в истории СССР и новой России не было ни одной амнистии (тем более "юбилейной"), под которую не подпадали бы такие группы, как женщины с младенцами (их сейчас не менее 700, считая тех, кто сидит в СИЗО), несовершеннолетние, инвалиды, пенсионеры, участники боевых действий и т.п. Почему именно к сегодняшнему юбилею их исключили из числа амнистируемых? Это ведь совсем не та ситуация, когда амнистию проводят для участников вооруженного конфликта в Чечне, это всенародный юбилей.

На пресс-конференции 27-го апреля член Президентского совета по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, член ОС при министре юстиции Валерий Абрамкин назвал Постановление об амнистии не только позорным, но и провокационным. Правозащитники прогнозируют дальнейший рост напряженности (а она уже существует, судя по массовым акциям протеста прошлого года) в местах лишения свободы. Ожидания и надежды на амнистию, хотя бы традиционную (как и в прошлые "юбилейные" годы), так высоки, что амнистия на 262 человека может привести просто к взрыву. По прогнозу правозащитников, которые часто бывают в местах лишения свободы, вероятность такого взрыва чрезвычайно высока после публикации информации о такой "амнистии". Думали ли о таких возможных последствиях члены комитета по законодательству и другие парламентарии?

И почему вообще в этот раз от обсуждения проекта были отстранены представители НПО, государственные правозащитники (В.П. Лукин и Э.А. Памфилова)? На пресс-конференции говорилось, что это похоже на демонстративное неуважение, презрение Госдумы к гражданскому обществу.

Может ли Госдума исправить положение? Может. Например, прямо сейчас можно заявить, что идет работа, скажем, над проектом Постановления об амнистии к 60-летию окончания Второй мировой войны (осенью). По мнению правозащитников, такое заявление могло бы предотвратить прогнозируемый взрыв.

 

Источник: Центр содействия реформе уголовного правосудия