Общественный Центр Содействия Реформе Уголовного Правосудия

Центр содействия реформе уголовного правосудия

 

На главную

 

О Центре :: Новости :: Проекты :: Пишите! :: Вопрос - Ответ

Карта сайта :: На главную

 
 

>>> Радиопередача "Облака"

 
 

Передача N 497

14.12.2001

 

В эфире программа “Облака”...

Это передача о заключенных, для заключенных и для всех тех, кому не безразлична их судьба.

Сегодня в Москве закрылась выставка “Человек и тюрьма”, больше месяца работавшая в залах Политехнического музея. Выставку посетило более 20-ти тысяч человек.

Многие из посетителей оставили свои впечатления об увиденном в книге отзывов:

“Спасибо вам. У меня, Бог миловал, пока никто не сидит, но выставку я без слез пройти не могла. Действительно, все наше будущее гниет в тюрьмах живьем, забиты все тюрьмы молодежью и большинство сидят ни за что. Где же наше будущее? Нет его. Все старые поумирают, а молодые — в тюрьмах. Давайте кричать все вместе о том, что творится в наших тюрьмах.

Подпись: Ираида Ивановна Кленова.

О том, что творится в наших тюрьмах, пишет “Независимая газета”:

“Недавнее посещение группой депутатов Госдумы СИЗО Тверской области позволило в очередной раз задуматься о проблемах СИЗО. Что представляет из себя камера с заключенными? Это место, где кажется, что люди просто заживо гниют. В тюремной среде происходит необратимая по последствиям деградация человеческой личности. Замкнутое пространство камерной системы - это атмосфера агрессии, отрицательной энергетики и полного подавления личности. Попавшего сюда нормального человека ждет невероятно тяжелая и мучительная адаптация, привыкание к нечеловеческому существованию. Он лишен всего: информации, семьи, близких. Он отрезан от окружающего мира, а следовательно, и стремления выбраться на свободу.”

 

* * *

 

“Пишет Вам один из множества горемык, оказавшихся по воле судьбы и закона в местах лишения свободы, Олег Комлев из колонии строгого режима Ярославской области. Мне иногда удается послушать передачу “Облака”, которая мне очень нравится. Нам так важно знать, что на воле о нас кто-то помнит, интересуется жизнью заключенных, нашими проблемами. В тюрьме кажется, что у тебя уже не осталось на всем белом свете никого, кто бы о тебе помнил, ждал и верил в тебя. И тут приходите Вы… Так и Христос заповедовал: “Я был в тюрьме, и вы посетили меня”.

Как изменить не просто тяжелое, а бесчеловечное положение, в котором пребывает почти миллион наших сограждан? Этот вопрос обсуждался в ходе национальной дискуссии “Обеспечение прав человека в деятельности судебно-правовой системы и закрытых структурах”. В дискуссии, прошедшей в рамках Гражданского Форума 21-22 ноября, приняли участие правозащитники, общественные и политические деятели, представители органов государственной власти.

Начальник Брянской воспитательной колонии полковник Александр Тутиков, принимавший участие в дискуссиях Гражданского форума, считает, что подростков, совершивших первую кражу, не надо наказывать сроком в три-четыре или даже больше лет за совершенное правонарушение. Самого пребывания в СИЗО или воспитательной колонии в течении 7-10 дней было бы достаточно для того, чтобы юный правонарушитель исправился. В особенности это касается тех, кто украл батон хлеба или пару килограммов конфет. Ведь многие из них не сделали столько зла, насколько были наказаны. За долгие годы тюрьмы они озлобляются, потому что не понимают, за что сидят. Теряют здоровье, возвращаются к нам с туберкулезом. Посадить можно всегда, а в полноценную жизнь вернуться потом, порой, невозможно.

С Александром Тутиковым согласен главный начальник уголовно-исполнительной системы заместитель министра юстиции Юрий Иванович Калинин. Более того, на встрече с участниками Гражданского форума Юрий Иванович говорил об еще одном опасном социальном последствии нынешней 158-й статьи уголовного кодекса - кража. Поскольку уголовный закон считает самую незначительную кражу, в случае, если она совершена в группе или с проникновением в помещение, тяжким преступлением, после третьей кражи человека могут признать особо опасным рецидивистом. В результате, с 1997 года, когда вступил в силу новый УК, количество “особо опасных” рецидивистов увеличилось чуть ли не вдвое.

Здравствуй, моя любимая передача “Облака”! – пишет в своем письме постоянный слушатель “Облаков” Иван Сергеевич Коренев. - Мне хотелось бы обратиться к депутатам нашим, чтоб они как можно скорее рассмотрели Постановление об амнистии. Сейчас в СИЗО и колониях содержатся люди, которые, может быть, от отчаяния, бывает, от голода совершили преступление. Из-за условий содержания они приобрели такие болезни как открытая форма туберкулеза с выделением бацилл Коха в мокроте, совсем стали больные... Мы просим депутатов подойти к этому вопросу так, как если бы это касалось их лично. Представьте — это ваши братья, родственники подверглись незаслуженной каре и находятся в таких условиях Вы бы бросили все и решили бы, что здесь нужна помощь. Так вот сейчас от вас, уважаемые депутаты, требуется именно такая помощь. Напрягитесь на все сто, меньше спите, но делайте все это объективно, правильно, справедливо, чтоб не получалось так, что незаслужившие этого люди томились и умирали, болели от несправедливости. Это сейчас вопрос номер один, это SOS, поскольку поставлена на кон жизнь многих тысяч и тысяч людей, в основном, молодых. Поэтому просим подойти к нам не бюрократически, а по человечески: примите наш сигнал SOS...”

В России к слову “амнистия” отношение сложное. Кто-то вспоминает “холодное лето пятьдесят третьего”, кто-то сына знакомых, получившего чудовищный срок за мелкий проступок, кто-то - мерзавцев, покалечивших прохожего и оставшихся безнаказанными, а кто-то - предпринимателя, угодившего в тюрьму только за то, что у него водились деньги, а это кому-то не понравилось. Некоторые уверены, что амнистии нам необходимы, другие считают, что их вообще нельзя проводить. Тем не менее, депутаты услышали мольбы о помощи…

С первого декабря вступило в силу постановление “Об объявлении амнистии в отношении несовершеннолетних и женщин”. Постановление было принято Государственной Думой сразу во втором и третьем чтении 29 ноября и опубликовано 1 декабря в Парламентской газете и 4 декабря в Российской газете. Исполнение амнистии продлится до 1 июня.

Как свидетельствует статистика, рецидив среди амнистированных не превышает 2-3%, в то время как рецидив среди освободившихся по концу срока достигает 30-35%. Это означает, что за решетку отправляют сотни тысяч людей, совершивших ситуативные преступления, т.е. они пошли на кражу или хищение в состоянии крайней нужды. “Ситуативные преступники” не являются ни опасными, ни профессиональными преступниками. Им для того, чтобы не совершать правонарушений в дальнейшем, хватило бы штрафа, условного наказания или пары недель в тюремной камере. Ежегодно проводимые амнистии – необходимость: госбюджет способен обеспечить содержание только половины заключенных. Прокормить миллионную армию заключенных не смогло бы и государство с более благополучной экономикой. Одна восьмая часть всего тюремного населения на Земле сидит в наших тюрьмах и колониях, хотя мы - лишь сороковая часть человечества. Получается, что наше правосудие просто разоряет страну. Огромные средства тратятся на то, чтобы сотни тысяч людей, не представляющих опасности для общества, содержались в тюрьме за наш счет. А потом все равно их приходится амнистировать и выделять средства на их возвращение в нормальную жизнь. Как считает заместитель министра юстиции Юрий Иванович Калинин для прекращения этой разорительной практики, необходимо изменить уголовное законодательство.

Предполагается, что по нынешней амнистии в течение шести месяцев на свободу выйдут 13 тысяч подростков (из 33) и 11 тысяч женщин (из 56). Но кому-то из оставшихся в местах заключения будет снижен оставшийся срок наказания: на две трети, наполовину, на одну треть. Почти всем остальным скинут год. Совершенно не подпадают под амнистию лишь те, кто “злостно нарушал установленный порядок отбывания наказания”. К ним относятся не только злостные нарушители порядка содержания в колонии, но и те, кто совершил преступление в период отбывания наказания, испытательного срока, кому суд отменил условное наказание, не уплатил без уважительных причин штраф в установленные судом сроки.

В ближайших выпусках “Облаков” мы подробно расскажем не только о тех, кто подпадает под амнистию, но и о тех, на кого она не распространяется. И ответим на конкретные вопросы наших слушателей.

За текстом постановлений об амнистии и комментариями к ним Вы можете обратиться в Центр содействия реформе уголовного правосудия. По этим же адресам Вы можете обратиться с вопросами по какому-то конкретному случаю, относящемуся к амнистии.

Каждый десятый освобождающийся из мест лишения свободы несовершеннолетний правонарушитель – круглый сирота. На свободе идти ему совершенно некуда. Некоторые дети просто не хотят возвращаться к родителям-пьяницам. После освобождения многие подростки могут рассчитывать лишь на койку в ночлежке - "социальной гостинице". Да и то, если их туда возьмут. Местные власти любят ссылаться на недостаток средств для бывших заключенным. Хотя на такую помощь средства требуются в сотни раз меньшие, чем на их содержание в местах лишения свободы или строительство новых пенитенциарных учреждений. По данным министерства юстиции, на создание одного тюремного места требуется 10-12 тысяч долларов. Независимые эксперты считают, что с учетом всех дополнительных расходов, эта цифра достигает 25-30 тысяч долларов. Но дети из-за такой разорительной “экономии” оказываются на улице, а затем снова в тюрьме. Раньше сиротами занимались местные УВД, департаменты по образованию и трудоустройству. Теперь исправительные учреждения должны пристраивать их самостоятельно. А за рубежом, например, в Швеции, подростков после освобождения распределяют в специальные семьи. Среди приемных родителей много бывших полицейских. Они легко находят общий язык со своими подопечными. За воспитательную работу такие приемные родители получают зарплату. У нас бывшие милиционеры не рвутся усыновлять "шпану". Тем более, что денег им за это никто не заплатит. А равнодушному и уже привыкающему ко всему обществу почему-то не приходит в голову, что эти жертвы нашего правосудия, выйдя из-за решетки и наткнувшись на отчужденность, недоверие, еще больше ожесточаются и замыкаются в среде себе подобных. А потом они оказываются снова там, куда зарекались вполне искренне больше не попадать.

"Ярлык" преступника и, особенно, преступника, побывавшего в тюрьме, не только прочно прирастает к человеку, но и разрастается до таких размеров, что часто мешает разглядеть за ним личность… Однако, появляются, слава Богу, люди, готовые опекать таких детей не за зарплату, а “просто так”. Просто они видят в бывшем заключенном личность и не могут бросить его на произвол судьбы. Один из таких людей – Илья Эдуардович Будкевич, который ведет для подростков Кировоградской (Свердловская область) воспитательной колонии оздоровительный курс китайской борьбы кунг-фу. Хотя дело не в экзотическом кунг-фу, а в добром сердце, душевности, милосердии Ильи Эдуардовича. Он не просто чему-то учит детей, но и пытается устроить их дальнейшую судьбу. Добивается для них условно-досрочного освобождения, сам приходит на суд их ходатаем. Не бросает на произвол судьбы своих подопечных Илья Эдуардович и после освобождения.

Освободившиеся из мест заключения не рассчитывают на поблажку, но они вправе надеяться на обычное человеческое участие. Но и здесь они зачастую оказываются покинутыми. И какие бы “установки” у человека ни были, когда он сталкивается с тем, что работы нет, жилья нет, есть нечего, он снова может пойти на преступление.

А пока с социальными службами, с благотворительными организациями, которые могли бы помочь освобождающимся – большие проблемы. Так что готовиться к освобождению арестантам надо самим. Впереди могут поджидать не самые приятные вещи: неопределенность в трудовом и бытовом устройстве, проблемы во взаимоотношениях с родными, друзьями, соседями, жертвами преступления и др. Человек, которому после долгих лет казарменного существования предстоит оказаться в ином, сильно изменившемся мире, вряд ли может даже приблизительно себе представить, с чем ему придется столкнуться. Наверное, следует подстраховаться от случайностей и недоразумений. В Центр содействия реформе уголовного правосудия Вы можете обратиться за буклетом “Жизнь после освобождения”. Хотя буклет предназначен прежде всего для подростков, он будет полезен и взрослому человеку, освобождающемуся из мест лишения свободы.

Для заключенных Пермской области Пермский региональный правозащитный Центр по правам человека выпустил этим летом “Справочник для освобождающихся из исправительных учреждений”. Сведения, помещенные в брошюрах, о которых мы рассказываем, имеют общий, начальный характер. И, естественно, не могут быть исчерпывающими. Тем не менее, можно попробовать использовать эту информацию, чтобы с ее помощью получить другую, в большей степени связанную с конкретной проблемой, возникающей у освобождающихся. Начинать всегда непросто, но когда появляется определенность, появляются и планы. А с планами приходит осмысленность и уверенность. Считай, половина дела сделана, можно освобождаться и… дальше строить свою судьбу. Справочник можно заказать по адресу: город Пермь, улица Куйбышева, дом 14, комната 203. Контактный телефон: код города Перми: 3422, телефон Центра 903004.

Зная, что многое в судьбе человека зависит от него самого, в том числе и такая вещь: попадет он снова в тюрьму или нет, мы искренне надеемся, что Ваш жизненный выбор будет сделан сознательно, что Вы никогда более не станете причиной боли и страданий окружающих Вас людей, и не переступите вновь порога тюрьмы.

 

Вы слушали программу “Облака”

Всем привет!

Copyright © Центр содействия реформе уголовного правосудия. All rights reserved.
Использование материалов сайта без согласования с нами запрещено.
Комментарии и предложения по оформлению и содержанию сайта: sodeistvie08@gmail.com

  Rambler's Top100      

  Яндекс цитирования