Радиопередача Облака

 
 

Передача N 669

20 мая 2005
17.30-17.48.

  • Продолжаем обсуждать амнистию.
  • Прежние амнистии и проект Общественного совета.
  • Об акции "Амнистия: Милость - узникам".
  • 84 года со дня рождения А.Д. Сахарова.
  • Изменение дня и времени выхода радиопередачи "Облака" в эфир.

 

В эфире программа Облака.

Это передача о заключенных, для заключенных и для всех тех, кому небезразлична их судьба.

Здравствуйте. У микрофона Ирина Новожилова.

 

Средства массовой информации продолжают обсуждать амнистию, объявленную Государственной Думой в честь 60-летия Победы в Великой Отечественной войне. Проведенную амнистию журналисты называют жестокой, позорной, издевательской, провокационной.

В обращении, подписанном членами Общественного совета при министре юстиции РФ по проблемам деятельности уголовно-исполнительной системы говорится:

"Амнистия, проведенная в связи с 60-летием Победы, обманула надежды и ожидания сотен тысяч людей, не только узников, но и тех, кто ждал милости для своих родных и близких, оказавшихся в местах лишения свободы, и тех, кто знает о ситуации, сложившейся в нашей уголовно-исполнительной системе не понаслышке. В нарушение традиции, сложившейся за последние десятилетия, амнистия коснулась лишь нескольких сотен осужденных и заключенных под стражу, из исправительных учреждений было освобождено всего 262 человека.

Такого ничтожного количества заключенных, освобожденных по амнистии, тем более объявленной в честь всенародного юбилея - Дня Победы, - за последние 50 лет никогда не было. В 1990-е годы амнистии проводились шесть раз, они, чаще всего, были связаны с юбилеем Победы и затрагивали широкий круг заключенных: не менее 6% от общего количества тюремного населения".

У микрофона член Общественного Совета, директор Центра содействия реформе уголовного правосудия Валерий Абрамкин.

Валерий Абрамкин: Я хотел бы напомнить, что в прошлый юбилей, когда отмечалось 55 лет Победы в Великой Отечественной Войне, амнистия распространялась более чем на полмиллиона человек, 250 тысяч было освобождено из исправительных учреждений и следственных изоляторов. Причем, это никак не сказалось на ситуации с преступностью в стране. Известно, что амнистированные и помилованные совершают повторные преступления в 10-20 раз реже, чем освобожденные по концу срока. И это понятно, под амнистию, как правило, попадают люди, совершившие случайные, ситуативные правонарушения. Кроме того, совестливый человек, в отношении которого проявлено милосердие, испытывает не только чувство благодарности, но и повышенное чувство ответственности за свои дальнейшие поступки.

Авторы проекта постановления об амнистии утверждали, что она проводится исключительно для людей, которых непосредственно затронула война. Но участники Великой Отечественной Войны, ленинградские блокадники, участники трудового фронта, бывшие узники гитлеровских застенков находятся не только в колониях и СИЗО, - трудно найти в России семью, которая не была бы задета войной. Среди ветеранов войны (а их 1 млн. 200 тыс.) немало людей, которые ждут возвращения из мест лишения свободы своих детей, внуков, правнуков... Почему бы и к ним не проявить милосердие? Не смягчить наказание тем, кого ждут наши соотечественники, непосредственно причастные к Победе?

Проведенная амнистия является не только издевательской, она может привести к дальнейшему росту социальной напряженности в местах лишения свободы.

Ожидание амнистии в честь 60-летия Победы и надежда значительной части осужденных на проявление милосердия к ним сдерживало обострение ситуации, которая и так сейчас является довольно острой в уголовно-исполнительной системе. Крушение этих надежд у сотен тысяч заключенных способно вызвать в колониях и СИЗО неконтролируемые и неуправляемые процессы, чреватые взрывом.

Авторы постановления Государственной Думы об амнистии утверждали, что традиционные амнистии теперь не нужны, поскольку произошло смягчение уголовного законодательства. Кроме того, люди, оказавшиеся в конфликте с системой уголовного правосудия, по новому УПК получили больше возможностей для защиты своих прав. Однако судебная практика продолжает носить карательный характер, особенно в отношении самых бедствующих людей: не имеющих средств на адвокатов, несовершеннолетних, женщин. И амнистии хоть в какой-то мере смягчают последствия карательной практики казенного правосудия.

Общественный Совет при министре юстиции подготовил проект Постановления, традиционный для "юбилейных" амнистий. Этот проект в начале апреля был направлен в Комитет Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству. Однако парламентарии не обратили на него никакого внимания. Об основных предложениях правозащитников рассказывает нашему корреспонденту Елене Гордеевой Председатель Общественного Совета Валерий Васильевич Борщев.

Валерий Борщев: Проект был традиционный. Во-первых, до 3-х лет освобождались очень многие, за исключением некоторых статей, например, 105 и т.д. Но довольно большое число людей, осужденных до 3-х лет, подходили под амнистию и должны быть освобождены. Многие несовершеннолетние должны были быть освобождены, женщины. И это нормально, это правильно. Женщина в колонии - это противоестественно. И чем дольше она сидит, тем больше происходит ее деформация. А уж воздействие колонии на несовершеннолетних - это описано даже в популярной литературе, не только в научной. Это ужасно, последствия страшные. Наши суды увлекаются огромными, длительными сроками. И мы надеялись, что амнистия поможет спасти многих ребят, не даст им адаптироваться в уголовном мире, даст им возможность выйти на свободу и стать нормальными людьми. С амнистией связывались многие надежды.

И вот что получилось. Тот вариант, который рассматривала Государственная Дума, предполагает, что амнистии должны подлежать только участники войны. Несомненно, участники войны должны быть освобождены, это аксиома. Да их не так уж и много, их 200 с лишним человек. Это ничтожная цифра, и они не представляют никакой общественной опасности. И амнистии не надо было ждать, надо было давным-давно этих стариков, участников войны освободить, это бесспорно. И ради этих 200 с лишним человек и не стоило принимать такой государственный акт. В конце концов, Президент своим актом помилования мог бы освободить участников войны, и это нормально. Но амнистия предполагает более широкий охват осужденных, конечно, не 200, не 300 и даже не тысяча человек. Этого не произошло.

Остается только убеждать, доказывать. Если не удастся эту амнистию расширить, тогда надо будет добиваться следующей, пусть по отдельным категориям. Но люди, которые сидят и надеются выйти на свободу, особенно те, по отношению к которым суды поступили несправедливо, а таких большое число, должны иметь надежду, и надо чтобы эта надежда реализовалась.

Депутаты Государственной Думы предпочли проект, подготовленный Общественным Советом при министре юстиции. От обсуждения проекта Постановления об амнистии были отстранены представители неправительственных организаций, независимые и государственные правозащитники - Уполномоченный по правам человека Владимир Петрович Лукин и председатель Президентского Совета Элла Александровна Памфилова. Государственная Дума в очередной раз продемонстрировала свое неуважение и презрение к гражданскому обществу. Однако правозащитники не намерены отступать, они считают, что проект Общественного Совета при министре юстиции может быть положен в основу дополнительной амнистии, которую они предлагают провести в этом году. Как считает член Общественного Совета и Президентского Совета по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Валерий Абрамкин, успешное продвижение этого предложения зависит не только от усилий правозащитников, но и от активности гражданского общества, простых граждан России. По инициативе Центра содействия реформе уголовного правосудия сейчас проводится общественная акция "АМНИСТИЯ: МИЛОСТЬ - УЗНИКАМ". Рассказывает директор Центра Валерий Абрамкин.

Валерий Абрамкин: Такая амнистия приведет к снижению социального напряжения в местах лишения свободы, станет восстановлением справедливости и традиций милосердного отношения к узнику.

Вопрос о возможности проведения дополнительной амнистии обсуждался 12 мая на встрече Президента Владимира Путина с Эллой Памфиловой. Элла Александровна, обратила внимание Президента на то, что амнистии не отразилась на судьбе таких бедствующих групп осужденных, проявление милосердия к которым будет встречено обществом с пониманием. Я имею в виду женщин, имеющих малолетних детей, несовершеннолетних, больных, людей почтенного возраста. Насколько я понял, Владимир Владимирович согласился с нашими доводами и обещал поручить министру юстиции Юрию Чайке проработать вопрос о дополнительной амнистии. Безусловно, вопрос о проведении дополнительной амнистии будет одним из главных на ближайшей встрече министра юстиции с членами Общественного совета, который создан при нем в 2003 г.

Как будут развиваться события дальше? Многое здесь зависит не только от правозащитников, но и от общественного мнения, от позиции и активности простых людей. Руководство нашей страны должно знать, что наш народ не столь жестокосерден, как утверждают недобросовестные политики. Мы призываем всех, и, в частности, слушателей "Облаков" поддержать наши предложения, принять участие в общественной акции "Амнистия: Милость - узнику", которую мы сейчас проводим. Вы можете направить обращение с поддержкой предложений правозащитников. В этом письме поддержать наш призыв о проведении амнистии, обратившись к Президенту, гаранту прав человека и субъекту законодательной инициативы, другим высшим должностным лицам страны. Примерный текст обращения и дополнительную информацию вы можете получить в нашем Центре.

За дополнительной информацией об акции "Амнистия: Милость - узникам" и открытками в поддержку этой акции вы можете обращаться в Центр содействия реформе уголовного правосудия: 101000 Москва Лучников пер, 4, комн. 7, телефон. 206-86-84, 229-04-57, факс 206-79-81.

Адрес, по которому вы можете самостоятельно обратиться к Президенту России, в поддержку предложений правозащитников о проведении дополнительной амнистии: 103132, Москва, Старая площадь, 4. Президенту России Владимиру Владимировичу Путину. Послать сообщение можно и по электронной почте, зайдя на сайт Президента.

По сообщению средств массовой информации, на встрече Президента с Эллой Памфиловой, помимо вопросов социальной политики и возможности проведения дополнительной амнистии, обсуждался и вопрос о положении осужденных в местах лишения свободы. Владимир Путин обещал содействовать принятию постановления правительства о единовременном денежном пособии, которое может быть выплачено освобождающемуся осужденному. Такая возможность предусмотрена статьей 181 Уголовно-исполнительного кодекса, который вступил в силу в июле 1997 года, однако до сих пор правительство так и не приняло постановление, которое должно определять порядок выделения и размер такого пособия.

 

* * *

11 апреля этого года премьер-министр Михаил Фрадков подписал постановление "О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения для осужденных к лишению свободы, для содержащихся в следственных изоляторах в мирное время". В нем установлены новые, повышенные нормы питания. Впервые за многие годы в питание всех без исключения заключенных будут включены яйца и молоко, витаминизированный кисель, в котором должна содержаться половина суточной нормы витаминов.

В связи с внесением поправок в Уголовно-исполнительный кодекс в декабре 2003 года, установлены и новые нормы санитарно-гигиенических средств. Каждому заключенному раз в месяц должны выдавать по 200 г. хозяйственного и 50 г туалетного мыла, по 30 г зубной пасты, шесть лезвий для бритья (для мужчин), 25 м. туалетной бумаги, и раз в полгода - зубную щетку.

 

* * *

Завтра, 21 мая, исполняется 84 года со дня рождения Андрея Дмитриевича Сахарова.

"День 21 мая входит в нашу душу как праздник разума, добра, духовного величия, - писала в 81-м году Лидия Корнеевна Чуковская, поздравляя академика Сахарова с шестидесятилетием, - Вашим повседневным подвигом Россия снова явила миру свою подспудную силу. Словом своим Вы побуждаете людей к деятельному добру. Мысль Ваша тревожит сердца, овладевает тысячами на свободе и за решеткой, учит думать и поднимает, ведет с одной ступени сознания на последующую…"
В жизни и судьбе Андрея Дмитриевича было много такого, что, казалось бы, никак не могло совмещаться в одном человеке. Его называют "отцом советской водородной бомбы"! Но высшая награда - Нобелевская премия мира была присуждена академику Сахарову как общественному деятелю: "За выдающийся вклад в сохранение мира на Земле, условий для выживания человечества".

В 32 года Андрей Дмитриевич стал самым молодым академиком Советского Союза, был трижды Героем Социалистического труда СССР, орденоносцем, лауреатом сталинских и других государственных премий. А в 58 лет специальным Указом Президиума Верховного Совета СССР был лишен звания героя, многочисленных правительственных наград и премий. Выдающийся ученый, всемирно известный общественный деятель, академик Сахаров, как преступник, в 1980 году был выслан в город Горький, где провел в заточении семь лет... В Москву Андрею Дмитриевичу было разрешено вернуться лишь в декабре 1986 года.

Наверное, наша страна и все человечество, могли бы прийти в 21 век совсем другими, если бы были вовремя услышаны предложения и предостережения академика Сахарова. С начала 60-х годов прошлого столетия Андрей Дмитриевич выступал за отказ от испытаний ядерного оружия. Но пока страны, проводящие эти испытания, пришли к пониманию грозящей от этого опасности, миллионы людей потеряли здоровье или умерли от полученной дозы радиоактивного облучения.

Говорил академик Сахаров и об опасности ядерного реактора, который взорвался потом в Чернобыле; после ввода войск в Афганистан он написал открытое обращение, в котором он предупреждал о трагических последствиях этого безумного для нашей страны и всего мира шага. Но вместо поиска путей мира и согласия между народами, советские власти более 10 лет вели бессмысленную, кровопролитную войну. За это обращение Сахаров и был лишен всех званий и наград и выслан в Горький.

В 70-х годах прошлого века Андрей Дмитриевич, вместе с другими учеными и общественными деятелями, неоднократно обращался к высшему руководству страны с призывом начать проведение постепенных, последовательных экономических и политических преобразований. Начни мы их тогда, наверное, не было бы необходимости в шоковых реформах начала 90-х годов.

Андрей Дмитриевич ушел из жизни в декабре 1989 года в 68 лет.

Известный российский юрист и общественный деятель Анатолий Кони в своей книге о "святом докторе" - Федоре Гаазе писал:

"Мы мало умеем поддерживать при жизни сочувствием и уважением тех немногих, действительно замечательных деятелей, на которых так скупа наша судьба.

Но, когда такой человек внезапно сойдет со сцены, в нас вдруг пробуждается чувствительность, очнувшаяся память ясно рисует и пользу, принесенную усопшим, и его душевную красоту. Мы плачем поспешными, хотя и запоздалыми слезами, в бесплодном усердии несем ненужные венки..."

"Нет пророков в своем Отечестве", - говорится в Евангелии. Конечно, знал об этом изречении из Евангелия и Андрей Дмитриевич Сахаров. Но есть и другое евангельское напоминание: "Не стоит земля без праведников".

 

* * *

Уважаемые слушатели! Обращаем ваше внимание на то, что изменяется день и время выхода радиопередачи в эфир. С 31 мая 2005 г. "Облака" будут выходить в эфир по вторникам в 15 часов 10 минут по московскому времени.

 

 

Вы слушали программу «Облака».

Всем привет!