Радиопередача Облака

 
 

Передача N 857

24 февраля 2009
15.10

    • Первое заседание Президентского Совета по правам человека

    • Из выступлений участников заседания

    • В.П. Лукин переизбран на пост Уполномоченного по правам человека в РФ

 

 

В эфире программа "Облака"...

Это передача о заключенных, для заключенных и для всех тех, кому небезразлична их судьба.

Здравствуйте. У микрофона Ирина Новожилова.

 

 

18 февраля состоялось первое заседание Президентского Совета по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека. Указ об утверждении нового состава Совета, как мы уже сообщали был подписан Дмитрием Медведевым 10 февраля. Об этом Президент сообщил в ходе встречи с Эллой Памфиловой, которая возглавляла Совет с 2004 года.

В состав Совета, утвержденный Дмитрием Медведевым, как и ранее, вошли известные правозащитники, лидеры неправительственных организаций. Некоторые из этих организаций занимаются защитой прав и оказанием разнообразной помощи самым бедствующим группам населения: детям, которые оказались без необходимой помощи родных и близких, беженцам, бездомным, заключенным, инвалидам. Светлана Ганнушкина возглавляет организацию «Гражданское содействие», которая оказывает помощь беженцам и вынужденным переселенцам, Сергей Говорухин – Фонд ветеранов и инвалидов вооруженных конфликтов, Ида Куклина представляет Союз комитетов солдатских матерей России…

Входит в Совет и Людмила Алексеева, председатель Московской Хельсинкской группы. Людмила Михайловна была одним из основателей этой старейшей в России правозащитной организации. Из-за угрозы ареста Людмила Алексеева была вынуждена покинуть страну в 1977 году, более 15 лет жила в изгнании, там принимала активное участие в создании хельсинкских групп в других странах, это было началом международного правозащитного движения, которое сейчас называют Хельсинкским.

В своей книге «История инакомыслия в СССР» Л.М. Алексеева, которую называют «летописцем» демократического движения в нашей стране, говорит о главных принципах правозащитного движения: «Правозащитники принципиально отвергают насилие для осуществления какой бы то ни было цели, осуждают его и никогда к нему не прибегают».

«В наше тревожное время социальных и межнациональных конфликтов правозащитники должны не только отвергать насилие, но и быть миротворцами», – сказала в своем выступлении на заседании Президентского Совета 18 февраля Людмила Алексеева:

«И раньше, а тем более в нынешней обстановке основная задача нашего Совета, если ее как можно короче выразить, – это посредничество, причем посредничество с целью успокоения страстей с обеих сторон. То, что мы можем сделать, – влиять на власти, чтобы они все-таки старались с людьми разговаривать, а не давить их; и влиять на людей, чтобы они разговаривали, а не прибегали к каким-то силовым действиям».


О смысле и предназначении посредничества Алексеева знает не понаслышке. Она не раз бывала в «горячих точках» в роли миротворца и хорошо изучила сложности и проблемы, существующие в зонах напряженности. Вот что рассказала Людмила Михайловна в своем выступлении на заседании Президентского Совета о ситуации, которая складывается сейчас в Ингушетии:

«Немного о ситуации в двух северокавказских республиках… В Ингушетии назначен новый Президент, судя по всему, он настроен на то, чтобы с людьми разговаривать, а не давить их. И очень важно, чтобы у него хоть что-то получилось. Представляете, в Ингушетии, где идет реальная гражданская война, хоть какой-то шаг к миру будет сделан, а там за короткий срок его пребывания на посту уже немножко успокоилось. Тогда это может стать примером и для остальных республик. И там, м.б., поймут: с конфликтующими сторонами надо разговаривать, а не захватывать заложников, не убивать, пытать людей и т.п. Поэтому мне кажется, что хорошо было бы, чтобы наш Совет послал туда своих представителей, какую-то группу, которая бы взяла как бы под покровительство Ингушетию1. Это очень важно, чтобы в Ингушетии что-то наладилось».


* * *


В состав Президентского Совета входят люди, имеющие большой опыт не только общественной, но и государственной деятельности. Председатель Совета Элла Памфилова начинала свою биографию мастером ремонтно-механического завода, стала известным и даже популярным политиком в 1989 году, после избрания народным депутатом Вер­ховного Совета СССР. В 2002 году Э.А. Памфилова возглавила Комиссию по правам человека при Президенте России, которая потом была преобразована в Совет.

Элла Памфилова возглавляет Общероссийское общественное движение «Гражданское достоинство», является председателем Союза общественных объединений «Гражданское общество – детям России».

В своем вступительном слове на заседании, прошедшем 18 февраля, Элла Памфилова предложила оставить одним из главных направлений деятельности Президентского Совета – «детей России», наших детей, которым в условиях финансового кризиса будет трудно выжить без поддержки государства и общества.

«Есть одна тема, которая, несмотря на всю нашу разность, нас всех объединяет. Это дети, которые сами про свои беды сказать пока не могут. А самые острые проблемы сейчас, во время кризиса, прежде всего, затронут детей. Поэтому, как мне представляется, надо создать представительную рабочую группу по детям. Туда могут войти не только члены ПС (Алексей Головань и т.д.), но и другие люди, которых мы знаем. Их можно пригласить в качестве экспертов, правовые документы о ПС это сделать позволяют…»


Э.А. Памфилова рассказала о своих впечатлениях от встреч, которые у нее были с членами Госсовета и представителями ведомств во время поездки в Вологду. Говорит Э. Памфилова:

«Очень глубокое, предметное и конкретное было обсуждение. Дмитрий Медведев дал целый пакет поручений ведомствам. Что меня там приятно поразило… Все уже признают необходимость ювенальной юстиции, просто все! Поразительно, но у нас сейчас нет ни одного противника. А сколько было еще пару лет назад. Теперь все только спрашивают – а почему все затормозилось с ювенальной юстицией? Почему никакого движения?

И еще по одному «нашему направлению» сейчас нет противников: по вопросу необходимости сокращения численности тюремного населения. По этим направлениям могут быть очень серьезные подвижки, с учетом того, что все созрели.

К сожалению, такой подвижки нет с общественным контролем. На это, как вы помните, Совет тоже много сил положил… Я по этому вопросу выступала, сказала о том, что общественного контроля, как такового, нет. Мы так бились за этот общественный контроль в тюрьмах, а оказалось, что контролировать-то некому! Некому! 372 человека на всю Россию. А кто есть, тех не пускают. Я думаю, что это тоже может стать важным направлением в нашей деятельности – становление ОК за тюрьмами в России».

 

В состав нынешнего Президентского Совета, как и ранее, вошли известные журналисты, ученые, юристы, исследователи, представители общественных объединений предпринимателей, некоммерческих исследовательских центров, неправительственных организаций.

У кого-то из членов Совета жизнь и судьба сложилась непросто, они и сами прошли через невзгоды и испытания. Возможно, именно поэтому они лучше понимают положение людей, чье право на честь и достоинство, нарушается не только чиновниками, но и окружающими.

Такое разнообразие судеб и опыта дает возможность начинать решение острых проблем прямо в ходе совещания, не дожидаясь вмешательства Президента, государственных ведомств и служб.

Предлагаем вашему вниманию несколько отрывков из выступлений участников заседания ПС. У микрофона глава негосударственной организации «Клуб региональной журналистики» Ирина Ясина:

«Я сама инвалид-колясочник. Для того, чтобы попасть в любое место города Москвы, мне нужен Ваня. Вот он сидит здесь и мне помогает во всем. Но не у всякого есть такой Ваня. Закрыты все театры, музеи. В той же самой консерватории мне сказали: «Инвалид – сиди дома». Для детей закрыты цирки, для детей закрыто… ну вообще все. «Пандусов, – объясняют, – нет». Говорят, что они дорого обходятся городским властям. На самом деле, это вранье, совсем не дорого, это просто «копейки» стоит… «Было бы желание», как говорится.

Нужно внести такой проект или в федеральное законодательство, или в регионах поработать, у нас же есть аналогичные государственно-общественные структуры2

В США, к слову сказать, не сразу все сложилось с инвалидами, а начиналось именно с того, что был принят закон, который обязал все общественные места иметь соответствующие специальные приспособления для инвалидов (колясочников, например). Демократия, либерализм начинаются с уважения прав меньшинств, которые, неважно, по какой причине, слабее большинства, «электората»… Мы и должны, прежде всего, заниматься правами подобных меньшинств… С защитой их прав и начинается настоящая демократия».


Член Президентского Совета, автор и ведущий телепрограммы «Посткриптум» Сергей Пушков тут же предложил Ирине Ясиной конкретную помощь – телесюжет в программе «Посткриптум».

Говорит С. Пушков:

«Создание нормальной, безбарьерной среды для инвалидов зависит не только от государства и бизнеса, но и от всех нас – прохожих, окружающих людей, которые считают, что «колясочник» должен сидеть дома и не портить «нормальным людям» настроение.

Действительно, поражает, когда приезжаешь даже в страны третьего мира (их обычно числят в самых «отсталых»), там при выходе из самолета уже стоят коляски, а не только пандусы… А мы хотим себя считать членами Большой Восьмерки! Это же не только у власти, в обществе нет понимания…

Я помог бы вам, Ирина. Надо сделать развернутый сюжет о проблемах колясочников и других инвалидов в своей программе. Думаю, что это очень важный момент, мы не должны упускать из виду и простых людей, прохожих, которые должны сердцем почувствовать эту проблему».


На заседании ПС обсуждались и вопросы оказания помощи неправительственным организациям (НПО), которые в условиях нового экономического кризиса оказались на грани исчезновения. Но именно эти организации являются основой зарождающегося гражданского общества в России, главными участниками программ Совета по оказанию помощи детям, инвалидам, беженцам и другим бедствующим группам.

Как можно помочь НПО? Этот вопрос обсуждали участники совещания: Президент «Центра развития демократии и прав человека» Юрий Джибладзе, Исполнительный директор «Ассоциации менеджеров» Сергей Литовченко, вице-президент регионального объединения работодателей «Союз промышленников и предпринимателей Калининградской области» Гарий Чмыхов и другие члены ПС…

Порой деятельность НПО срывается и из-за преследований со стороны чиновников. Людмила Алексеева предложила Совету начать работу по убеждению властей в безопасности и пользе мирных уличных выступлений россиян:

«У нас очень демократичный закон об уличных акциях. Но практика полностью не соответствует этому закону. Власти взяли себе за правило откровенно нарушать этот закон: запрещают то, что по закону они не имеют права запрещать.

Мы идем мирно, и не надо нас «пасти», как пасли 20-го ноября в годовщину гибели Политковской. На триста участников митинга было более двух тысяч милиционеров и солдат внутренних войск. Я говорю окружающим: «Смотрите, как нас охраняют!». Смеются: «Что вы, ЛМ, это не нас охраняют, это от нас охраняют». Мы выглядим полицейским государством, когда себе такое позволяем. Надо убеждать власти: людям надо давать возможность мирно решать свои проблемы… Не трогайте эти мирные акции, и немирных не будет! Надо дать людям возможность спокойно их проводить, тогда люди приучатся все решать миром, а не бунтами, как бывало в нашей истории».


Л.М. Алексеева рассказала про существующий «черный список» организаций, подозреваемых в «экстремистской» деятельности:

«У силовых органов (у милиции, у ФСБ) существуют списки «экстремистов». Представления о том, кто такие экстремисты, у них и у нас кардинальным образом расходятся. По их критериям «экстремистами» можно считать весь состав нашего Совета! Настоящие «экстремисты», по их понятиям: «позволяют себе что-то такое критиковать в действиях власти»… да, это чистой воды экстремизм!

Такой подход приводит к таким последствиям… Мы приглашаем своих коллег из регионов, они садятся в поезд, в самолет и т.п. Их не пропускают, ссаживают с поезда. Они, естественно, спрашивают: «Почему?!» Ответ стандартный: «Вы в списках экстремистов». Это правозащитники, как правило. А вот реальные экстремисты, скажем те, кто нападают на мирные шествия, демонстрации и митинги, – они в экстремистах не числятся.

Для занесения НПО или неформальной молодежной группы в такой список не требуется никакого судебного решения. Представляете, что чувствует человек, которого назвали экстремистом при посадке, скажем, в поезд? И что про него и про ситуацию, в которую он угодил, думают другие пассажиры? Наверное, вспоминают все случаи, когда террористы взрывали самолеты, поезда, автобусы, и думают – «моя милиция меня сбережет». Или самое малое: «Слава Богу, пронесло!» А когда ссаживают какого-нибудь инородца (такое частенько бывает), заодно разжигают и пламя межнациональных конфликтов. Нередко в «черный список» попадают и правозащитники, которые направляются на какой-нибудь конгресс по правам человека, на мирную демонстрацию».


Элла Памфилова напомнила, что работа Комиссии по правам человека, а потом и Совета, проходила в условиях постоянных нападок и обвинений, которые трудно назвать объективными. С одной стороны, правозащитников обвиняли в предательстве интересов страны, в том, что они служат интересам западных стран (а то и спецслужб). С другой – в продажности своим отечественным богачам. Были и обвинения в карьеризме, зависимости от «власть предержащих», от тех или иных казенных людей, занимающих высокое положение. Нередко звучали даже обвинения в содействии экстремизму.

Но «поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, ибо и они в Боге содеяны». Он должен следовать только голосу совести, а не окрику начальника, разнообразным призывам прессы, доброжелателей-недоброжелателей… Не надо принимать шум толпы «за глас народа»…

Говорит Э. Памфилова:

«Насколько мне известно, я тоже попала в «черные списки» некоторых телеканалов. К сожалению, приходится работать в тех условиях, которые есть. Думаю, не надо просчитывать возможную реакцию СМИ (а она бывает злобной не только в желтой прессе, но и в радикальной), думать, что о нас скажут-напишут. Наш долг делать то, что мы делаем. И будь, что будет!


* * *


В тот же день (18 февраля) Государственная Дума утвердила Владимира Лукина на должность Уполномоченного по правам человека в РФ. Его кандидатура была внесена на рассмотрение нижней палаты ФС Президентом РФ Дмитрием Медведевым.

Пост Уполномоченного по правам человека в РФ был учрежден Конституцией 1993 года. Назначение и освобождение Уполномоченного от должности относится к ведению Госдумы. Напомним, что первым Уполномоченным по правам человека в России был известный правозащитник, бывший политзаключенный советской эпохи Сергей Адамович Ковалев.

В.П. Лукин – доктор исторических наук, профессор, в начале 1990-х годов – посол РФ в США, депутат Госдумы нескольких созывов, в 1999-2003 годах вице-спикер нижней палаты парламента. Он также широко известен как соучредитель демократической партии «Яблоко».

В компетенцию федерального Уполномоченного входит, в частности, рассмотрение жалоб и обращений о нарушениях прав человека, поступающих от конкретных граждан3, и принятие мер по их восстановлению.

Кроме того, в компетенцию Уполномоченного входит: анализ законодательства РФ в области прав человека, подготовка рекомендаций по его совершенствованию и приведению в соответствие с нормами международного права. Предусмотрена ежегодная отчетность омбудсмена перед российским парламентом. По закону Уполномоченный назначается на пять лет, одно и то же лицо не может занимать этот пост более двух сроков подряд. В.П. Лукин занимает должность федерального омбудсмена с февраля 2004 года.

Мы поздравляем Владимира Петровича с переизбранием на пост Уполномоченного по правам человека в РФ.


Вы слушали программу «Облака».

Всем привет!

 

 

-----------------------------------------------------------

1 По сообщению сайта МХГ, которое появилось еще за неделю до заседания ПС (раздел новости за февраль 2009 г.), Л.М. Алексеева вошла в состав миротворческой делегации общественных и религиозных лидеров и направляется в Дагестан, где уже многие годы продолжаются конфликты на религиозной и национальной почве, бесследно исчезают люди…

2 В подавляющем большинстве субъектов РФ уже созданы Советы, КПЧ при мэре или губернаторе,

3 Такой обязанности и возможностей (формально) не имеют другие гос. правозащитники (например, КПЧ и Советы). Федеральному и региональным уполномоченным обязаны отвечать, и через них проще найти управу на казенного человека