Общественный Центр Содействия Реформе Уголовного Правосудия

Центр содействия реформе уголовного правосудия

 

На главную

 

О Центре :: Новости :: Проекты :: Пишите! :: Вопрос - Ответ

Карта сайта :: На главную

 
 

>>> Места лишения свободы ||| Регионы

 
 

Май 2000г, Волгоградская область

Выставка "Человек и тюрьма" в Волгограде.
Отчёты о посещениях исправительных учреждений.

 

С 22 по 26 мая 2000 г. в г.Волгограде проходила выставка "Человек и тюрьма". Выставку посетило не много людей, но все же она вызвала интерес. Мы получили самые различные отклики, включающие и возмущение поминающих Сталина пенсионеров, и неприятие интеллигентами "устаревших" мифологизаций, а также усталое недоумение более компетентных УИНовцев по поводу присущего нам критицизма к тюремщикам. Были, конечно, и позитивные отзывы, их было, как всегда больше, но нам все же интересней было прислушаться к негативу, тем более, что сказанное представителями УИН было во многом справедливо.

Мы убедились в этом, посетив несколько пенитенциарных учреждений Волгоградской области. Но остались при своем, понимая, что благоприятная специфика региона не снимает остроты проблемы в целом. Хоть и радует. Даже очень.

Нас приятно поразил не только позитивный настрой руководства УИНа и начальников учреждений, где мы были, их желание максимально нормализовать быт заключенных и даже устроить возможность минимальной их реабилитации. Нас порадовала прежде всего их трезвая оценка собственной деятельности, уверенное знание того, что возможно и что невозможно сделать в нынешней конфликтоопасной ситуации. И это не ссылки на недофинансирование и неисправимость "спецконтингента", столь обычные, например, в Краснодаре или в Явасе (Потьма). Это восприятие проблем не как повода для обиды, а как следствия сложной взаимосвязи причин, которую нужно просто принять как факт, и по мере возможности пытаться их устранить.


СИЗО-1

Расположено в г. Волгограде. Рассчитано на 1160 чел. Численность превышает лимит более чем в 4 раза. Помимо этого есть СИЗО-2 в г. Камышине на 600-700 чел. и СИЗО-4 при 26-й колонии на 250 чел. УИН выходит из положения используя помещения, функционирующие в режиме следственного изолятора (ПФРСИ) в колониях. Туда переводят уже после суда на время до вступления приговора в силу. Готовится еще СИЗО-5 для женщин в г.Ленинске.

В СИЗО-1 на сегодняшний день содержится 1250 чел. с 1-2 группами тубучёта. Две палаты с открытой формой.

Питание удается обеспечить только на треть, да и то не за счет бюджета. Проблема эта решается снятием ограничения на передачи: родственникам разрешено передавать до 40 кг. Как-то выручают собственная хлебопекарня и макаронный цех.

Летнюю жару пытаются пережить с помощью мощных вентиляторов, загоняющих воздух с улицы через коридор в камеры. Для большей направленности воздуха будут установлены короба, разветвляющиеся по камерам. Кроме того, сняли короба с окон, оставив "реснички".

В некоторых женских камерах есть душевые.

Для малолеток в специальных классах организовано обучение по школьным предметам.

Сотрудникам платят 60 % от положенной заработной платы, с 1998 г. ни разу не платили паек. Несмотря на это люди держатся за работу. Это позволяет хоть как-то предотвратить коррупцию, за последний год за нарушения такого характера уволено 9 сотрудников.

Колония строгого режима ЯР-154/26

До 1994 г. была ЛТП. Преобразование колонии из "лечебно-профилактической" в строгорежимную одновременно было восстановлением ее из полуразрушенного состояния. Это происходило под началом Радченко Павла Васильевича, начальника колонии, и Санкина Михаила Валентиновича, его заместителя по воспитательной работе (ныне зам. нач УИН). Сегодня в колонии около тысячи заключенных, из них 200 - хозобслуга. Кормить их при финансировании 89 коп. в день на человека удается лишь благодаря отвлечению оборотных средств с собственного производства и хлебопекарни. В результате получается 8-9 руб. на человека. Производство - жилые вагончики, мебель и швейка.

Из-за трудностей со сбытом не удается использовать полностью производственные мощности, получается, что осужденные не всегда заняты на работе. Это привело к интересным новациям в условиях содержания. Фактически весь год добрая часть колонии занята подготовкой к праздникам, в том числе к ежегодному областному межколонийскому смотру самодеятельности. В колонии есть хор, в нем участвует 200 человек. Те, кто не участвует в этом, могут заниматься в спортзале, где есть тренажеры.

Колония "красная", воспитатели и актив заняты перенаправлением энергии в творческое русло. Стимулы, помимо чисто творческих - УДО, свидания и отпуска.

Борьба с воспроизводством касты "опущенных" ведется довольно жестко.

На СУСе 23.05.2000 г. было 29 человек.

Самым ярким событием жизни колонии был выездной концерт осужденных, состоявшийся 14 мая 1999 года в одном из ДК г.Волгограда. После концерта одна из матерей написала в письме: “Дух праздника во мне, мне радостно”…

Лечебно-исправительное учреждение ЛИУ-15

Бывшая колония строгого режима. Преобразована в 1999 году в ЛИУ. Содержатся в ней соматические больные и туберкулезники. Последние доставляются сюда из Волгограда. Область обслуживает ОЛИУ-23 в г.Урюпинске (объединенные 18-я и 23-я колонии). В скором времени 24 колония в Камышине также будет туберкулезной. Среди соматических больных преобладают язвенники и сердечники. Есть трое ВИЧ-инфицированных и двое больных СПИДом.

Колония еще в процессе обустройства лечебных помещений. Приобрели рентген-аппаратуру.

Недофинансирование компенсируется подсобным хозяйством. Есть оранжереи и огороды, инкубатор и курятник, крольчатник, индоутки. Для туберкулезников и диетников делают соевое молоко.

Кроме того, удается поддерживать на минимальном уровне производство (а это значит отвлекать оборотные средства на другие нужды). При колонии работает автосервис, делают металлоконструкции, мебель, жилые вагончики, работает швейка. Основное производство - производство нефтянных буровых установок (единственное предприятие в стране) - стоит, поскольку разрушены старые коммерческие связи, кроме того на промзоне отключено за неуплату электричество. Это производство сложно восстановить и по причине реорганизации колонии из строгорежимной в лечебную, где работать может только часть осужденных.

При колонии - ПФРСИ, рассчитанное на 60 человек, в него поступают туберкулезники после суда до вступления в силу приговора.

Любая болезнь, в особенности в местах заключения, вызывает психические отклонения. Это прежде всего касается туберкулезников и ВИЧ-инфицированных. Обстановка в лечебно-исправительных учреждениях как правило накалена. Жесткость природных закономерностей направляется и усиливается строгостью режима. Это немудрено, ведь необходимость общего выживания в таких условиях приоритетней личных удобств. Пожалуй, это единственный случай, когда бесконечные режимные ограничения в пенитенциарной системе действительно оправданы. Впрочем, исторически так и было: форму жизни колонии позаимствовали от карантинов.

В ЛИУ-15 жестко отделяют друг от друга отряды. Туберкулезники и ВИЧ-инфицированные имеют свои библиотеки. За нарушения режима - ШИЗО или ПКТ. Но и в этой стесненной обстановке начальник учреждения Мансветов Андрей Игоревич находит пути разумного решения проблем: так, если кто-то из больных нарушает режим, к примеру курит в палате, это недостаточный повод поместить его в ПКТ, но чтобы его отучить (ведь здесь стоит вопрос не только о его свободе, но и вреде окружающим), его переводят в лечебно-режимную палату (ЛПР), специально введенную для таких ситуаций. Здесь нарушитель содержится в таких же условиях, что и в общей палате, но только без возможности создавать другим неудобства.

Мы рассказываем об этом так подробно, потому что знаем, что где-нибудь в другом месте нашей необъятной пенитенциарной системы ситуацию довели бы до серьезного срыва и ШИЗО…

Символично, что на территории колонии строится храм Лонгина Сотника с копьем.

Copyright © Центр содействия реформе уголовного правосудия. All rights reserved.
Использование материалов сайта без согласования с нами запрещено.
Комментарии и предложения по оформлению и содержанию сайта: sodeistvie08@gmail.com

  Rambler's Top100      

  Яндекс цитирования