Общественный Центр Содействия Реформе Уголовного Правосудия

Центр содействия реформе уголовного правосудия

 

На главную

 

О Центре :: Новости :: Проекты :: Пишите! :: Вопрос - Ответ

Карта сайта :: На главную

 
 

>>> О старых и новых законах

 
 

Федеральный закон

Проект Федерального закона “О внесении изменений и дополнений в УК РФ, УПК РСФСР, УИК РФ и другие законодательные акты Российской Федерации” подготовлен Правовым управлением ГУИН Минюста. Он был внесен Государственную Думу осенью 1999 года Советом Федерации.

Материалы:

Что говорят и пишут о решении Совета Федерации:

19 мая 2000 года проект ФЗ был единогласно принят депутатами в первом чтении. Как и предполагалось, при рассмотрении проекта ФЗ во втором чтении, под давлением Генеральной Прокуратуры, Верховного Суда и МВД, он был существенно изменен, утратил ряд важнейших предложений. (См. Подробный комментарий поправок, внесенных Государственной Думой в проект ФЗ). Тем не менее, правозащитные организации и политики-реформаторы добиваются скорейшего вступления его в силу, поскольку и в таком, несколько ухудшенном, варианте он позволил бы уже в ближайшее время начать процесс сокращения численности заключенных.

По расчетам специалистов ГУИН Минюста России, реализация закона должна была позволить не только постепенно сократить численность осужденных и арестованных в пределах 250 тыс. человек, но и коренным образом изменить уголовную политику государства.

17 января 2001 года проект ФЗ был принят депутатами ГД в третьем чтении. По оценке экспертов, в течении двух лет после его вступления в силу тюремное население России могло сократиться на 250 тысяч человек.
Ожидалось, что через Совет Федерации ФЗ пройдет без особых препятствий: обычно законопроекты, направленные в Госдуму сенаторами, одобряются или пропускаются без рассмотрения на подпись Президенту. Но совершенно неожиданно накануне рассмотрения проекта ФЗ генеральный прокурор Владимир Устинов направил письмо спикеру верхней палаты Егору Строеву. В этом письме он утверждал, что предлагаемые изменения неадекватны сложившейся в стране реальной криминогенной обстановке. Это может вызвать лишь удивление у специалистов: уровень регистрируемой преступности в прошлом году существенно снизился. В письме Владимира Устинова содержится целый ряд других бездоказательных и даже антиправовых утверждений (см. Павел Крашенинников в разделе “Что говорят и пишут о решении Совета Федерации”).

31 января Совет Федерации принял решение отклонить проект ФЗ и предложить Госдуме создать согласительную комиссию для преодоления имеющихся разногласий. Против проекта ФЗ проголосовали 110 сенаторов. Решение Совета Федерации объективно способствует продолжению прежней уголовной политики государства, направленной на уничтожение беднейших и социально незащищенных слоев населения.

Помимо давления Генпрокуратуры, на решение Совета Федерации повлияли и некоторые другие обстоятельства. Чувствовалось, что некоторые сенаторы плохо знакомы с сутью законопроекта. Да и когда им было знакомиться: в этот день Совет Федерации должен был рассмотреть около 30-ти законопроектов, среди них были и такие, которые непосредственно затрагивают интересы сенаторов. А новым сенаторам надо было еще успеть на встречу с Президентом, где, в частности, рассматривался их квартирный вопрос. В прессе отмечалось также, что сенаторы торопились на перерыв, поэтому никакого обсуждения проекта ФЗ фактически не было.

По мнению некоторых экспертов, неожиданное вмешательство Генпрокуратуры было инициировано Президентом, которому не хотелось (особенно после скандала с отзывом законопроекта о судебном порядке ареста) в очередной раз засвечиваться в качестве душителя демократических инициатив.

Чем же официально мотивировали свое решение сенаторы? В заключении комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам указывается, что законом "предлагается изменить предельные сроки содержания под стражей лиц, обвиняемых в совершении тяжких и особо тяжких преступлений, значительно сократив их". Данное замечание относится к предложению сократить срок содержания под стражей в период проведения следствия до одного года (сейчас – полтора года, а в отдельных случаях и до 2,5 лет). В заключении отмечается, что в настоящий момент под стражей свыше 12 месяцев содержатся более 350 человек. Все они обвиняются в совершении таких тяжких преступлений, как похищение людей и убийства, изнасилования, разбои, бандитизм и тому подобное. "Каждое из этих уголовных дел, - говорится в заключении комитета, - представляет особую сложность и не может быть завершено в устанавливаемые новым законом сокращенные сроки в связи с многоэпизодностью преступной деятельности, значительным числом ее участников, необходимостью проведения многочисленных экспертиз, большим объемом материалов и длительностью ознакомления с ними обвиняемых".

21 февраля Государственная Дума одобрила изменения, предложенные согласительной комиссией в проект ФЗ. Члены согласительной комиссии исключили из проекта основные предложения, направленные на сокращение численности заключенных. (См. Комментарий Льва Левинсона на решение согласительной комиссии.)

В начале февраля известные общественные и политические деятели, правозащитники, входящие в ассоциацию “Общее действие”, обратились к Президенту России, к председателям Государственной Думы и Совета Федерации с обращением. В нем, в частности, говорится:

“Условия содержания большинства российских заключенных являются бесчеловечными, варварскими, а в следственных изоляторах они приравниваются к пытке. В местах лишения свободы заболеваемость туберкулезом в 60 раз выше, чем на воле, а смертность выше в 30 раз. Более 10 тысяч российских заключенных умирают ежегодно от голода, туберкулеза и других заболеваний, сотни тысяч становятся инвалидами, выходят на волю с покалеченной психикой, утраченным здоровьем. Миллионы российских семей на время или навсегда теряют кормильца.

Наша уголовно-исполнительная система превратилась в источник опасности планетарного масштаба. В российских тюрьмах и колониях возникает, распространяется и выплескивается на волю новая страшная болезнь — множественно лекарственно-устойчивая форма туберкулеза. Эта практически неизлечимая болезнь страшнее СПИДа и рака. Против нее эффективные прежде противотуберкулезные препараты бессильны. Всемирная организация здравоохранения объявила МЛУ ТБ главным инфекционным заболеванием XXI века, а Россию — основным источником возникновения и распространения этой смертельной болезни. По оценке экспертов, если туберкулезная эпидемия в пенитенциарных учреждениях не будет в ближайшее время остановлена, через десять лет неизлечимой формой туберкулеза будет заражено более двух миллионов российских граждан. Справиться с туберкулезной эпидемией, с возникновением и распространением неизлечимой формы туберкулеза самостоятельно наша страна не сможет. Но и помощь, которую готово оказать нам мировое сообщество, окажется бесполезной, если не улучшить условия содержания заключенных. Средства, выделяемые на диагностическую аппаратуру, медикаменты, продукты, уйдут в песок. В удушливой атмосфере камер и бараков, при непрерывных стрессовых ситуациях с туберкулезом справиться невозможно, здесь он распространяется в десятки раз быстрее, чем на воле.

На создание нормальных, соответствующих отечественному законодательству условий содержания, при сохранении нынешней численности заключенных, по оценке экспертов, требуется 22 миллиарда долларов. Таким образом, единственный путь предотвращения катастрофы – постепенное, с учетом обеспечения безопасности населения, сокращение численности тюремного населения России до разумного, подъемного для государственного бюджета уровня. Напомним, что одна восьмая всего тюремного населения на Земле сидит в наших тюрьмах и колониях, при том, что россияне составляют лишь сороковую часть человечества. Каждый четвертый взрослый мужчина в нашей стране — бывший заключенный”.

Copyright © Центр содействия реформе уголовного правосудия. All rights reserved.
Использование материалов сайта без согласования с нами запрещено.
Комментарии и предложения по оформлению и содержанию сайта: sodeistvie08@gmail.com

  Rambler's Top100      

  Яндекс цитирования